Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Латушкиной С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1462/2023 (УИД 38RS0032-01-2022-001715-67) по иску Брагиной Инны Сергеевны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области о признании права на получение разовой премии, материальной помощи, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести выплаты, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 июля 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Брагина И.С. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области (далее - ГУ МВД России по Иркутской области) о признании права на получение разовой премии, материальной помощи, взыскании денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, возложении обязанности произвести выплаты.
В обосновании исковых требований указано, что на основании приказа ГУ МВД России по Иркутской области от 29 октября 2021 г. N, поданного ею рапорта о предоставлении отпуска за 2021 год с последующим увольнением из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на пенсию, истцу предоставлен отпуск за 2021 год продолжительностью 69 календарных дней с 8 ноября 2021 г. по 15 января 2022 г.
Приказом от 15 января 2022 г. контракт между истцом и ответчиком расторгнут. В конце декабря 2021 года по указанию начальника ГУ МВД России по Иркутской области от 23 декабря 2021 г. N "О поощрении личного состава", в соответствии с приказом МВД России от 31 марта 2021 г. N "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел" по итогам работы за 2021 год личному составу Иркутской области начислена и выплачена разовая премия в среднем на каждого сотрудника - 61 000 руб. Однако данная выплата истцу не поступила. На момент выплаты премии действующих дисциплинарных взысканий не имела. 30 декабря 2021 г. она обратилась с рапортом к начальнику ГУ МВД России по Иркутской области о выплате указанной премии.
Согласно ответу ГУ МВД России по Иркутской области разовая премия за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач не входит в состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, является дополнительной стимулирующей выплатой и не носит постоянный характер, принятие решения о выплате разовой премии является правом руководителя.
Считает, что позиция ответчика является незаконной, необоснованной, поскольку указанный период отпуска вошел в стаж службы в органах внутренних дел, разовая премия за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач входит в состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, назначается по итогам службы и носит системный характер. Оснований для лишения ее разовой премии не имелось. В силу ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты премии. Незаконные действия ответчика причинили истцу моральный вред.
Просила суд взыскать разовую премию по итогам работы за 2021 год в размере 61 000 руб, проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты премии в размере 2 041, 46 руб. за период с 30 декабря 2021 г. по день фактического расчета включительно, материальной помощи за 2022 год в размере 27 000 руб, проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты в размере 865, 35 руб. за период с 4 января 2022 г. по день фактического расчета включительно, компенсацию за неиспользованный отпуск за 2022 год в размере 94 280, 40 руб, проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты в размере 3 021, 69 руб. за период с 4 января 2022 г. по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда в размере 30 000 руб, возложить на ответчика обязанность произвести выплаты разовой премии, материальной помощи, компенсации за отпуск, процентов (денежную компенсацию), компенсации морального вреда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Иркутской области.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 26 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 12 сентября 2022 г, исковые требования Брагиной И.С. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31 января 2023 г. решение Кировского районного суда от 26 мая 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 сентября 2022 г. отменены в части отказа в удовлетворении требований о признании права на получение разовой премии по итогам работы за 2021 год, взыскании денежной компенсации за задержку выплаты премии, компенсации морального вреда, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 12 апреля 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 июля 2023 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска от 12 апреля 2023 г. отменено, с принятием по делу нового решения, которым исковые требования Брагиной И.С. к ГУ МВД России по Иркутской области о признании права и взыскании разовой премии по итогам работы за 2021 год, взыскании процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты премии, компенсации морального вреда удовлетворены.
Суд взыскал с МВД России по Иркутской области в пользу истца разовую премию по итогам работы за 2021 г. в размере 54 166, 67 руб, денежную компенсацию за задержку выплаты премии в размере 19 388, 06 руб, компенсацию морального вреда 5 000 руб.
Представитель ГУ МВД России по Иркутской области обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 июля 2023 г. отменить, как незаконное, принятое с нарушением норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что упомянутая премия не входит в состав денежного довольствия сотрудника, выплачивается по решению руководителя по результатам оценки службы сотрудников.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дела в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Брагина И.С. с 18 сентября 2007 г. проходила службу в органах внутренних дел, с 5 июля 2021 г. - в должности следователя контрольно-методического отдела по преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий контрольно-методического управления главного следственного управления ГУ МВД России по Иркутской области.
