Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Сиротиной Е.С., судей Гылкэ Д.И. и Колпаковой А.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 92OS0000-01-2023-000034-65 (N 3а-53/2023) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЛОСК" к государственному бюджетному учреждению города Севастополя "Центр государственной кадастровой оценки" об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, по апелляционной жалобе департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Севастопольского городского суда от 7 июня 2023 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ПЛОСК" Луценко В.Г., представителя государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Центр государственной кадастровой оценки" Чиграковой А.С., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "ПЛОСК" (далее - ООО "ПЛОСК") обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения государственного бюджетного учреждения г. Севастополя "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ "ЦГКО") от 27 февраля 2023 г. N 2-О/23 об отказе в пересчете кадастровой стоимости земельного участка и исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование требований указано, что оспариваемым решение истцу отказано в исправлении ошибок, допущенных при утверждении распоряжением департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 5757-РДИ от 15 ноября 2022 г. кадастровой стоимости в размере 23 200 403, 53 рублей по состоянию на 1 января 2022 г. земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2310 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования "научно-производственная деятельность" (код 6.12), в связи с отнесением земельного участка к 4 сегменту "Предпринимательство" вместо правильного 6 сегмента "Производственная деятельность".
Решением Севастопольского городского суда от 7 июня 2023 г. административное исковое заявление ООО "ПЛОСК" удовлетворено, признано незаконным оспариваемое решение в связи с наличием ошибок, на ГБУ "ЦГКО" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ООО "ПЛОСК" об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка.
В апелляционной жалобе департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия предусмотренных законом оснований для признания незаконным оспариваемого решения.
Административным истцом представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ООО "ПЛОСК" Луценко В.Г. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель ГБУ "ЦГКО" Чигракова А.С. поддержала апелляционную жалобу департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ссылаясь на незаконность решения суда.
Иные участвующие в рассмотрении административного дела лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, будучи извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В силу пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно части 2 статьи 21 данного закона ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: несоответствие определения кадастровой стоимости положениям методических указаний о государственной кадастровой оценке; описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости.
Пункт 2 части 13 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определяет, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, в том числе, неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости.
Заявление об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вправе подать в бюджетное учреждение любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, в течение пяти лет со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о соответствующей кадастровой стоимости (части 5-7 статьи 21 данного закона).
В соответствии с частью 14 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в результате рассмотрения заявления бюджетным учреждением принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и необходимости пересчета кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок, допущенных при ее определении; об отказе в ее пересчете, если наличие ошибок не установлено.
Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23 статьи 21 данного закона).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ООО "ПЛОСК" с 2 февраля 2022 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 2310 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования "научно-производственная деятельность" (код 6.12).
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 15 ноября 2022 г. N 5757-РДИ кадастровая стоимость земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2022 г. в размере 23 200 403, 53 рубля.
В отчете ГБУ "ЦГКО" от ДД.ММ.ГГГГ N об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января 2022 г. при определении кадастровой стоимости земельного участка применены показатели, предусмотренные для 4 сегмента "Предпринимательство", код 04:010 Деловое управление.
Решением Севастопольского городского суда от 1 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 1 июня 2023 г, признано незаконным решение ГБУ "ЦГКО" об отказе в перерасчете утвержденной по состоянию на 1 января 2021 г. кадастровой стоимости данного земельного участка в связи с ошибкой, возложена обязанность пересчитать кадастровую стоимость с применением кода расчета вида использования, установленного для 6 сегмента "Производственная деятельность".
30 января 2023 г. ООО "ПЛОСК" обратилось с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при утверждении по состоянию на 1 января 2022 г. кадастровой стоимости земельного участка в связи с отнесением объекта оценки к сегменту "Предпринимательство" вместо "Производственная деятельность".
Решением ГБУ "ЦГКО" от 27 февраля 2023 г. N 2-О/23 отказано в пересчете кадастровой стоимости земельного участка ввиду отсутствия ошибок при определении кадастровой стоимости.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия предусмотренных законом оснований для пересмотра кадастровой стоимости ввиду необоснованности отнесения земельного участка к 4 сегменту "Предпринимательство".
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется на основе ценообразующих факторов в соответствии с данным Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 8 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336 (далее - Методические указания), при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетное учреждение исходит из того, что использование такого объекта недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием и назначением или наименованием может быть продолжено без нарушения требований земельного законодательства и законодательства в сфере градостроительной деятельности. Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости.
