Определением СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2024 г. N 18-КГ24-105-К4 настоящее определение отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Грибанова Ю.Ю, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сочи, действующего в интересах Российской Федерации к ФИО2 о признании отсутствующим право собственности на земельный участок и признании права собственности на земельный участок за Российской Федерацией, по кассационной жалобе ФИО2 на решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав участников процесса, судебная коллегия
установила:
прокурор города Сочи, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к ФИО2 о признании отсутствующим право собственности на земельный участок и признании права собственности на земельный участок за Российской Федерацией.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером N незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. Основанием государственной регистрации права собственности первоначального владельца участка ФИО10 послужило постановление администрации Хостинского района г..Сочи от ДД.ММ.ГГГГг. N "О передаче земельных участков в собственность" и выданное в соответствии с ним свидетельство о праве собственности, выданное ему ДД.ММ.ГГГГ, затем государственного акта N. Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:0308007:1092 полностью расположен в границах земель Нижне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года. Право собственности на данный участок ДД.ММ.ГГГГг. зарегистрировано за ФИО2 на основании договора купли-продажи, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Как указывает прокурор, вопреки требованиям действующего законодательства РФ и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ в Краснодарском крае и Республике Адыгея, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "для садоводства".
Изложенное, по мнению прокурора, указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером N. В связи с тем, что спорный земельный участок расположен на землях Национального парка города Сочи, то есть является собственностью Российской Федерации, при этом право на него зарегистрировано в отсутствие волеизъявления собственника земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ в Краснодарском крае и Республике Адыгея, прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с настоящим иском.
Решением Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 января 2023 г. признано отсутствующим право собственности ФИО2 на земельный участок N, имеющий кадастровый N, площадью 777 кв.метров, имеющий вид разрешенного использования "садоводство", расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе "Клен" "адрес". Признано право собственности Российской Федерации на земельный участок N, имеющий кадастровый N, площадью 777 кв.метров, имеющий вид разрешенного использования "садоводство", расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе "Клен" "адрес" края. Указано, что настоящее решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о праве ФИО2 на земельный участок, N, имеющий кадастровый N, площадью 777 кв.метров, имеющий вид разрешенного использования "садоводство", расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе "Клен" "адрес" края, зарегистрировав возникновение права собственности на данный земельный участок за Российской Федерацией.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 мая 2023 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО2, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании кассационной инстанции ФИО2 с представителем ФИО8 поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить оспариваемые судебные постановления.
Прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Капитан - ФИО9, полагая вынесенные по делу судебные постановления законными и обоснованными, просила оставить их без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, за ответчиком ФИО2 зарегистрировано право собственности на земельный участок N с кадастровым номером N, категории "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для садоводства", расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе "Клен" Хостинского района N Сочи Краснодарского края, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Первоначально право собственности на данный земельный участок ДД.ММ.ГГГГг. зарегистрировано за ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи перешло к ФИО2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ
Основанием возникновения права собственности ФИО11 на спорный земельный участок послужили постановление главы администрации Хостинского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N, свидетельство праве собственности на землю, выданного ему ДД.ММ.ГГГГ, которое затем было заменено на Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения. Площадь земельного участка, указанная в данных двух документах, составляет 777 кв.метров.
Также из содержания указанного свидетельства и прилагаемого к нему плана границ участка следует, что ФИО10 предоставлен земельный участок 22 в садоводческом товариществе "Клен".
По результатам изучения представленного Центральным отделом по г. Сочи Росреестра по Краснодарскому краю ДД.ММ.ГГГГг. за "адрес" землеустроительного дела N-Х садоводческого товарищества "Клен" база спецснабжения 502" установлено, что согласно приложенным спискам членов садоводческого товарищества за ФИО10 закреплен участок N, площадью 5, 8 кв.м.
Судом установлено, что спорный земельный участок подлежал постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах территории названного товарищества.
Кроме этого, садоводческому товариществу, исходя из содержания имеющихся в землеустроительном деле документов, в границах Нижне-Сочинского лесничества отведен земельный участок для коллективного садоводства на основании решения Сочинского горисполкома по Хостинскому району N от ДД.ММ.ГГГГг. "О дополнительных мерах по развитию коллективного садоводства "адрес" выделен земельный участок площадью 1, 35 га Сочинского национального парка. Решением исполнительного комитета Хостинского районного ФИО1 народных депутатов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГг. N "Об утверждении проекта организации и застройки территории садоводческого товарищества "Клен" базы спецснабжения 502".
