Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей Смолиной Ю.М, Гордеевой О.В., при секретаре Курочкиной Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N2а-594/2022 по административному исковому заявлению Заволокина Дмитрия Александровича к Министерству природных ресурсов и экологии адрес, заместителю Министра природных ресурсов и экологии адрес фио о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, обязании восстановить нарушенное право
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя административного истца фио адвоката Мушовца А.Г. на решение Кузьминского районного суда адрес от 11 октября 2022 года об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Гордеевой О.В, объяснения представителя административного истца по доверенности Мушовца А.Г, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заволокин Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии адрес, заместителю Министра природных ресурсов и экологии адрес фио о признании незаконным решения, содержащегося в письме от 09.06.2022г. исх.N9899/19-21/МПРиЭ-и, об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, просил обязать административного ответчика Министерство природных ресурсов и экологии адрес предоставить испрашиваемые лесные участки в безвозмездное пользование сроком использования на 5 лет в целях ведения сельского хозяйства для целей пчеловодства для собственных нужд (земельный участок по адресу: адрес, Шокшинское участковое лесничество, кв. 13, выдел 18, 28, площадью 15294 кв.м, с кадастровым номером: 10:22:0020701:430; земельный участок, расположенный по адресу: адрес, Шелтозерское участковое лесничество, кв. 1, выдел 1, 6, 58, 59, площадью 13 110 кв.м, с кадастровым номером 10:22:0020701:431).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в порядке пп.9 п.2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации обратился к административному ответчику Министерству природных ресурсов и экологии адрес с заявлением о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование сроком использования на 5 лет в целях ведения сельского хозяйства для целей пчеловодства для собственных нужд. В указанном заявлении испрашивались следующие земельные участки: земельный участок по адресу: адрес, Шокшинское участковое лесничество, кв. 13, выдел 18, 28, площадью 15294 кв.м, с кадастровым номером: 10:22:0020701:430; земельный участок по адресу: адрес, Шелтозерское участковое лесничество, кв. 1, выдел 1, 6, 58, 59, площадью 13110 кв.м, с кадастровым номером 10:22:0020701:431. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии адрес от 09.10.2020 N1785 на основании заявления административного истца была утверждена проектная документация испрашиваемых административным истцом лесных участков сроком действия 2 года с момента подписания приказа. Приказом министра от 13.01.2021г. N55 в проектную документацию лесного участка были внесены изменения.
Пунктом 4 Проектной документации установлены виды разрешенного использования лесного участка - использование лесов в целях ведения сельского хозяйства (пчеловодство). В пункте 5 проектной документации указано, что обременений у проектируемого лесного участка нет, в пункте 6 проектной документации не установлены ограничения связанные с согласованием ведения деятельности с местными жителями, испрашиваемый земельный участок свободен от каких-либо ограничений и обременений. В нарушение установленных законом сроков административный ответчик 09.06.2022г. за исх. N 9899/19-21/МПРиЭ-и направил в адрес административного истца фио письменный ответ за подписью заместителя министра фио, которым отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) и предложил обратиться в Администрации поселений для согласования с ними вопроса пользования участками, с учетом интересов местного населения. При этом в указанном письме отсутствует мотивированное обоснование со ссылками на нормы права, являющимися основанием к такому отказу, а также порядок обжалования такого решения. Ответ мотивирован отсутствием согласия на предоставление данных участков истцу по причине уже использования этих участков местными жителями для рыболовства, сбора грибов, ягод и отдыха. Указанный ответ от 09.06.2022г. за исх. N 9899/19-21/МПРиЭ-и истец считает незаконным, необоснованным и создающим препятствия к реализации прав и законных интересов административного истца.
Решением Кузьминского районного суда адрес от 11 октября 2022 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Заволокина Дмитрия Александровича к Министерству природных ресурсов и экологии адрес, заместителю Министра природных ресурсов и экологии адрес фио о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков, обязании восстановить нарушенное право - отказать.
В апелляционной жалобе административный истец, действуя через представителя, просит отменить указанный судебный акт как незаконный, утверждая о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушении судом норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений, выслушав объяснения представителя административного истца адвоката Мушовца А.Г, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, проверив решение, приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Частью 2 статьи 38 ЛК РФ установлено, что на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).
