Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1886/2023 по административному исковому заявлению ООО "Янтарь 96" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре утвержденных распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021 года N 51520 результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0004001:1084, расположенного по адресу: адрес, строен. 1 (в размере сумма).
Административный истец просит установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере сумма
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежит названное выше нежилое здание. Внесённая в Единый государственный реестр недвижимости его кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, что затрагивает права ООО "Янтарь 96", так как влияет на размер налоговых обязанностей.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объекта капитального строительства (далее - Здание), равной его вышеуказанной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 16 июня 2022 года N 22.04157/5, подготовленном оценщиком ООО "СУДЭЛЬ".
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель Департамента городского имущества адрес возражал против удовлетворения административного иска, ходатайствовал о взыскании расходов на оплату экспертизы с ООО "Янтарь 96".
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили. На основании части 4 статьи 247 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца и Департамента городского имущества адрес, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в адрес и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в адрес осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности юридических и физических лиц, они могут быть оспорены ими в суде, в том числе на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Янтарь 96" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0004001:1084, расположенного по адресу: адрес, строен 1, площадью 7 222, 6 кв.м.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость Здания установлена в размере сумма
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Административный истец является плательщиком налога на имущество организаций; в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налог исходя из кадастровой стоимости Здания.
Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 16 июня 2022 года N 22.04157/5, подготовленный оценщиком ООО "СУДЭЛЬ" (далее - Отчет об оценке), в котором по состоянию на 1 января 2021 года определена рыночная стоимость спорного нежилого здания в размере сумма
Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного Отчета об оценке, а также в связи с возникшим спором о действительной рыночной стоимости Здания определением суда от 19 августа 2022 года по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено Федеральному бюджетному учреждению "Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации".
Согласно заключению государственного судебного эксперта лаборатории судебной строительно-технической экспертизы Федерального бюджетного учреждения "Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации" фио 15 марта 2023 года Отчёт об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в Отчёте об оценке рыночная стоимость Здания не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена экспертом для нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0004001:1084 в размере сумма
Не доверять экспертному заключению у суда оснований не имеется, изложенные в нем суждения и выводы научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, ее производство поручалось государственному экспертному учреждению, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, подробно описан объект экспертизы, его местоположение, качественные и количественные характеристики, всесторонне проанализирован рынок недвижимости в адрес, в том числе сегмент рынка, к которому относится Здание, указаны ценообразующие факторы, влияющие на его рыночную стоимость, обоснован выбор подходов и методов оценки, объектов-аналогов; применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты отражают порядок их проведения и позволяют осуществить проверку полученных экспертом результатов, не содержат математических, методологических ошибок.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями законодательства и федеральных стандартов оценки.
Возражения стороны административного истца на экспертное заключение не свидетельствуют о недостоверности проведенного экспертного исследования. Доводы и замечания собственника Здания не подтверждают наличие ошибок в заключении и являются исключительно субъективным мнением их заявителя, не основанным на фактах, в связи с чем, не могут быть положены в основу настоящего решения суда.
При этом на поданные административным истцом возражения эксперт представил письменные пояснения, которые приобщены судом к материалам дела; в них эксперт дал развернутые и полные разъяснения по заключению, ответил на все вопросы и замечания лиц, участвующих в деле, по поводу проведенного исследования, подтвердив и поддержав выводы заключения.
Данные письменные разъяснения эксперта, которым суд в полной мере доверяет, по причинам изложенным выше, объективно опровергают доводы стороны административного истца о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям законодательства.
Каких-либо убедительных доводов, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертизы, в том числе определенной экспертом величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, суду не представлено, в связи с чем, а также из-за отсутствия противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта, отсутствуют и установленные статьей 83 КАС РФ основания для назначения по административному делу повторной и дополнительной судебной экспертизы.
