Определением СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2024 г. N 18-КГ24-13-К4 настоящее определение отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Макаровой Е.В, Якубовской Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в лице Территориального отдела в городе-курорте Геленджик, Туапсинском районе к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, Управлению образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа N 1 муниципального образования город-курорт Геленджик им. Адмирала Холостякова о понуждении к устранению выявленных нарушений по кассационной жалобе администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 8 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, судебная коллегия
установила:
Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в лице Территориального отдела в городе-курорте Геленджик, Туапсинском районе обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, Управлению образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению основная общеобразовательная школа N 1 муниципального образования город-курорт Геленджик им. Адмирала Холостякова о понуждении к устранению выявленных нарушений, в обоснование заявленных требований указав, что ответчиком не созданы безопасные условия для обучения и воспитания обучающихся.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от8 декабря 2022 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в лице Территориального отдела в городе-курорте Геленджик, Туапсинском районе удовлетворены. Суд обязал администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик, Управление образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу N 1 муниципального образования город-курорт Геленджик имени Адмирала Холостякова в течении трех месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить требования: ст. 11, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 28 Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 2.5, п. 2.7, п. 2.9, п. 2.13, п. 4.5, п. 8.1.4, таблица N 2 СанПиН 2.3./2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"; п. 2.2.2, п. 2.4.6.2, п. 2.4.12, п. 2.7.4.СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" в МБОУ СОШ N 1 муниципального образования город-курорт Геленджик имени Адмирала Холостякова, юридический адрес: Краснодарский край, г..Геленджик, ул.
Толстого, 21, а именно: организовать планировку пищеблока школы в соответствии с требованиями технического регламента, с обеспечением последовательности (поточности) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала; оборудовать помещение для обработки яиц тремя моечными ваннами, обеспечить выделение места для мытья и дезинфекции уборочного инвентаря, с оборудованием его местом для разведения дезинфицирующих растворов; оснастить пищеблок школы оборудованием для хранения пищевой продукции, изготовленным из материалов, соответствующих требованиям технических регламентов, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией (с маркировкой - знаком ЕС, информирующим о разрешении контакта с пищевыми продуктами); оборудовать мясо-рыбный цех школы системой вытяжной вентиляции: обеспечить рацион питания обучающихся фруктами в ассортименте; в срок до 01.09.2023 выполнить требования: ст. 11, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 28, Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 2.5, п. 2, 7, п. 2.9, п. 2.13, п. 4.5, п. 8.1.4, таблица N 2 СанПиН 2.3./2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"; п. 2.2.2, п. 2.4.6.2, п. 2.4.12, п. 2.7.4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи" в МБОУ СОШ N 1 муниципального образования город-курорт Геленджик имени Адмирала Холостякова, юридический адрес: Краснодарский край, г..Геленджик, ул. Толстого 21, а именно, обеспечить устранение выявленных нарушений в части устранения дефектов и повреждений искусственного покрытия спортивной площадки, расположенной на территории школы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 марта 2023 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Васильева Н.Ю. просит отменить указанные судебные постановления, как незаконные. В обоснование своих доводов ссылается на то, что при вынесении оспариваемых судебных актов судами нарушены нормы процессуального законодательства в части удовлетворения искового заявления к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик как к ответчику. Также судами не принято во внимание, что Решением управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю N55-р-П от 24 ноября 2022 года удовлетворено ходатайство МБОУ "СОШ N1 им. Адмирала Холостякова" о предоставлении отсрочки исполнения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор, от 3 февраля 2022 года N182п-18-2022 до 1 сентября 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в кассационную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведенных Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик плановых и внеплановых выездных контрольно-надзорных мероприятий, проводимых в период с 2020 по 2022 гг, были выявлены и впоследствии не устранены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, а также к организации питания учащихся в МБОУ средней общеобразовательной школе N 1 имени Адмирала Холостякова, расположенной по адресу: Краснодарский край, г..Геленджик, ул. Толстого, 21, а именно: искусственное покрытие спортивной площадки имеет повреждения, дефекты; конструкторские решения пищеблока образовательного учреждения не позволяют исключить встречные потоки сырья и готовой продукции, чистой и использованной посуды (грязной): через моечную столовой посуды осуществляется проход в санитарный блок для персонала и далее в склад бакалеи и продовольственного сырья (мяса, рыбы), а также осуществляется движение продукции и продовольственного сырья из помещений склада в мясо-рыбный цех и пищеблок (условия стесненные). Движение кухонной грязной и чистой посуды осуществляется также через моечную столовой посуды. При этом в моечной столовой посуды расстановка оборудования не позволяет исключить встречные потоки чистой и грязной столовой посуды.