В соответствии с частью 4 статьи 38 ЛК РФ для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в соответствии со статьей 9 ЛК РФ.
Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК Российской Федерации) одним из оснований предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности является договор безвозмездного пользования земельным участком.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.10 ЗК Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет.
Статьей 39.14 ЗК Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусматривает, в частности, следующие этапы:
подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 2 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка.
Согласно пункту 3 статьи 39.15 ЗК Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 этой же статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В случае принятия заявления для рассмотрения по существу, в соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК Российской Федерации, уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления должен проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК Российской Федерации, по результатам проверки совершить одно из следующих действий: подготовить проект договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах, подписать их и направить подписанный проект договора купли-продажи истцу для подписания; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить истцу принятое решение с указанием всех оснований отказа.
В соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;
14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;
21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;
26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.
Разрешая настоящий спор, суд, оценив собранные по делу доказательства в совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований фио
При этом, суд исходил из того, что Заволокин Д.А. в лице своего представителя фио обратился в Министерство природных ресурсов и экологии адрес с заявлением о предоставлении лесного участка в безвозмездное пользование сроком использования на 5 лет в целях ведения сельского хозяйства для целей пчеловодства для собственных нужд. В указанном заявлении испрашивались следующие земельные участки: земельный участок по адресу: адрес, Шокшинское участковое лесничество, кв. 13, выдел 18, 28, площадью 15294 кв.м, с кадастровым номером: 10:22:0020701:430; земельный участок по адресу: адрес, Шелтозерское участковое лесничество, кв. 1, выдел 1, 6, 58, 59, площадью 13110 кв.м, с кадастровым номером 10:22:0020701:431.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии адрес от 09.10.2020 N1785 на основании заявления административного истца была утверждена проектная документация испрашиваемых административным истцом лесных участков сроком действия 2 года с момента подписания приказа.
Приказом министра от 13.01.2021г. N55 в проектную документацию лесного участка были внесены изменения, пунктом 4 Проектной документации установлены виды разрешенного использования лесного участка - использование лесов в целях ведения сельского хозяйства (пчеловодство). В пункте 5 проектной документации указано, что обременений у проектируемого лесного участка нет, в пункте 6 проектной документации не установлены ограничения связанные с согласованием ведения деятельности с местными жителями, испрашиваемый земельный участок свободен от каких либо ограничений и обременений.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления 09 июня 2022 года административный ответчик направил в адрес фио письменный ответ за исх. N 9899/19-21/МПРиЭ-и за подписью заместителя министра фио, которым отказал в предоставлении испрашиваемых земельных участков в безвозмездное пользование для ведения сельского хозяйства (пчеловодства) и предложил обратиться в Администрации поселений для согласования с ними вопроса пользования участками, с учетом интересов местного населения. Ответ мотивирован отсутствием согласия на предоставление данных участков истцу по причине уже использования этих участков местными жителями для рыболовства, сбора грибов, ягод и отдыха.
Министерство природных ресурсов и экологии адрес осуществляет деятельность на основании Постановления Правительства адрес от 23.10.2017 N367-П "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии адрес".
Министерство осуществляет полномочия собственника лесных участков, находящихся собственности адрес, в пределах, установленных законодательством, в том числе предоставляет лесные участки, находящиеся в собственности адрес, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду.
Установлено по материалам дела, что испрашиваемый административным истцом лесной участок расположен в границах кварталов - 13 (лесотакционные выделы 18, 18.4) Шокшинского участкового лесничества, 1 (лесотакционные выделы 1, 6, 58, 59) Шелтозерского участкового адрес.
Участок расположен на адрес вепсского сельского поселения, Шелтозерского сельского поселения отнесенного распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.05.2009 N 631-р к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Российской Федерации.
По запросу суда 21.09.2022г. административным ответчиком был организован осмотр спорного лесного участка и смежного участка лесного фонда, составлен акт осмотра, произведена фотофиксация. Установлены следующие характеристики испрашиваемого лесного участка:
- лесной участок расположен в водоохранных адрес (особо защитные участки леса): прибрежные полосы, расположенные вдоль водных объектов, склонов, оврагов; вдоль Онежского озера, участки исключены из рубок главного пользования (РГП), кадастровые номера спорных участков - 10:22:0020701:430 и 10:22:0020707: 431. Часть испрашиваемого лесного участка пересекает река Тахручей. Испрашиваемый лесной участок расположен напротив Онежского озера в бухте "Брусно" и полностью попадает в водоохранную адрес и нерестоохранную полосу лесов.