Вопреки доводам представителя административного истца, круг вопросов, разрешенных экспертом при проведении экспертизы, непосредственно направлен на установление рыночной стоимости спорного объекта недвижимости; местоположение и сегмент рынка, к которому относится Здание, а также наиболее значимые для такого рода объектов недвижимости ценообразующие факторы, определены экспертом верно; подобраны сопоставимые объекты-аналоги, введены необходимые корректировки по ценообразующим факторам; аргументы о внесении в расчет дополнительных аналогов экспертом в письменных пояснениях обоснованно отклонены с подробным разъяснением того, почему в настоящем случае этого не требуется; экспертом в письменных пояснениях также указано на несостоятельность замечаний административного истца о завышении рыночной стоимости Здания из-за корректировки на этажность; у суда также нет оснований не доверять использованной экспертом информации, представленной в справочных материалах; у эксперта отсутствует обязанность использовать иную информацию для введения корректировок, а равно не учитывать рыночную информацию, которая является наиболее объективной, в том числе в сравнении с фактическими данными по Зданию.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не опровергнута; ставить экспертное заключение под сомнение, как и применительно к нормам статей 59, 61, 82 КАС РФ считать его недопустимым доказательством, у суда оснований не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что в основу решения должно быть положено заключение эксперта, определившее по состоянию на 1 января 2021 года рыночную стоимость Здания, равной которой и надлежит установить его кадастровую стоимость; достоверных данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости на юридически значимую дату сторонами в суд не представлено. Выводы о величине рыночной стоимости Здания, содержащиеся в Отчёте об оценке, опровергаются заключением эксперта, в связи с чем суд относится к названному отчёту критически.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества адрес о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества адрес на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд.
Разрешая ходатайство экспертного учреждения о взыскании расходов на оплату экспертизы в размере сумма, суд учитывает, что согласно положениям статей 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К последним относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.
В силу предписаний части 3 статьи 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлечённым к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки фио и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" обращено внимание на то, что выявленные Конституционным Судом Российской Федерации особенности кадастровой стоимости объектов недвижимости не дают оснований для вывода о том, что ее установление в размере, равном их рыночной стоимости, свидетельствует во всех случаях об ошибочности, незаконности состоявшейся кадастровой оценки и о нарушении прав лица, которому соответствующий объект недвижимости принадлежит; при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо учитывать, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций.
Таким образом, решая вопрос о взыскании расходов по оплате судебной экспертизы, суд отмечает, что по смыслу части 1 статьи 62 КАС РФ проверка представляемого в материалы дела отчёта об оценке на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по доказыванию обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, поскольку иным образом в рамках настоящего административного спора проверить достоверность отчёта не представляется возможным.
По итогам экспертизы в настоящем деле подтвержден факт недостоверности определённой в Отчёте об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (Отчёт об оценке) оценены судом критически и не положены в основу решения суда. В то же время заключение эксперта не подтверждает заявленные административным истцом требования, но свидетельствует об обоснованности возражений Департамента городского имущества адрес против размера рыночной стоимости Здания, определённого в Отчёте об оценке.
Настоящим решением суда установлена кадастровая стоимость Здания в размере его рыночной стоимости, определённой экспертом.
Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости пересмотрена; право на пересмотр кадастровой стоимости и установление рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости административным истцом реализовано; при этом, принятое судом решение по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что разница между определённой в ходе массовой оценки кадастровой стоимостью и индивидуально определённой рыночной стоимостью спорного нежилого здания составляет 10%, что, очевидно, не свидетельствует о допущенных в ходе государственной кадастровой оценки ошибках при формировании методики определения кадастровой стоимости или применении ее к конкретному объекту недвижимости, нарушении прав административного истца, поскольку не является кратной и укладывается в приемлемый, с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, диапазон отклонений (до 30%), суд приходит к выводу о взыскании расходов в вышеуказанном размере по оплате судебной экспертизы с административного истца.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 175 - 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:03:0004001:1084, площадью 7 222, 6 кв.м, расположенного по адресу: адрес, строен 1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере сумма
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 июля 2022 года.
Взыскать с ООО "Янтарь 96" в пользу Федерального бюджетного учреждения "Российский федеральный центр судебных экспертиз при Министерстве юстиции Российской Федерации" расходы на оплату судебной экспертизы в размере сумма
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 11 августа 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.