Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2668/2023 по административному исковому заявлению ООО "Медея" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, установлении кадастровой стоимости нежилых помещений и земельного участка, равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре утвержденных распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:03:0006001:4607, 77:03:0006001:4608, 77:03:0006001:4590, 77:03:0006001:4606, 77:03:0006001:4602, 77:03:0006001:4609, 77:03:0006001:4610, 77:03:0006001:4603, 77:03:0006001:4598, 77:03:0006001:4613, 77:03:0006001:4611, 77:03:0006001:4600 и земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:3732.
Административный истец просит установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размерах:
10 330 533 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4607, 21 612 873 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4608, 15 112 795 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4590, 22 763 368 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4606, 94 195 840 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4602, 19 234 602 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4609, 12 473 163 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4610, 2 058 499 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4603, 2 001 068 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4598
2 013 611 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4613, 4 750 284 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4611, 3 895 117 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4600, 129 556 805 руб. для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:3732.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что ему на праве общедолевой собственности принадлежат названные выше нежилые помещения и земельный участок. Внесённая в Единый государственный реестр недвижимости их кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость, что затрагивает права ООО "Медея", так как влияет на размер налоговых обязанностей.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости (далее - Помещения, Земельный участок), равной их вышеуказанной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 6 июня 2022 года N 0511/22, подготовленном оценщиком ООО "Сиэрви".
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал; представитель Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения административного иска, ходатайствовал о возмещении понесенных расходов на оплату экспертизы.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили. На основании части 4 статьи 247 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей административного истца и Департамента городского имущества города Москвы, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности юридических и физических лиц, они могут быть оспорены ими в суде, в том числе на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Медея" является сособственником спорных 12 нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Москва, ул.Электродная, д. 2, стр. 32, и земельного участка, площадью 5 968 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Электродная.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость Помещений и Земельного участка установлена в следующих размерах:
25 681 609, 81 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4607, 57 885 393, 64 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4608, 29 754 946 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4590, 46 508 369, 60 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4606, 271 648 456, 64 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4602, 50 910 941, 74 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4609, 31 589 677, 60 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4610, 3 844 562, 91 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4603, 3 727 195, 67 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4598
3 753 296, 61 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4613, 9 089 076 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4611, 6 809 426, 67 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4600, 294 016 921, 76 руб. для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:3732.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Административный истец является плательщиком налога на имущество организаций и земельного налога; в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоги исходя из кадастровой стоимости Помещений и Земельного участка.
Оспаривая кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 6 июня 2022 года N 0511/22, подготовленный оценщиком ООО "Сиэрви" (далее - Отчет об оценке), в котором по состоянию на 1 января 2021 года определена рыночная стоимость спорных нежилых помещений и земельного участка в следующих размерах.
10 330 533 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4607, 21 612 873 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4608, 15 112 795 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4590, 22 763 368 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4606, 94 195 840 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4602, 19 234 602 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4609, 12 473 163 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4610, 2 058 499 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4603, 2 001 068 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4598, 2 013 611 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4613, 4 750 284 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4611, 3 895 117 руб. для помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4600, 129 556 805 руб. для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:3732.
Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (пункт 20); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении; с учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (пункт 23).
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного Отчета об оценке, а также в связи с возникшим спором о действительной рыночной стоимости Помещений и Земельного участка определением суда от 9 ноября 2022 года по делу назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту Государственного бюджетного учреждения Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации".
Согласно заключению судебного эксперта Государственного бюджетного учреждения Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" Ильинской И.С. от 22 марта 2023 года Отчёт об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в Отчёте об оценке рыночная стоимость Помещений и Земельного участка не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена экспертом в следующих размерах:
24 532 783 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4607), 65 310 248 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4608), 32 128 037 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4590), 46 847 341 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4606), 266 254 803 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4602), 43 098 564 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4609), 28 793 784 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4610), 2 706 353 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4603), 2 618 738 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4598), 2 638 208 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4613), 6 986 637 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4611), 4 964 893 руб. (помещение с кадастровым номером 77:03:0006001:4600), 257 202 896 руб. (земельный участок с кадастровым номером 77:03:0006001:3732).