6 октября 2021 г. Брагина И.С. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Иркутской области с рапортом о предоставлении очередного и дополнительных отпусков за 2021 г. с последующим увольнением со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Приказом ГУ МВД России по Иркутской области от 29 октября 2021 г. N Брагиной И.С. предоставлен отпуск за 2021 г. с 8 ноября 2021 г. по 15 января 2022 г, с Брагиной И.С. расторгнут контракт и она уволена со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 15 января 2022 г.
С 16 января 2022 г. на основании заключения от 26 января 2022 г. N Брагиной И.С. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно выписке из приказа МУ МВД России "Иркутское" от 5 марта 2021 г. N Брагиной И.С. выплачена материальная помощь за 2021 г. в размере одного оклада денежного содержания.
30 декабря 2021 г. Брагина И.С. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Иркутской области генерал-лейтенанту полиции с рапортом, в котором просила выплатить разовую премию по итогам работы за 2021 г.
Согласно ответу ГУ МВД России по Иркутской области от 26 января 2022 г. разовая премия за добросовестное выполнение особо сложных и важных задач не входит в состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, является дополнительной стимулирующей выплатой и не носит постоянный характер. Руководитель по результатам оценки службы сотрудников может принять решение о выплате разовой премии. Принятие данного решения является его правом, а не обязанностью. Отсутствие дисциплинарных взысканий не является основанием для выплаты данной премии. Оснований для выплаты Брагиной И.С. разовой премии за выполнение особо сложных и важных задач не имеется.
4 января 2022 г. Брагина И.С. обратилась к начальнику ГУ МВД России по Иркутской области с заявлениями о выплате материальной помощи и денежной компенсации за неиспользованный основной отпуск за 2022 г.
Согласно ответу ГУ МВД России по Иркутской области от 10 февраля 2022 г. N Брагиной И.С. отказано в выплате материальной помощи и денежной компенсации за неиспользованный основной отпуск за 2022 г, поскольку данная выплата не предусмотрена действующим законодательством, указано, что в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации при предоставлении сотруднику ОВД отпуска с последующим увольнением все правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, прекращаются в день, предшествующий началу отпуска.
Брагина И.С, указав, что с 18 сентября 2007 г. по 15 января 2022 г. состояла в служебных отношениях с ответчиком, в период работы ей был предоставлен отпуск за 2021 г. продолжительностью 69 календарных дней с 8 ноября 2021 г. по 15 января 2022 г. с последующим увольнением, по итогам работы за 2021 г. личному составу начислена и выплачена разовая премия в среднем на каждого сотрудника юстиции - 61 000 руб, ей данная премия не выплачена, 4 января 2022 г. в адрес начальника ГУ МВД России по Иркутской области ею направлены рапорты о выплате материальной помощи за 2022 год и денежной компенсации за неиспользованный в год увольнения отпуск за 2022 год, в предоставлении указанных выплат ей отказано, поскольку она уволена со службы в органах внутренних дел в 2022 г, отказ в предоставлении ей материальной помощи за 2022 г, выплаты денежной компенсации за неиспользованный в год увольнения основной отпуск, разовой премии по тогам 2021 г. является незаконным, незаконные действия ответчика причинили ей моральный вред, обратилась в суд настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 127, 140 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 181, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что разовая премия не входит в состав денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел, является дополнительной стимулирующей выплатой, данная выплата носит стимулирующий, премиальный характер, осуществление такой выплаты является правом работодателя, а не его безусловной обязанностью, зависит от усмотрения работодателя, эффективности и результативности служебной деятельности сотрудника, не установил. оснований для удовлетворения исковых требований о признании права на получение разовой премии, возложении обязанности на ответчика произвести истцу выплату разовой премии.
Не установив со стороны ответчика нарушений прав Брагиной И.С, суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования о компенсации морального вреда, предусмотренной ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что из положений ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что денежное довольствие сотрудника органов внутренних дел состоит в том числе и из иных дополнительных выплат. При этом, несмотря на наличие у нанимателя права по определению размера денежных поощрений сотруднику органов внутренних дел оно не может быть произвольным, а должно быть обусловлено, прежде всего, качеством работы конкретного сотрудника, его отношением к труду, вкладом в общую работу учреждения.
