Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1697/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре утвержденных распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:08:0011001:4843 (далее - Земельный участок), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Расплетина, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 644 622 620, 46 руб.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 20 мая 2022 года N 22781, подготовленном оценщиком ООО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки", по состоянию на 1 января 2021 года в размере 508 890 000 руб.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит названный выше земельный участок. Внесённая в Единый государственный реестр недвижимости его кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, что затрагивает права АО "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения", так как влияет на размер налоговых обязанностей.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представители административного истца заявленные требования поддержали; представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения административного иска, ходатайствовал о возмещении расходов на оплату экспертизы.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили. Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 КАС РФ, суд определило рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца и Департамента городского имущества города Москвы, допросив эксперта Амбросимову Т.Ю, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности юридических и физических лиц, они могут быть оспорены ими в суде, в том числе на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В ходе судебного разбирательства установлено, что АО "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" является собственником Земельного участка, площадью 35 646 кв.м.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость Земельного участка установлена в размере 644 622 620, 46 руб.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января по 31 декабря 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости Земельного участка затрагивают права и обязанности административного истца, который является плательщиком земельного налога; в отношении спорного объекта недвижимости АО "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" уплачивает налоговые платежи исходя из его кадастровой стоимости.
Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 20 мая 2022 года N 22781, подготовленный оценщиком ООО "Приволжский центр финансового консалтинга и оценки" (далее - Отчет об оценке), в котором по состоянию на 1 января 2021 года определена рыночная стоимость Земельного участка в размере 508 890 000 руб.
Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного Отчета об оценке, а также в связи с возникшим спором о действительной рыночной стоимости Земельного участка определением суда от 14 сентября 2022 года по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению государственного судебного эксперта ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России Амбросимовой Т.Ю. от 20 июня 2023 года Отчёт об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в Отчёте об оценке рыночная стоимость Земельного участка не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена экспертом для Земельного участка в размере 619 474 000 руб.
В настоящем судебном заседании допрошен эксперт Амбросимова Т.Ю, которая выводы заключения поддержала.
Не доверять эксперту у суда оснований не имеется, заключение мотивировано, научно обосновано, а данные суду разъяснения аргументированы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось государственному экспертному учреждению. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, подробно описан объект экспертизы, его местоположение, качественные и количественные характеристики, всесторонне проанализирован рынок недвижимости в г.Москве, в том числе сегмент рынка, к которому относится Земельный участок, указаны ценообразующие факторы, влияющие на его рыночную стоимость, обоснован выбор подходов и методов оценки, объектов-аналогов; применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты отражают порядок их проведения и позволяют осуществить проверку полученных экспертом результатов, не содержат математических, методологических ошибок.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями законодательства и федеральных стандартов оценки.
Возражения стороны административного истца на заключение эксперта не свидетельствуют о недостоверности проведенного экспертного исследования, изложенные АО "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" доводы не подтверждают наличие ошибок в заключении эксперта и являются исключительно субъективным мнением их заявителя, не основанным на фактах, в связи с чем, не могут быть положены в основу настоящего решения суда.
При этом на представленные административным истцом возражения эксперт представил письменные пояснения, которые приобщены судом к материалам дела; будучи допрошенным в судебном заседании эксперт их также поддержал, дал развернутые и полные разъяснения по заключению, ответил на все вопросы суда и лиц, участвующих в деле, по поводу проведенного исследования.
Данные письменные пояснения и разъяснения эксперта, которым суд доверяет, по причинам изложенным выше, полностью опровергают доводы стороны административного истца о несоответствии заключения эксперта требованиям законодательства.
Каких-либо убедительных доводов, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертизы, в том числе определенной экспертом величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, суду не представлено, в связи с чем, а также по причине отсутствия противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта, отсутствуют и установленные статьей 83 КАС РФ основания для назначения по административному делу повторной судебной экспертизы.
Вопреки доводам представителей административного истца, круг вопросов, разрешенных экспертом при проведении экспертизы, непосредственно направлен на установление рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем аргументы АО "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" о том, что по делу проведена экспертиза иного вида, признаются судом несостоятельными.
