Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального государственного унитарного предприятия "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" (сокращенное наименование - ГлавУпДК при МИД России) обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить по состоянию на 1 января 2021 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 в размере 26 786 316 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 25 204 524 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 72 890 028 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 33 856 867 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 6 845 086 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 в размере 7 354 274 рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "Роосконсалтгруп".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является владельцем на праве хозяйственного ведения нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6. Кадастровая стоимость помещений по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 34 680 544 рублей 25 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 32 433 792 рублей 75 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 97 915 240 рублей 44 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 44 889 079 рублей 95 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 8 606 187 рублей 66 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 9 324 068 рублей 30 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца ГлавУпДК при МИД России по доверенности Лебедева О.А. представила возражения относительно выводов судебной экспертизы, ходатайствовала о назначении повторной экспертизы.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы Родин В.С. представил письменные пояснения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу ГлавУпДК при МИД России на праве хозяйственного ведения принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 1, л.д. 17-41). В отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года установлена кадастровая стоимость в размере 34 680 544 рублей 25 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 установлена кадастровая стоимость в размере 32 433 792 рублей 75 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 установлена кадастровая стоимость в размере 97 915 240 рублей 44 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 установлена кадастровая стоимость в размере 44 889 079 рублей 95 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 установлена кадастровая стоимость в размере 8 606 187 рублей 66 копеек, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 установлена кадастровая стоимость в размере 9 324 068 рублей 30 копеек (т. 1, л.д. 42-47).
В соответствии с положениями статей 373, 374 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Согласно подпункту 3 пункта 13 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объект недвижимого имущества подлежит налогообложению у собственника такого объекта или у организации, владеющей таким объектом на праве хозяйственного ведения.
В такой ситуации и с учетом положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 3 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" на административном истце лежит обязанность по уплате налога в отношении спорного здания исходя из его кадастровой стоимости, а результаты определения кадастровой стоимости названного нежилого помещения влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец 14 июля 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ГлавУпДК при МИД России в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений представило отчеты, подготовленные по заданию заявителя ООО "Роосконсалтгруп", в которых по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 определена в размере 26 786 316 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 25 204 524 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 72 890 028 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 33 856 867 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 6 845 086 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 в размере 7 354 274 рублей.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 определена экспертами в размере 38 099 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 35 758 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 101 688 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 48 628 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 7 385 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 в размере 7 971 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленные заявителем отчеты об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчетов, подготовленных ООО "Роосконсалтгруп", и достоверности определенной в них рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответили на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Вместе с тем представителем административного истца выражено несогласие с заключением эксперта, в обоснование чего представлены письменные возражения. В ответ на возражения экспертами Ф.М.Е, Н.К.А. представлены письменные пояснения, в которых экспертами даны ответы на дополнительно поставленные перед ними вопросы.
Эксперты пояснили, что в заключении представлены наиболее сопоставимые рыночные предложения с учетом правил отбора объектов-аналогов, которые использовались в расчетах для формирования рыночной стоимости.
Эксперты разъяснили, что объекты исследования обладают индивидуальными характеристиками. Отобранные аналоги соответствуют объектам исследования по всем основным ценообразующим факторам, местоположению, обладают сопоставимой площадью, являются помещениями свободного назначения и наиболее точно отражают рыночную ситуацию по состоянию на дату определения стоимости.
Экспертами даны ответы и на иные поставленные перед ними вопросы. Письменные пояснения экспертов на поставленные перед ними вопросы приобщены к материалам дела. Указанные пояснения экспертов являются полными, мотивированными, оснований сомневаться в обоснованности применения корректировок, подбора объектов-аналогов не имеется.
Таким образом, оснований сомневаться в обоснованности заключения экспертов, а также полагать о наличии противоречий в выводах экспертов у суда не имеется, в связи с чем отсутствуют и основания для назначения по делу повторной экспертизы, о чем было заявлено представителем административного истца. Напротив, суд находит, что суждения экспертов основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным; выводы, изложенные в заключении, согласуются между собой и представленными в материалы дела доказательствами.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертами на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы представителя административного ответчика о том, что ГлавУпДК при МИД России не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Учитывая, что право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, при этом согласно разъяснениям, данным в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости; проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС5, ОКС6 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении.
Между тем, учитывая, что определенная экспертами рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4 превышает их кадастровую стоимость, а также принимая во внимание, что исходя из общих принципов действующего законодательства правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях защиты его прав, не может быть ухудшено, суд приходит к выводу о том, что установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанных нежилых помещений отвечает интересам заявителя, в то время как установление решением суда кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей первоначальную кадастровую стоимость, нарушит права административного истца. В такой ситуации суд отказывает в удовлетворении требований ГлавУпДК при МИД России о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 14 июля 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в СУММА были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы исполнена, что подтверждается платежным поручением N 15788 от 30 ноября 2022 года. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
Определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 отличается от оспариваемой кадастровой на 14, 1%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 отличается на 14, 5%, то есть менее 30%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленные в материалы дела отчеты признаны недостоверными, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, а также настоящим решением в удовлетворении требований административного истца о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4 отказано, в связи с чем судебные расходы в отношении указанных помещений подлежат возложению на административного истца, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 7 385 000 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 в размере 7 971 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 июля 2022 года.
В удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4 равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, отказать.
Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия "Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации" в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы в СУММА (получатель:).
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.