Разрешая требования в части права Брагиной И.С, на меры материального стимулирования, суд апелляционной инстанции, не отрицая права нанимателя самостоятельно определять порядок и условия материального стимулирования, исходит из того, что после утверждения такого порядка, он становится обязательным для всех участников трудовых отношений.
Увольнение Брагиной И.С. после предоставления ей неиспользованных отпусков, по мнению суда апелляционной инстанции, не лишает ее права на получение соответствующих спорных выплат.
Действительно, в соответствии с ч. 2 ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель по письменному заявлению работника, намеревающегося расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, при наличии возможности предоставляет ему неиспользованные отпуска с последующим увольнением. В этом случае работодатель, чтобы надлежаще исполнить закрепленную названным кодексом (в частности, его ст.ст. 84.1, 136 и 140) обязанность по оформлению увольнения и расчету с увольняемым работником, должен исходить из того, что последним днем работы работника является не день его увольнения (последний день отпуска), а день, предшествующий первому дню отпуска (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2007 г. N 131-0-0).
Анализируя приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что установление сотрудникам, отработавшим не полный расчетный период, худших условий оплаты труда, отличающихся от условий оплаты труда работников, трудовые отношения с которыми продолжаются, является дискриминацией в сфере оплаты труда. Прекращение контракта и увольнение со службы, по общему смыслу закона, не лишает сотрудников права на получение соответствующего вознаграждения за труд - заработной платы, в том числе и на получение соответствующих стимулирующих выплат за фактически отработанное время. Единственным исключением из правила о данной выплате является наличие у сотрудника неснятого дисциплинарного взыскания, наложенного на неё в письменной форме, тогда как Брагина И.С. в расчетный период к дисциплинарной ответственности не привлекалась.
Таким образом, учитывая, что последний рабочий день Брагиной И.С. являлся день, предшествующий первому дню отпуска, то соответственно она имела право на получение данной выплаты пропорционально отработанному времени, то есть за 10 месяцев 2021 года, исходя из того, что данная выплата была произведена иным сотрудникам на основании приказа от 29 декабря 2021 г. N "О выплате разовой премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за 2021 г.".
Разрешая требования истца в части определения ей полагающейся к выплате спорной премии, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В декабре 2022 года Министром внутренних дел Российской Федерации принято решение о выплате разовой премии личному составу по итогам работы за 2021 год. В целях реализации принятого решения расходными расписаниями от 24 и 27 декабря 2021 г. доведены дополнительные меры бюджетных обязательств по виду расходов 131.
ФЭД МВД России в указании от 28 декабря 2021 г. N руководителям (начальникам) территориальных органов, подразделений и организаций системы МВД России разъяснено премирование сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации осуществлять дифференцировано в абсолютных размерах в соответствии с личным вкладом конкретного сотрудника в выполнение поставленных задач.
29 декабря 2021 г. ГУ МВД России по Иркутской области издан приказ N "О выплате разовой премии" о выплате разовой премии за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за 2021 год подтверждается, что сотрудники были поощрены разовой денежной премией по итогам календарного периода 2021 года.
В материалы дела представлен приказ ГУ МВД России по Иркутской области от 11 августа 2021 г. N, которым Брагиной И.С. выплачена разовая премия в размере 17 300 руб. за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за первое полугодие 2021 года.
Проанализировав представленные в материалы дела сторонами доказательства, в том числе приказы о произведенных ответчиком выплатах соответствующих премий по приказу от 11 августа 2021 г. и от 29 декабря 2021 г, сравнив размеры выплат с иными сотрудниками, состоящими в аналогичных званиях и схожих должностях, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в абсолютно цифровом размере определить премию, полагающуюся к выплате Брагиной И.С. невозможно, поскольку расчета разовой премии не существует.