Для целей определения кадастровой стоимости объекты недвижимости, подлежащие оценке, объединяются в группы (подгруппы) на основе сегментации объектов недвижимости. Группировка объектов недвижимости должна ориентироваться на сложившиеся сегменты рынка недвижимости и быть основана на результатах анализа информации о рынке объектов недвижимости, модели оценки кадастровой стоимости, составе ценообразующих факторов и сведений о значениях ценообразующих факторов объектов недвижимости для каждого исследуемого объекта недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов, в том числе, 4 -Предпринимательство, 6 - Производственная деятельность (пункты 55, 56, 56.2 Методических указаний).
ГБУ "ЦГКО", исходя из того, что вид разрешенного использования "Научно-производственная деятельность" (код 6.12) отсутствует Методических указаниях, руководствуясь классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, пришел к ошибочному выводу, что наиболее эффективным использованием земельного участка с видом разрешенного использования с кодом 6.12 является использование его под бизнес-инкубатор как организацию, созданную для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности, осуществляемой путем предоставления в аренду помещений и оказания необходимых для ведения предпринимательской деятельности услуг.
Между тем, ответчиком не принято во внимание, что спорный земельный участок имеет единственный вид разрешенного использования "Научно-производственная деятельность" как размещение технологических, промышленных, агропромышленных парков, бизнес-инкубаторов (код 6.12 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412), не свидетельствующий о множественности видов использования земельного участка, в связи с чем использование земельного участка под размещение бизнес-инкубатора не является основанием для его отнесения к 4 сегменту "Предпринимательство".
Исходя из положений подпункта 8 пункта 2 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" бизнес-инкубаторы, как инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, могут относиться как к коммерческим, так и некоммерческим организациям.
Согласно пункту 1.1. приложения N 5 к приказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 25 апреля 2008 г. N 119 под бизнес-инкубатором понимается организация, созданная для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг.
Бизнес-инкубатор должен иметь одно из назначений: производственное (помещение и услуги предоставляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производственную деятельность); офисное; инновационное; агропромышленное; смешанное (пункт 1.4).
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка "Научно-производственная деятельность" (код 6.12) на нем могут размещаться бизнес-инкубаторы производственного и инновационного назначения.
Для бизнес-инкубаторов производственного и инновационного назначения рекомендуется осуществлять следующие виды услуг: привлечение заказов для дозагрузки производственных мощностей малых промышленных предприятий; информационно-ресурсное обеспечение процессов внедрения новых технологий; информационно-ресурсное сопровождение действующих и создаваемых новых малых предприятий, деятельность которых направлена на обеспечение условий внедрения экологически безопасных технологических процессов, обеспечение условий для соблюдения установленных нормативов и правил управления окружающей средой; предоставление заказчику и потребителям информации о качестве продукции и стабильности его обеспечения в производстве (пункт 1.6), которые не соотносятся с 4 сегментом "Предпринимательство", так как относящиеся к нему виды разрешенного использования предполагают извлечение прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, предполагающей получение прибыли от продажи товаров или услуг.
Согласно сведениям Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя 22 мая 2023 г. государственным регистратором внесены не отражающиеся в выписке изменения в ЕГРН, как своде достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о виде разрешенного использования спорного участка согласно Сборнику классификаторов Росреестра во ФГИС ЕГРН: с "Для объектов общественно-делового значения" на "для размещения производственных зданий".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, предоставление Севреестром помимо обязательных сведений о виде разрешенного использования не подлежащих отражению в выписке из ЕГРН сведений о виде разрешенного использования на основании указанного Сборника, с учетом изменения Севреестром данных сведений в ЕГРН, не свидетельствует об отсутствии оснований для исправления допущенной ошибки при определении кадастровой стоимости участка.
Акт обследования от 23 сентября 2021 г. N ГУ-12713/21, составленный Инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о фактическом использовании земельного участка, не является основанием для отнесения земельного участка административного истца к 4 сегменту "Предпринимательство".
Иных доказательств, подтверждающих обоснованность отнесения спорного участка к сегменту "Предпринимательство", не имеется.
Допущенная ошибка при определении государственным органом кадастровой стоимости свидетельствует о необъективном отражении налоговой базы.
Утвержденная кадастровая стоимость в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации не является надлежащей (основанной на объективных и экономически обусловленных показателях) стоимостной характеристикой объекта недвижимости, подлежащего налогообложению.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что имеющие значение обстоятельства дела установлены, сбор дополнительных доказательств не требуется, обоснованность доводов административного истца нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о незаконности решения суда, о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, им дана надлежащая правовая оценка.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Севастопольского городского суда от 7 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 21 сентября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.