Не доверять экспертному заключению у суда оснований не имеется, изложенные в нем суждения и выводы эксперта мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом, ее производство поручалось государственному учреждению; эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме, на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, подробно описаны объекты экспертизы, их местоположение, качественные и количественные характеристики, всесторонне проанализирован рынок недвижимости в г.Москве, в том числе сегмент рынка, к которому относятся Земельный участок и Помещения, указаны ценообразующие факторы, влияющие на их рыночную стоимость, обоснован выбор подходов и методов оценки, объектов-аналогов; применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты отражают порядок их проведения и позволяют осуществить проверку полученных экспертом результатов, не содержат математических, методологических ошибок.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями законодательства и федеральных стандартов оценки.
Возражения стороны административного истца на экспертное заключение не свидетельствуют о недостоверности проведенного экспертного исследования. Доводы и замечания ООО "Медея" не подтверждают наличие ошибок в заключении и являются исключительно субъективным мнением их заявителя, не основанным на фактах, в связи с чем, не могут быть положены в основу настоящего решения суда.
При этом на поданные административным истцом возражения эксперт представил письменные пояснения, которые приобщены судом к материалам дела; в них эксперт дал развернутые и полные разъяснения по заключению, ответил на все вопросы и замечания лиц, участвующих в деле, по поводу проведенного исследования, подтвердив и поддержав выводы заключения.
Данные письменные пояснения эксперта, которым суд в полной мере доверяет, по причинам изложенным выше, объективно опровергают доводы стороны административного истца о несоответствии заключения эксперта требованиям законодательства.
Каких-либо убедительных доводов, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертизы, в том числе определенных экспертом величин рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, суду не представлено, в связи с чем, а также из-за отсутствия противоречий между исследовательской частью и выводами эксперта, отсутствуют и установленные статьей 83 КАС РФ основания для назначения по административному делу повторной и дополнительной судебной экспертизы.
Вопреки доводам представителя административного истца, круг вопросов, разрешенных экспертом при проведении экспертизы, непосредственно направлен на установление рыночной стоимости спорных объектов недвижимости; местоположение и сегмент рынка, к которому относятся Помещения и Земельный участок, а также наиболее значимые для такого рода объектов недвижимости ценообразующие факторы, определены экспертом верно; подобраны сопоставимые объекты-аналоги, введены необходимые корректировки по ценообразующим факторам; экспертом в письменных пояснениях подробно указано на несостоятельность замечаний административного истца о завышении рыночной стоимости Помещений и Земельного участка.
Таким образом, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, не опровергнута; ставить экспертное заключение под сомнение, как и применительно к нормам статей 59, 61, 82 КАС РФ считать его недопустимым доказательством, у суда оснований не имеется.
Учитывая изложенное, суд считает, что в основу решения должно быть положено заключение судебной экспертизы, определившее по состоянию на 1 января 2021 года рыночные стоимости Земельного участка и Помещений.
Выводы о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержащиеся в Отчёте об оценке, опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится к названному отчёту критически.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
При таких данных, суд устанавливает кадастровую стоимость:
нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4607 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 24 532 783 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4602 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 266 254 803 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4609 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 43 098 564 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4610 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 28 793 784 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4598 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 618 738 руб.
у нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4603 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 706 353 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером для 77:03:0006001:4600 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 4 964 893 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4613 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 638 208 руб.
нежилого помещения с кадастровым номером для 77:03:0006001:4611 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 6 986 637 руб.
земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:3732 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 257 202 896 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости этих объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд.
Установленная судом кадастровая стоимость Земельного участка подлежит применению по 31 декабря 2022 года.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ООО "Медея" (о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:03:0006001:4608, 77:03:0006001:4590, 77:03:0006001:4606) надлежит отказать.
Целью обращения ООО "Медея" в суд является снижение бремени содержания принадлежащего ему имущества в связи с завышением налоговой базы для расчета по соответствующему налогу, который подлежит исчислению исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В такой ситуации установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей оспариваемую административным истцом кадастровую стоимость помещений с кадастровыми номерами 77:03:0006001:4608, 77:03:0006001:4590, 77:03:0006001:4606, не приведет к улучшению его положения; напротив, установление решением суда кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей первоначальную кадастровую стоимость, нарушит права и интересы ООО "Медея" по сравнению с установленной в рамках государственной кадастровой оценки кадастровой стоимостью данных нежилых помещений.
