Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего фио, судей фио, фио, при секретаре Черных В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-458/2022 по административному исковому заявлению Саркисова... к зам. начальника отдела-зам. старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов УФССП России по адрес (далее - МОСП по ИПН) фио, начальнику отдела - старшему судебному приставу МОСП по ИПН фио, МОСП по ИПН, ГУФССП России по адрес о признании незаконным постановлений, вынесенных вышестоящим в порядке подчиненности органом, по апелляционной жалобе представителя фио - Дворянсковой Е.В. на решение Савеловского районного суда адрес от 22 июня 2022 г, заслушав доклад судьи фио, выслушав объяснения представителя МОСП по ИПН - фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
решением Савеловского районного суда адрес от 22 июня 2022 г. в удовлетворении названного выше административного иска отказано.
Рассматривая дело и разрешая спор по существу, суд исследовал заявленные Саркисовым А.В. требования об отмене постановления зам. начальника отдела-зам. старшего судебного пристава МОСП по ИПН фио от 1 октября 2021 г, которым было отменено постановление судебного пристава-исполнителя от 22 августа 2018 г. об окончании исполнительного производства, возбужденного в отношении Саркисовым А.В, поскольку оно вынесено за пределами срока, установленного нормами ч. 9 ст. 47, ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ограничивающими срок отмены постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства 6 месяцами. Жалоба на указанное постановление, поданная в порядке подчиненности, по мнению административного истца, незаконно была оставлена без удовлетворения постановлением начальника отдела - старшим судебным приставом МОСП по ИПН фио 17 января 2022 г.
Исследуя указанные обстоятельства применительно к нормам ст.ст. 36 ч. 8 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", суд принял во внимание возражения судебного пристава-исполнителя МОСП по ИПН, оценил представленные доказательства и пришел к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемых постановлений не имеется, потому что истечение сроков исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для окончания исполнительного производства.
В апелляционной жалобе представителя фио ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства РФ нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, исследовав приобщенные в соответствии с протокольным определением судебной коллегии в порядке ч. 2 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ дополнительно представленные стороной документы, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда пришла к выводу о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается, что 22 августа 2018 г. исполнительное производство N 2189680/18/77043 в отношении фио, возбужденное 25 июня 2018 г, о взыскании налоговой недоимки в сумме сумма на основании исполнительного документа - постановления ИФНС России N 31 по адрес от 21 июня 2018 г, было окончено судебным приставом-исполнителем МОСП по ИПН ввиду невозможности взыскания по исполнительному документу, о чем налоговый орган был извещен.
На основании постановления зам. начальника отдела-зам. старшего судебного пристава МОСП по ИПН фио от 1 октября 2021 г. указанное постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 22 августа 2018 г. было отменено по результатам сверки с налоговым органом, так как установлен факт непогашенной задолженности.
По результатам рассмотрения жалобы фио постановление зам. начальника отдела-зам. старшего судебного пристава МОСП по ИПН фио от 1 октября 2021 г. оставлено без изменения постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ИПН фио от 17 января 2022 г.
Данные факты подтверждены исследованными доказательствами и требовали оценки законности обжалуемых постановлений применительно к нормам ч. 9 ст. 47, ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", чего сделано не было.
Между тем в соответствии с названными нормами материального права в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения (ч. 9 ст. 47).
Данное правовое регулирование направлено на реализацию таких задач исполнительного производства, как правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и соблюдение таких принципов исполнительного производства, как законность и уважение чести и достоинства гражданина (определение Конституционного Суда РФ от 30.05.2023 N 1186-О).
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", "в силу положений статьи 47 НК РФ и статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов (органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации) о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
В силу ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
Таким образом, по смыслу приведенных законоположений, постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения, может быть отменено вышестоящим в порядке подчиненности органом в течение срока предъявления исполнительного документа, то есть в течение 6 месяцев со дня вынесения налоговым органом постановления налогового органа о выканий налоговой недоимки.
Материалами дела подтверждается, что исполнительный документ налогового органа о взыскании с фио налоговой недоимки вынесен 21 июня 2018 г, исполнительное производство по его исполнению окончено постановлением от 22 августа 2018 г, которое отменено зам. начальника отдела-зам. старшего судебного пристава МОСП по ИПН фио 1 октября 2021 г, то есть через 4 года со дня вынесения налоговым органом исполнительного документа и по истечении трех лет со дня окончания исполнительного производства, притом что такой срок не должен превышать 6 месяцев.
Однако данные нормы материального права судом первой инстанции не были применены.
Вместо этого суд первой инстанции ошибочно руководствовался положениями ч. 8 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которые, устанавливая сроки совершения исполнительных действий, спорные правоотношения ре регулирует.
Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Таким образом, норма права, которую применил суд, позволяет судебному приставу-исполнителю продолжать совершать исполнительные действия и меры принудительного взыскания по истечении срока, установленного законом для исполнения исполнительного документа, но не допускает возможности вышестоящему в порядке подчиненности органу отменять по истечении установленного законом срока постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу об отмене оспариваемого решения суда и принятии нового решения об удовлетворении административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 311, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Савеловского районного суда адрес от 22 июня 2022 г. отменить и принять по делу новое решение, которым административный иск Саркисова... удовлетворить, признать незаконным постановление зам. начальника отдела-зам. старшего судебного пристава МОСП по ИПН фио от 1 октября 2021 г. об отмене постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства N 2189680/18/77043 от 22 августа 2018 г, постановление начальника отдела - старшего судебного пристава МОСП по ИПН фио от 17 января 2022 г.
Настоящее апелляционное определение в соответствии с ч. 5 ст. 311 Кодекса административного судопроизводства РФ вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через Савеловского районный суд адрес в судебную коллегию по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.