При определении размера подлежащей выплате истцу премии по итогам 2021 года суд апелляционной инстанции исходил из того, что к дисциплинарной ответственности истец не привлекалась, а также из размера премии сотрудников, состоящих в аналогичных званиях и схожих должностях, учел показатели работы истца (выполнение особо сложных и важных задач), что не оспаривалось ответчиком. Суд пришел к выводу о том, что размер премии Брагиной И.С. за спорный период пропорционально отработанному времени (10 месяцев), исходя из того, что истец имела право рассчитывать на выплату ей премии по итогам календарного периода, соответственно 65 000 руб. / 12 месяцев х 10 месяцев, должен составлять 54 166, 67 руб.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя исковые требования в указанной части применил следующие нормы материального права.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1 - 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ перечислены меры поощрения, применяемые к сотрудникам органов внутренних дел за добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности. В числе мер поощрения - выплата денежной премии (п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Отношения, связанные в том числе с денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудники), регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определены состав и порядок выплаты сотрудникам денежного довольствия.
Денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада - в соответствии с замещаемой должностью (далее также - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Перечень дополнительных выплат, устанавливаемых сотрудникам, указан в п.п. 1 - 8 ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
К таким выплатам относятся: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (п. 1); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (п. 2); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (п. 3); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 4); премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей (п. 5); поощрительные выплаты за особые достижения в службе (п. 6); надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время (п. 7); коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 8).
Премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год выплачиваются в порядке, который определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 12 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Поощрительные выплаты за особые достижения в службе в размере до 100 процентов должностного оклада в месяц устанавливаются в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета на денежное довольствие сотрудников вправе устанавливать размер поощрительной выплаты за особые достижения в службе свыше 100 процентов должностного оклада (ч. 13 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки. Указанные дополнительные выплаты и надбавки устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых сотрудниками задач (ч. 17 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 18 ст. 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ фонд денежного довольствия сотрудников состоит из фонда денежного довольствия сотрудников центрального аппарата федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и фонда денежного довольствия сотрудников, проходящих службу в территориальных органах и учреждениях (организациях) соответствующего федерального органа исполнительной власти.
В ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ указано, что при формировании фонда денежного довольствия сотрудников, сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов и окладов по специальному званию, предусматриваются средства для следующих выплат (в расчете на год): ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (п. 1); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание (п. 2); ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы (п.3); ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 4); премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей (п. 5); поощрительные выплаты за особые достижения в службе (п. 6); надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время (п. 7); ежегодная материальная помощь (п. 8).
Исходя из положений ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудникам другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут быть установлены дополнительные социальные гарантии.
Абзацем 2 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов" руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с этим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
В соответствии с п. 1 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 июня 2007 г. N 517 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459" начальникам подразделений центрального аппарата МВД России и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, управлений материально-технического снабжения, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России разрешено использовать высвобождающиеся средства, образующиеся за счет вакантных должностей, в четвертом квартале соответствующего года на материальное стимулирование личного состава в виде дополнительных разовых премий, дифференцируемых в зависимости от результатов службы (работы), и выплачиваемых в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы премирования лиц рядового и начальствующего состава, а также работников органов внутренних дел Российской Федерации.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 181 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее также - Порядок).
Разделом IV Порядка (п.п. 28 - 45) определены условия, порядок и размеры выплаты премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей.
Исходя из положений Порядка сотруднику премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей выплачивается из расчета трех окладов денежного содержания в год (п. 28), расчетным периодом для выплаты этой премии является календарный месяц (пункт 30), а основаниями для ее невыплаты могут выступать нахождение сотрудника в распоряжении (п. 33) либо случаи, при наличии которых премия не выплачивается: временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей, отстранение сотрудника от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, наличие дисциплинарного взыскания, увольнение со службы по отрицательным основаниям (п.п. 34 - 36).
Пунктом 40 Порядка установлено, что в пределах средств, предусмотренных на выплату денежного довольствия, сотруднику, успешно выполняющему особо сложные и важные задачи, в соответствии с приказом руководителя может быть дополнительно выплачена разовая премия (кроме сотрудника, имеющего неснятое дисциплинарное взыскание, наложенное на него в письменной форме).
Сотрудникам выплата разовой премии производится дифференцированно в зависимости от результатов службы (п. 41 Порядка).
В территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, решение о выплате разовой премии оформляется приказом руководителя (начальника), подготовленным соответствующим кадровым подразделением и согласованным центрами финансового обеспечения, финансово-экономическими отделами (отделениями, группами), централизованными бухгалтериями (бухгалтериями) (п. 43 Порядка).
