Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Юнител" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, нежилого здания и земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юнител" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, нежилого здания с кадастровым номером ОКС9, земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
Определением суда от 11 октября 2023 года удовлетворено ходатайство административного истца о принятии отказа от иска в части требований о пересмотре кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 и нежилого здания с кадастровым номером ОКС9; производство по административному делу в указанной части прекращено.
В административном исковом заявлении ООО "Юнител" просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Роосконсалтгруп", по состоянию на 1 января 2021 года, а именно в размере 24 020 055 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 29 174 977 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 9 418 003 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 46 939 322 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 61 469 494 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 27 698 305 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 62 442 799 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 108 925 051 рубля в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 43 722 670 рублей 32 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 54 289 562 рублей 11 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 12 723 737 рублей 49 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 92 339 039 рублей 57 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 124 939 479 рублей 26 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 51 237 203 рублей 41 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 105 375 757 рублей 03 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8.
Также административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 155 508 734 рублей 15 копеек.
Поскольку общество является собственником нежилых помещений и арендатором земельного участка, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога и арендной платы, размер которых исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца ООО "Юнител" по доверенности Михайлов А.В. представил ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены возражения относительно заявленных требований.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административный истец ООО "Юнител" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, что подтверждается выписками из ЕГРН.
В отношении названных объектов установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 43 722 670 рублей 32 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 54 289 562 рублей 11 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 12 723 737 рублей 49 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 92 339 039 рублей 57 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 124 939 479 рублей 26 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 51 237 203 рублей 41 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 105 375 757 рублей 03 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых помещений уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Также административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером ЗУ, что подтверждается договором аренды земельного участка, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 155 508 734 рублей 15 копеек.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за земельный участок производится в процентах от его кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных объектов недвижимого имущества влияют на права и обязанности ООО "Юнител" как плательщика налога и арендной платы.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 6 июня 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО "Юнител" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка были представлены отчеты, подготовленные ООО "Роосконсалтгруп", в которых по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость определена в размере 24 020 055 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 29 174 977 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 9 418 003 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 46 939 322 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 61 469 494 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 27 698 305 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 62 442 799 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 108 925 051 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 составляет 32 861 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 составляет 40 596 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 составляет 12 288 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 составляет 67 185 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 составляет 91 961 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 составляет 38 367 000 рублей, стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 составляет 94 653 000 рублей, стоимость земельного участка с кадастровым номером ЗУ составляет 147 251 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленные заявителем отчеты об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений и земельного участка, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "Роосконсалтгруп", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы экспертов относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали. Напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной, определенной не по результатам оценки, проведенной ООО "Роосконсалтгруп", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений и земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что ООО "Юнител" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8 и земельного участка с кадастровым номером ЗУ должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 6 июня 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы исполнена, что подтверждается платежным поручением N *. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
По правилам ч. 1 ст. 113 КАС РФ п ри отказе административного истца от административного искового заявления понесенные им судебные расходы административным ответчиком не возмещаются. Административный истец возмещает административному ответчику расходы, понесенные им в связи с ведением административного дела.
По смыслу названной нормы все судебные расходы, фактически понесенные по делу, при отказе от административного иска возлагаются на административного истца либо взыскиваются с него в пользу административного ответчика (если они были понесены административным ответчиком). В том случае, если расходы на проведение экспертизы фактически эксперту возмещены не были, они подлежат распределению при прекращении производства по делу и также возлагаются на административного истца, по заявлению которого было возбуждено производство в суде первой инстанции.
Поскольку административный истец отказался от требований об оспаривании кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 и нежилого здания с кадастровым номером ОКС9, постольку расходы по проведению экспертизы в отношении названных объектов подлежат взысканию с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
В свою очередь сведений о том, что при проведении кадастровой оценки были допущены нарушения методологии проведения массовой оценки, в материалы дела не представлено. Напротив, определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 отличается от оспариваемой кадастровой стоимости на 24, 8%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 отличается на 25, 2%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 отличается на 3, 4%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 отличается на 27, 2%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 отличается на 26, 3%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 отличается на 25, 1%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 отличается на 10, 1%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ отличается на 5, 3%, то есть менее 30%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленные в материалы дела отчеты признаны недостоверными, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 32 861 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 - в размере 40 596 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 - в размере 12 288 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 - в размере 67 185 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 - в размере 91 961 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 - в размере 38 367 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 - в размере 94 653 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ - в размере 147 251 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 июня 2022 года.
Взыскать с ООО "Юнител" в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА (получатель:).
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.