В соответствии с информацией, полученной от Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов по адрес Невско-Ладожского бассейнового водного управления) ширина водоохранной адрес составляет 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы составляет 200 метров. Границы спорного лесного участка расположены с учетом соблюдения двадцатиметровой береговой полосы Онежского озера. Граница водного объекта "Тахручей" составляет 50 м от русла реки в обе стороны. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводится дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
-в соответствии со сведениями о расположении и границах лесного участка площадь спорного лесного участка составляет 2, 8404 га, что равнозначно 2804 кв. м. В соответствии со сведениями о площади спорного лесного участка, с указание характерных точек границ лесного (земельного) участка в системе координат "МСК 10" (Параметры местной системы координат МСК-10 применяются на территории адрес для проведения кадастровых работ и ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также рекомендуются для проведения отраслевых геодезических и кадастровых работ). На схеме расположения границ спорный лесной участок имеет конфигурацию подобную "вытянутому прямоугольнику", размеры которого, с учетом указания данных о расстояниях в метрах, указанных между углами поворота характерных точек границ лесного участка составляют - 53, 16 м (расстояние угла N 1 до угла N 2)*769, 67 м (расстояние от угла
N2-N3-N4-N5-N6-N7-N8-N9-N10-N11-N12-N13-N14-N15-N16-N17-N18-N19)*91, 51 м (расстояние от угла N 19 до угла N 20) * 618, 69 м (расстояние от угла
N 20 - N 21 - N 22 - N 23). 53, 16 м * 769, 67 м * 91, 51 м * 618, 69 м, - местоположением спорного лесного участка по координатам, используемым в лесном хозяйстве, является квартал 13 (лесотакционные выделы 18, 18.4) Шокшинского участкового лесничества (Шокшинское лесничество по лесоустройству), 1 (лесотакционные выделы 1, 6, 58, 59) Шелтозерского участкового лесничества (Шелтозерское лесничество по лесоустройству) адрес. адрес состоит из двух лесных участков, расположенных в двух адрес 1) часть участка расположена в квартале 1 выделы 1, 6, 58, 59 (грунтовая дорога) Шелтозерского участкового лесничества (Шелтозерского лесничества по лесоустройству), адрес. Категория защитности: леса расположенные в водоохранных зонах, ОЗУ: прибрежные полосы лесов (вдоль Онежского озера), исключены из РГП (рубок ухода главного пользования). Кадастровый номер участка-10:22:0020701:431; 2) часть участка расположена в квартале 13 выделы 18, 18.4 Шокшинского участкового лесничества (Шокшинское лесничество по лесоустройству). Категория защитности: леса расположенные в водоохранных зонах, ОЗУ: прибрежные полосы лесов (вдоль Онежского озера), исключены из РГП. Кадастровый номер участка- 10:22:0020701:431.
-испрашиваемый лесной участок фактически используется общественной организацией - территориально-соседская община коренных малочисленных народов Севера - вепсов "Везиижент", зарегистрированной на адрес Вепсского адрес (ОГРН 1211000006733). Территория является постоянным местом для отдыха, купания, рыбной ловли, охоты, сбора грибов и ягод, используемым местным населением, туристами. Леса в кв.1 Шелтозерского участкового лесничества являются лесами местного пользования, предназначены для заготовки древесины местным населением для собственных нужд. Преобладающий напочвенный покров состоит из зеленых мхов, кислицы, черники, брусники. Разнотравье, а также деревья и кустарники - медоносы, отсутствуют. адрес расположена в 20 метрах от Онежского озера бухты "Брусно". Бухта "Брусно" активно используется местными жителямя, жителями адрес и соседних районов адрес, а также туристами для целей проведения отдыха, купания и загара. В бухте "Брусно" расположен большой песчаный пляж, с местами отдыха (стол, скамейки), оборудованными отдыхающими. Рядом с бухтой расположен остров. Акватория Онежского озера в бухте "Брусно" используется также туристами для целей рыболовства. Бухта "Брусно" расположена в 5 км от адрес, съезд с автодороги в адрес. адрес, частично попадающая в испрашиваемый лесной участок, используется местными жителями, туристами и участниками общественной организации "Везиижент", для проезда к пляжу Онежского озера и водной акватории указанного водоема, а также к реке Тахручей.