При рассмотрении судом спора, возбужденного в целях защиты прав заявителя, суд не вправе ухудшить положение административного истца, а потому, признавая заключение эксперта относимым и допустимым доказательством по настоящему делу, суд отказывает в удовлетворении административного иска в части установления кадастровой стоимости в отношении помещений с кадастровыми номерами 77:03:0006001:4608, 77:03:0006001:4590, 77:03:0006001:4606, поскольку рыночная стоимость этих объектов недвижимости определена экспертом выше их кадастровой стоимости.
Разрешая ходатайство Департамента городского имущества города Москвы о возмещении расходов на оплату лу судебной экспертизы в размере 778 594, 56 руб, суд учитывает, что несение административным ответчиком данных расходов в указанном размере подтверждается платежным поручением от 2 февраля 2023 года и никем не оспаривается.
Согласно положениям статей 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К последним относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.
В силу предписаний части 3 статьи 108 КАС РФ эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" в случаях, когда удовлетворение требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлечённым к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" обращено внимание на то, что выявленные Конституционным Судом Российской Федерации особенности кадастровой стоимости объектов недвижимости не дают оснований для вывода о том, что ее установление в размере, равном их рыночной стоимости, свидетельствует во всех случаях об ошибочности, незаконности состоявшейся кадастровой оценки и о нарушении прав лица, которому соответствующий объект недвижимости принадлежит; при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо учитывать, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций.
Решая вопрос о взыскании расходов по оплате судебной экспертизы, суд также отмечает, что по смыслу части 1 статьи 62 КАС РФ проверка представляемого в материалы дела отчёта об оценке на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административного истца по доказыванию обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, поскольку иным образом в рамках настоящего административного спора проверить достоверность отчёта не представляется возможным.
По итогам экспертизы в настоящем деле подтвержден факт недостоверности определённой в Отчёте об оценке рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (Отчёт об оценке) оценены судом критически; заключение эксперта, которое не подтверждает заявленные административным истцом требования, свидетельствует об обоснованности возражений Департамента городского имущества города Москвы против размера рыночной стоимости Помещений и Земельного участка, определённых в Отчёте об оценке.
Настоящим решением суда установлена кадастровая стоимость Помещений и Земельного участка, равной их рыночной стоимости, в размере, определённом экспертом; в удовлетворении части требований отказано.
Таким образом, право на пересмотр кадастровой стоимости и установление рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости административным истцом реализовано; при этом, принятое судом решение по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что разница между определённой в ходе массовой оценки кадастровой стоимостью и индивидуально определённой рыночной стоимостью спорных объектов составляет от 4 до 29%, что очевидно, не свидетельствует о допущенных в ходе государственной кадастровой оценки ошибках при формировании методики определения кадастровой стоимости или применении ее к конкретному объекту недвижимости, нарушении прав административного истца, поскольку не является кратной и укладывается в приемлемый, с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки, диапазон отклонений (до 30%), суд приходит к выводу о взыскании расходов в вышеуказанном размере по оплате судебной экспертизы с административного истца в пользу Департамента городского имущества г.Москвы.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов либо для освобождения административного истца от их уплаты суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь 175 - 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4607, площадью 208, 7 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Электродная, д. 2, стр. 32, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 24 532 783 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4602, площадью 2 552 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Электродная, д. 2, стр. 32, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 266 254 803 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4609, площадью 431, 5 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Электродная, д. 2, стр. 32, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 43 098 564 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4610, площадью 260 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Электродная, д. 2, стр. 32, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 28 793 784 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4603, площадью 27, 8 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Электродная, д. 2, стр. 32, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 706 353 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4598, площадью 26, 9 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Электродная, д. 2, стр. 32, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 618 738 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4613, площадью 27, 1 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Электродная, д. 2, стр. 32, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 638 208 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4611, площадью 106 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Электродная, д. 2, стр. 32, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 6 986 637 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:03:0006001:4600, площадью 51 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Электродная, д. 2, стр. 32, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 4 964 893 руб.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:3732, площадью 5 968 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Электродная, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 257 202 896 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 1 июля 2022 года.
Установленная судом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:03:0006001:3732 действует по 31 декабря 2022 года.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ООО "Медея" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:03:0006001:4608, 77:03:0006001:4590, 77:03:0006001:4606 отказать.
Взыскать с ООО "Медея" в пользу Департамента городского имущества г.Москвы в счет возмещения расходов по оплате судебной экспертизы 778 594, 56 руб.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.