Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2553/2023 по административному исковому заявлению Тевдорадзе Георгия Георгиевича о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Тевдорадзе Г.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001063:3268 (далее - Помещение), утвержденных:
- распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 в размере 65 195 476, 75 руб.;
- актом ГБУ г. Москвы "Городской центр имущественных платежей" N АОКС-77/2022/000124 от 24 июня 2022 года в размере 65 226 037, 69 руб.
Административный истец, изменив в ходе судебного разбирательства заявленные требования в порядке статьи 46 КАС РФ, просит установить кадастровую стоимость данного объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в следующих размерах:
- 54 864 000 руб. (с применением ее для целей, установленных законодательством, в период с 1 января по 09 июня 2022 года), - 54 889 000 руб. (с применением ее для целей, установленных законодательством, в период с 10 июня 2022 года).
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что является собственником Помещения; внесённые в Единый государственный реестр недвижимости его кадастровые стоимости значительно превышают рыночные стоимости, что затрагивает права Тевдорадзе Г.Г.; административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждение которой ссылается на заключения эксперта от 14 апреля 2023 года и дополнительное заключение эксперта от 18 августа 2023 года.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика Департамента городского имущества г.Москвы в судебное заседание явился, против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменных пояснений; замечаний к заключениям эксперта не имел; ходатайствовал о возмещении расходов на оплату судебной экспертизы в сумме 114 499, 20 руб.
Представитель административного ответчика ГБУ "Центр имущественных платежей" в судебное заседание явился, против удовлетворения административного иска также возражал по доводам письменного отзыва; замечаний к экспертным заключениям не имел.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, возражений на административный иск и замечаний к экспертизе и дополнительной экспертизе не представили; на основании статьи 247 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела и представленные в них доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В силу статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон "О государственной кадастровой оценке", Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в суде, если они затрагивают их права или обязанности; результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении административного дела установлено, что помещение с кадастровым номером 77:01:0001063:3268, расположено по адресу: г.Москва, б-р Никитский, д. 10А, помещение 1Н, и находится в собственности административного истца; право Тевдорадзе Г.Г. зарегистрировано 7 июля 2015 года; произведен кадастровый учет изменений объекта - его площадь увеличилась с 200, 3 кв.м. до 200, 4 кв.м.
Распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости Помещения в размере 65 195 476, 75 руб.; кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2021 года исходя из площади Помещения 200, 3 кв.м.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости Помещени я, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января по 9 июня 2022 года.
В связи с уточнением площади нежилого помещения, актом ГБУ "Центр имущественных платежей" от 24 июня 2022 года N АОКС-77/2022/000124 утверждены результаты определения кадастровой стоимости Помещения в размере 65 226 037, 69 руб.; кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2021 года исходя из площади Помещения 200, 4 кв.м.
В Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости Помещени я, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 10 июня 2022 года.
Административный истец уплачивает налог на имущество физических лиц в отношении Помещения, исходя из его кадастровой стоимости, что никем не оспаривается (статья 65 КАС РФ); это свидетельствует о праве Тевдорадзе Г.Г. требовать пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости и установления в отношении спорного объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость, Тевдорадзе Г.Г. с административным иском представил Отчёт N 220822 от 22 августа 2022 года об оценке рыночной стоимости Помещения по состоянию на 1 января 2021 года, подготовленный ООО "Региональная гильдия оценщиков" (далее - Отчет об оценке).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений; обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца; административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Департамент городского имущества г.Москвы при рассмотрении административного дела указывал на несоответствие представленного с административным иском Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного Отчета об оценке, а также в связи с возникшим спором о действительной рыночной стоимости Помещени я определением суда от 27 октября 2022 года по административному делу была назначена судебная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос о соответствии представленного Отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, а в случае несоответствия - вопрос о рыночной стоимости Помещени я, площадью 200, 4 кв.м, по состоянию на 1 января 2021 года; производство экспертизы поручено ГБУ МО "Московское областное бюро технической инвентаризации".
Согласно экспертному заключению от 14 апреля 2023 года (судебный эксперт ГБУ МО "Московское областное бюро технической инвентаризации" Левковская Е.Ю.) Отчёт об оценке не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в Отчёте об оценке рыночная стоимость Помещени я не подтверждается. Рыночная стоимость Помещения с кадастровым номером 77:01:0001063:3268, площадью 200, 4 кв.м, по состоянию на 1 января 2021 года составляет 54 889 000 руб.
В связи с возникшим спором о действительной рыночной стоимости Помещени я на 1 января 2021 года, при условии его площади 200, 3 кв.м, определением суда от 27 июня 2023 года по административному делу была назначена дополнительная судебная экспертиза, производство которой также поручено ГБУ МО "Московское областное бюро технической инвентаризации".
Согласно дополнительному экспертному заключению от 18 августа 2023 года (судебный эксперт ГБУ МО "Московское областное бюро технической инвентаризации" Левковская Е.Ю.) рыночная стоимость Помещения с кадастровым номером 77:01:0001063:3268, площадью 200, 3 кв.м, по состоянию на 1 января 2021 года составляет 54 864 000 руб.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется.