Ссылки представителей административного истца на рыночные стоимости Земельного участка, определенные по состоянию на 1 января 2018 года, 1 января 2016 года и 1 января 2014 года, правового значения для настоящего административного спора не имеют и о недостоверности экспертного заключения об определении рыночной стоимости Земельного участка на 1 января 2021 года не свидетельствуют.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не опровергнута; ставить экспертное заключение под сомнение, как и применительно к нормам статей 59, 61, 82 КАС РФ считать его недопустимым доказательством, у суда оснований не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что в основу решения должно быть положено заключение судебной экспертизы, определившее по состоянию на 1 января 2021 года рыночную стоимость Земельного участка, равной которой и надлежит установить его кадастровую стоимость; достоверных данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости на юридически значимую дату сторонами в суд не представлено. Выводы о величине рыночной стоимости Земельного участка, содержащиеся в Отчёте об оценке, опровергаются заключением судебной экспертизы, в связи с чем суд относится к названному отчёту критически.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд. Установленная судом кадастровая стоимость Земельного участка подлежит применению по 31 декабря 2022 года.
Разрешая ходатайство Департамента городского имущества города Москвы о возмещении расходов на оплату судебной экспертизы в размере 343 497, 60 руб, суд учитывает, что несение административным ответчиком данных расходов в указанном размере подтверждается платежным поручением от 30 ноября 2022 года и никем не оспаривается.
Согласно положениям статей 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К последним относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.
В силу предписаний части 3 статьи 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлечённым к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" обращено внимание на то, что выявленные Конституционным Судом Российской Федерации особенности кадастровой стоимости объектов недвижимости не дают оснований для вывода о том, что ее установление в размере, равном их рыночной стоимости, свидетельствует во всех случаях об ошибочности, незаконности состоявшейся кадастровой оценки и о нарушении прав лица, которому соответствующий объект недвижимости принадлежит; при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо учитывать, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций.
Решая вопрос о взыскании расходов по оплате судебной экспертизы, суд также отмечает, что по смыслу части 1 статьи 62 КАС РФ проверка представляемого в материалы дела отчёта об оценке на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по доказыванию обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, поскольку иным образом в рамках настоящего административного спора проверить достоверность отчёта не представляется возможным.
По итогам экспертизы в настоящем деле подтвержден факт недостоверности определённой в Отчёте об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (Отчёт об оценке) оценены судом критически и не положены в основу решения суда. В то же время заключение эксперта не подтверждает заявленные административным истцом требования, но свидетельствует об обоснованности возражений Департамента городского имущества города Москвы против размера рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, определённого в Отчёте об оценке.
Настоящим решением суда установлена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, равная его рыночной стоимости в определённом экспертом размере.
Таким образом, кадастровая стоимость Земельного участка пересмотрена; право на пересмотр кадастровой стоимости и установление рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости административным истцом реализовано; при этом, принятое судом решение по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что разница между определённой в ходе массовой оценки кадастровой стоимостью и индивидуально определённой рыночной стоимостью Земельного участка составляет 10%, что не свидетельствует о допущенных в ходе государственной кадастровой оценки ошибках при формировании методики определения кадастровой стоимости или применении ее к конкретному объекту недвижимости, нарушении прав истца, поскольку укладывается в приемлемый, с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, диапазон отклонений (30%), суд приходит к выводу о взыскании расходов по оплате судебной экспертизы с административного истца в пользу Департамента городского имущества города Москвы в вышеуказанном размере.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов, либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 175 - 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:08:0011001:4843, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Расплетина, площадью 35 646 кв.м, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 619 474 000 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 4 июля 2022 года.
Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению по 31 декабря 2022 года.
Взыскать с АО "Специализированный научно-исследовательский институт приборостроения" в пользу Департамента городского имущества г. Москвы в счет возмещения расходов на оплату судебной экспертизы 343 497, 60 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 24 октября 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.