Согласно положениям п. 44 Порядка суммарный размер выплаченных сотруднику разовых премий в текущем году не может превышать суммарного размера разовых премий, выплаченных руководителю (начальнику) органа, организации, подразделения МВД России либо одному из заместителей (первому заместителю) руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, в зависимости то того, кому из перечисленных лиц разовые премии были выплачены в наибольшем суммарном размере.
По решению Министра либо заместителя Министра выплата разовой премии сотруднику может быть произведена без учета ограничений, предусмотренных п. 44 настоящего Порядка (п. 45 Порядка).
Из приведенных нормативных положений следует, что в период прохождения службы сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации выплачивается денежное довольствие, которое является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам отнесена в том числе премия за добросовестное выполнение сотрудником служебных обязанностей из расчета трех окладов денежного содержания в год, которая входит в обязательную часть денежного довольствия сотрудника, начисляется регулярно в установленном законом размере при условии надлежащего выполнения сотрудником своих служебных обязанностей и отсутствии у него упущений по службе, указанных в п.п. 34 - 36 Порядка.
В отличие от премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей, которая входит в состав денежного довольствия сотрудника и является его обязательной частью, предусмотренная п. 40 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2021 г. N 181, разовая премия является одним из видов поощрения сотрудников за выполнение особо сложных и важных задач. Применение такого поощрения относится к компетенции руководителя (начальника) органов внутренних дел, который принимает решение о выплате этой премии в зависимости от результатов службы конкретного сотрудника и по согласованию с финансовым подразделением органа внутренних дел, то есть такая премия не является обязательной частью денежного довольствия сотрудника, а выступает лишь дополнительной мерой его материального стимулирования и поощрения.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Частью 11 ст. 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному п.п. 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 ч. 2 ст. 82 настоящего Федерального закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством Российской Федерации неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы.
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник органов внутренних дел вправе расторгнуть контракт по собственной инициативе и уволиться со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, подав рапорт об этом за один месяц до даты увольнения. Такому сотруднику по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.
Вместе с тем порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел, принявшему решение об увольнении по собственной инициативе, отпуска с последующим увольнением нормами специального закона не урегулирован, в связи с чем к отношениям, связанным с предоставлением сотруднику органов внутренних дел отпуска с последующим увольнением, в силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежат применению нормы трудового законодательства Российской Федерации, а именно положения ст.ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.
При предоставлении отпуска с последующим увольнением при расторжении трудового договора по инициативе работника этот работник имеет право отозвать свое заявление об увольнении до дня начала отпуска, если на его место не приглашен в порядке перевода другой работник (ч. 4 ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 127 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель по письменному заявлению работника, намеревающегося расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, при наличии возможности предоставляет ему неиспользованные отпуска с последующим увольнением. В этом случае работодатель, чтобы надлежаще исполнить закрепленную названным кодексом (в частности, его ст.ст. 84.1, 136 и 140) обязанность по оформлению увольнения и расчету с увольняемым работником, должен исходить из того, что последним днем работы работника является не день его увольнения (последний день отпуска), а день, предшествующий первому дню отпуска.
По смыслу приведенных норм и разъяснений при предоставлении отпуска с последующим увольнением фактически служебные отношения с сотрудником прекращаются со дня, предшествующего первому дню отпуска.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда отмечает, что к компетенции суда, разрешающего служебный спор, относится проверка законности действий представителя нанимателя, связанных с невыплатой Брагиной И.С. спорной премии, тогда как судом апелляционной инстанции принято решение о взыскании в пользу истца такой премии и о ее размерах.
Между тем, учитывая, что ответчик отрицает право Брагиной И.С. на получение указанной премии, полагает, что на момент поступления решения о выплате премии истец была уволена со службы и не имеет права на получение премии, не представил своего расчета премии, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что указанные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии безусловных оснований для отмены оспариваемого определения, которым спор был разрешен по существу.
Суд апелляционной инстанции учел нормативные положения о составе денежного довольствия и видах премий, которые входят в состав денежного довольствия, являясь его обязательной частью, и премий, которые не входят в состав денежного довольствия, учел отсутствие доказательств со стороны ответчика, подтверждающих основания для невыплаты истцу указанной премии.
В соответствии с ч.3 ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 17 июля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.