Экспертиза и дополнительная экспертиза назначались непосредственно судом, подготовленные по их результатам заключения соответствуют требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС РФ. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 КАС РФ, имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности.
Изложенные в заключениях суждения не допускают их неоднозначного толкования, а выводы - последовательны и не противоречивы; исследования проведены в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, на строго научной и практической основе, не вводят в заблуждение.
В заключениях приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, описаны существующие подходы, методы и методики определения рыночной стоимости; подробно описан объект экспертизы, его местоположение, качественные и количественные характеристики, всесторонне проанализирован рынок недвижимости в г.Москве, в том числе сегмент рынка, к которому относится Помещение; указаны ценообразующие факторы, влияющие на его рыночную стоимость, обоснованы выбор подходов и методов оценки, объектов-аналогов; объект исследования и все аналоги имеют сопоставимые характеристики, которые в процессе экспертизы также скорректированы по ценообразующим факторам; расчёты отражают порядок их проведения и позволяют проверить полученные экспертом результаты, не содержат арифметических и методологических ошибок.
Итоговые суждения о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделаны экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями действующего законодательства и федеральных стандартов оценки.
Противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта не установлено; эксперт ответил на все поставленные вопросы.
Лица, участвующие в деле, с заключениями судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы ознакомлены заблаговременно, возражений и замечаний не представили; административным истцом изменены требования с учетом экспертных заключений от 14 апреля и 18 августа 2023 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правильность заключений судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы не опровергнута; ставить их под сомнение, как и применительно к нормам статей 59, 61, 82 КАС РФ считать их недопустимыми доказательствами, у суда оснований не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что в основу решения, как об этом и просит административный истец, должны быть положены заключения судебной оценочной экспертизы от 14 апреля 2023 года и дополнительной судебной экспертизы от 18 августа 2023 года, определившие по состоянию на 1 января 2021 года рыночные стоимости Помещени я, равной которым и надлежит установить его кадастровую стоимость, распространив ее действие на соответствующие периоды.
Доказательств иной рыночной стоимости Помещени я в ходе судебного разбирательства не установлено; Отчет об оценке с учетом экспертных заключений (которым суд в полной мере доверяет), оценивается судом критически и, как следствие, рыночную стоимость Помещени я не подтверждает.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости Помещени я.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости также подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, которыми в настоящем случае необходимо считать дату обращения административного истца в суд.
Установленная судом кадастровая стоимость Помещения, площадью 200, 3 кв.м, в размере 54 864 000 руб. подлежит применению с 1 января по 9 июня 2022 года; установленная судом кадастровая стоимость Помещения, площадью 200, 4 кв.м, в размере 54 889 000 руб. подлежит применению с 10 июня 2022 года.
Разрешая ходатайство Департамента городского имущества г. Москвы о возмещении судебных расходов на оплату экспертизы, суд руководствуется статьями 62, 106, 108, 111 КАС РФ, а также правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и разъяснениями, приведенными в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", учитывает, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью Помещения существенной не является (15, 8%), а потому находит, что судебные расходы на оплату экспертизы в настоящем случае подлежат отнесению на административного истца.
При этом, суд исходит из того, что проверка Отчёта об оценке на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по представлению доказательств по вопросу установления кадастровой стоимости Помещения, равной рыночной; иным образом в рамках настоящего административного спора проверить отчёт было невозможно; по итогам экспертиз подтвержден факт недостоверности определённой в отчёте рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (отчёт об оценке) не положены в основу решения, а административным истцом изменены исковые требования; настоящим решением суда кадастровая стоимость Помещения установлена в размере его рыночной стоимости, определённой экспертом.
Таким образом, право на пересмотр кадастровой стоимости и установление рыночной стоимости Помещения в качестве кадастровой стоимости административным истцом реализовано; кадастровые стоимости объектов недвижимости пересмотрены. При этом, решение по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административных ответчиков; их противоположных юридических интересов не установлено.
Кроме того, допущенное в настоящем случае расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью, которое не является кратным, укладывается, по убеждению суда, в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки допустимый диапазон отклонений (до 30%), не свидетельствует об ошибке, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод заявителя; при рассмотрении дела не установлено, что по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость Помещения была определена, очевидно, ошибочно.
При таких данных, суд находит, что с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы надлежит взыскать 114 499, 20 руб. в счет возмещения судебных расходов на оплату экспертизы.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает; их чрезмерность или необоснованное завышение не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001063:3268, площадью 200, 3 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Никитский бульвар, д. 10А, помещение 1Н, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 54 864 000 руб. Установленная судом кадастровая стоимость нежилого помещения в размере 54 864 000 руб. подлежит применению для целей, установленных действующим законодательством, в период с 1 января по 09 июня 2022 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001063:3268, площадью 200, 4 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, Никитский бульвар, д. 10А, помещение 1Н, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 54 889 000 руб. Установленная судом кадастровая стоимость нежилого помещения в размере 54 889 000 руб. подлежит применению для целей, установленных действующим законодательством, в период с 10 июня 2022 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого помещения. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 августа 2022 года.
Взыскать с Тевдорадзе Георгия Георгиевича в пользу Департамента городского имущества г. Москвы в счет возмещения расходов на оплату судебной экспертизы 114 499, 20 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.