Согласно заключению по результатам обследования садово-огороднического товарищества "Клен" спецбазы N, утвержденного председателем Сочинского городского комитета по охране природы (исх. 906 от ДД.ММ.ГГГГг.), земельные участки указанного садоводческого товарищества расположены в границах Нижне-Сочинского лесничества квартал 46.
В соответствии с графической схемой границ земель с/т "Клен", являющегося приложением к государственному акту КК-2 N, от исходной к примыкающей характерным точкам земельного участка смежными землепользователями является Сочинский национальный парк.
Согласно выводов заключения специалиста, предупрежденного об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, следует, что, далее дословно: "В результате исследования установлено, что при наложении границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0308007:1092, на план лесонасаждений Нижнее-Сочинского участкового лесничества (лесоустройство 1997 года), последний полностью располагается в пределах выделов 19, 24 квартала 46 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка (л.д. 208-209 том1).
Между тем, образованный земельный участок сформирован за счет земель Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона N ЗЗ-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001г. N 137-ФЗ находятся в собственности Российской Федерации.
Изложенная совокупность доказательств указывает на незаконность возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0308007:1092.
Также судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0308007:1092 незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку полностью образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями истцом было указано на то, что регистрация права собственности правопредшественников ответчика, а затем и ответчика осуществлена в нарушение п. 5 ст. 25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 93-ФЗ).
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исследовав представленное заключение, чертеж, акт осмотра земельного участка, пришел к выводу о том, что право ответчика на спорный земельный участок не может считаться действительным, поскольку земли Сочинского национального парка в установленном законом порядке не изымались.
С выводами суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласна ввиду следующего.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 05 мая 1983 г. N214 "О создании Сочинского национального парка" создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
Согласно статье 3 Лесного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного земельного участка, леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на леса, запрещаются.
В силу статьи 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, при этом имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Согласно пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или
муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Согласно части 2 статьи 9 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" на землях лесного фонда запрещается размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, системное толкование действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически запрещает передачу лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность граждан до перевода лесного участка в составе земель лесного фонда в другую категорию земель в установленном порядке.
При этом, границы земель лесного фонда определяются в соответствии с лесным законодательством, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса РФ).
Статья 92 Лесного кодекса РФ определяет, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Право собственности Российской Федерации на лесные участки в составе земель лесного фонда закрепляется статьей 8 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков их местоположение, границы и площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
На основании статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств, входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с пунктом 2 статьи 23, статей 67, 68 Лесного кодекса РФ (Федеральный закон от 04 декабря 2006 г. N 200-ФЗ), пункта 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 г. N 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены статьей 72 Лесного кодекса РФ 1997 г, пунктом 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15 декабря 1994 г. N 265.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием "Воронежлеспроект", подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 5 части 2, частей 6, 7 статьи 111, пункта 3 части 2 статьи 23, части 1 пункта 5, частей 2, 3 статьи 116 Лесного кодекса РФ, в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Сочинском национальном парке, после их включения в границы населенного пункта город-курорт Сочи приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшение площади которых не допускается.
Более того, в силу пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, пунктов 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-КГ 14-9070.
Учитывая вышеуказанные нормы законодательства, следует сделать вывод, что земельные участки, находящиеся на территории Сочинского национального парка, не могут находиться в частной собственности, кроме как в собственности Российской Федерации.
Согласно заключению специалиста ФГБУ "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 23:49:308007:1092 полностью расположен в границах земель Нижне-Сочинского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, входящую в Сочинский национальный парк.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистом Управления муниципального земельного контроля администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, и составленной фототаблицы следует, что обозначенный земельный участок не огорожен, свободен от строений, лесопокрытый, не осваивается.
Учитывая установленные судом обстоятельства, следует согласиться с выводом суда о нахождении спорного земельного участка, принадлежащего ответчику, на территории Сочинского национального парка.
Таким образом, данный земельный участок относится к землям лесного фонда и не может быть предоставлен ФИО2 в собственность, соответственно, выбыл из собственности Российской Федерации без ее воли, что нарушает права и законные интересы законного собственника.
Соответственно, для восстановления нарушенного права судом первой инстанции сделан верный вывод об удовлетворении исковых требований.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. N218-ФЗ (в ред. от 25.11.2017) "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В случаях, если запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Также вывод о признании права собственности ответчика отсутствующим соответствует нормам законодательства.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку нижестоящими судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи Ю.Ю. Грибанов
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.