Холодильный шкаф для хранения молока и молочной продукции расположен между зоной раздачи готовой продукции и сбора остатков пищи и грязной посуды, которая доставляется непосредственно обучающимися; помещение для обработки яиц оборудовано двумя моечными ваннами, вместо 3-х положенных, не выделено место для мытья и дезинфекции уборочного инвентаря, на момент проверки хранение уборочного инвентаря осуществляется по цехам, место для разведения дезинфицирующих растворов не оборудовано, хранение хлеба осуществляется в приспособленном шкафу, не предназначенном для контакта с пищевой продукцией, мясо-рыбный цех не оборудован системой вентиляции; в рационе питания не выдаются фрукты в ассортименте, из фруктов выдаются только яблоки.
Невыполнение указанных мероприятий является нарушением ст. 11, ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 28 Федерального закона N52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; п. 2.5, п. 2.7, п. 2.9, п. 2.13, п. 4.5, п. 8.1.4, таблица N 2 СанПиН 2.3./2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения"; п. 2.2.2. п. 2.4.6.2, п. 2.4.12, п. 2.7.4. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Согласно п. 1 ч. 2ст. 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" N 248-ФЗ.
По результатам проверок МБОУ СОШ N1 неоднократно выдавались предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений, невыполнение которых было установлено проверками, в связи с чем, должностными лицами Роспотребнадзора были составлены протоколы по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, которые были направлены на рассмотрение мировым судьям судебных участков N 15, 16г. Геленджика. По результатам рассмотрения были вынесены постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1ст. 19.5 КоАП РФ, в которых была признана вина МБОУ СОШ N2 в невыполнении предписаний. Указанные постановления не были обжалованы и вступили в законную силу.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается факт невыполнения МБОУ СОШ N 1 требований Роспотребнадзора по приведению организации питания учащихся в общеобразовательном учреждении в соответствие с санитарным законодательством, что создает существенную потенциальную угрозу для здоровья детей.
Согласно п. 1.1 Устава, утвержденного Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 16.03.2020 N 432, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение по своей организационно-правовой форме является муниципальным учреждением и относится к некоммерческим организациям, тип Учреждения: бюджетное учреждение; общеобразовательное учреждение.
В соответствии с п. 1.4 Устава, учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование город-курорт Геленджик. Функции и полномочия учредителя отношении Учреждения и собственника имущества Учреждения осуществляет администрация муниципального образования город-курорт Геленджик, расположенная по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Революционная, д. 1. Органом, осуществляющим отдельные функции и полномочия Учредителя, является управление образования администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Молодежная, 1 А.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции (с ним согласился и суд апелляционной инстанции), руководствуясь ст. ст. 222, 260 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 28 Закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. ст. 4, 7, 9 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации с местного самоуправления в РФ", пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по устранению выявленных Управлением Роспотребнадзора по КК нарушений, и удовлетворил заявленные истцом требования.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы о ненадлежащем ответчике - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик, суды, правильно применив вышеуказанные положения законодательства, пришли к обоснованному выводу о том, что на администрацию, как учредителя и собственника имущества МБОУ СОШ N 1, должна быть возложена в частности обязанность по финансированию указанных мероприятий. В связи с этим отклоняются доводы кассатора о ненадлежащем ответчике по делу как неосновательные. Данные доводы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую оценку. Названные доводы не указывают на неправильное применение норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судами.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 8 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 29 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи Е.В. Макарова
Е.В. Якубовская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.