Администрации Шелтозерского сельского поселения и Шокшинского сельского поселения письмами от 13.05.2022 сообщили, что испрашиваемые участки не пригодны для пчеловодства, на участке отсутствуют медоносные растения, также Администрации указали на то, что предоставление испрашиваемого лесного участка для целей пчеловодства будет являться препятствием для осуществления массового отдыха, ведения традиционных видов хозяйственной деятельности собирательства и рыболовства местными жителями - коренного малочисленного народа вепсов Российской Федерации, так как участок расположен в Прибрежной защитной полосе Онежского озера.
В соответствии с п. 1 ч. 2 Федерального закона от 30.12.2020 N 490-ФЗ "О пчеловодстве в Российской Федерации" пчеловодством является определенная на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности совокупность видов экономической деятельности, относящихся к разведению, содержанию и использованию пчел, в том числе для опыления сельскохозяйственных культур, производству и переработке продукции пчеловодства, включая оказание услуг.
Пунктом 4 указанной статьи установлено, что пчеловодческой инфраструктурой является совокупность объектов капитального строительства и (или) некапитальных строений, сооружений, в том числе ульев, земельных участков, оборудования, пасек, используемых в целях осуществления пчеловодства.
В соответствии с пунктом 11 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденными Приказом Минприроды России от 02.07.2020 N 408, на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений.
Как видно из заявления административного истца о предоставлении земельного участка, в течение 2022-2027г.г. на нем планируется установка и возведение изгородей (легкий деревянный, сетчатый забор), посадка растений, установка деревянных навесов, установка ульев, строительство некапитальных деревянных передвижных строений (л.д. 13).
Между тем, возведение изгородей вокруг территории испрашиваемого лесного участка повлечет закрытие свободного доступа к бухте "Брусно" и фактическое перекрытие лесной дороги.
Пунктом 15 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденными Приказом Минприроды России от 02.07.2020 N 408 установлено, что в качестве кормовой базы для медоносных пчел должны использоваться земли, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения. Из земель лесного фонда для размещения ульев и пасек должны предоставляться, в первую очередь, нелесные земли, а также земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), до проведения на них лесовосстановления.
Проектная документация испрашиваемого лесного участка не обладает сведениями о наличии на лесном участке медоносных растений, испрашиваемый лесной участок является лесным участком, что прямо исключает соблюдение требований пункта 15 указанных Правил о первоочередном предоставлении нелесных земель; участок не является землями, предназначенными для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), до проведения на них лесовосстановления.
Из акта осмотра земельного участка также следует, что испрашиваемый истцом участок пересекает лесная дорога, он находится в непосредственной близости к территории нелесного фонда - земельному участку площадью 50008 кв. м. (5 га) (кадастровый номер 10:22:0020701:4) (категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - под реконструкцию строений и создания туристической базы семейного отдыха), права собственности на которую зарегистрированы за административным истцом Заволокиным Д.А, о чем имеется запись в Едином государственном реестре недвижимости об объекте недвижимости. адрес, частично пересекающая испрашиваемый лесной участок, используется для проезда к земельному участку, права на который зарегистрированы за административным истцом.
Учитывая все вышеизложенное, а также несоблюдение требований п. 15 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденными Приказом Минприроды России от 02.07.2020 N 408, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый истцом ответ является законным и обоснованным, прав истца не нарушает, принят с соблюдением прав иных лиц на беспрепятственное пользование земельным участком и благоприятную окружающую среду.
Разрешая спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований, суд исходил из того, что необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца, а таких обстоятельств по делу не установлено.
Судебная коллегия находит правомерным вывод суда об отказе удовлетворении заявленных требований, нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия также не усматривает, поскольку она соответствует требованиям статьи 84 КАС РФ.
Разрешая спор, судом первой инстанции были правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана надлежащая правовая оценка; нарушений норм процессуального права не допущено; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кузьминского районного суда адрес от 11 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней - без удовлетворения.
Решение и настоящее Апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.