Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио
при секретаре Курочкиной Е.С, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-501/2022 по административному иску Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте к Шурыгину... о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запрещенной к распространению на адрес
по апелляционной жалобе административного ответчика Шурыгина Е.Ю. на решение Головинского районного суда адрес от 27 октября 2022 года об удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Шурыгину Е.Ю. о признании информации о выполнении коммерческих воздушных перевозок и (или) авиационных работ в отсутствие соответствующих сертификатов, а также о допуске неопределенного круга лиц к самостоятельному пилотированию воздушных судов авиации общего назначения, размещенной в сети "Интернет" по адресу: https:/rusamolet.ru/, информацией, распространение которой в РФ запрещено.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведен анализ информации, размещенной в сети "Интернет" о незаконной деятельности авиационных клубов по выполнению "прогулочных", "развлекательных", "обзорных" и других полетов с передачей штурвала для самостоятельного управления лицам в отсутствие разрешительной документации. Сайт, на котором содержится информация о выполнении коммерческих полетов с использованием воздушных судов авиации общего назначения на территории адрес и адрес, размещена в сети "Интернет" по адресу: https:/rusamolet.ru/. Вместе с тем, в силу действующего законодательства к пилотированию воздушных судов гражданской авиации допускаются лишь лица, имеющие необходимую подготовку и свидетельство пилота, управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, влечет установленную законом ответственность, в связи с чем предоставление доступа в сети Интернет к информации о возможности предоставления таких услуг является распространением запрещенной информации, противоречит требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Решением Головинского районного суда адрес от 27 октября 2022 года административные исковые требования прокурора удовлетворены, постановлено:
признать информацию, размещенную на интернет-сайте по сетевому адресу: https:/rusamolet.ru/, информацией, распространение которой запрещено на адрес;
направить копию решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по ЦФО для внесения соответствующих сведений в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В апелляционной жалобе административный ответчик Шурыгин Е.Ю. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (часть 1).
Запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6).
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 указанного Закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Разрешая данное дело, суд установил, что Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведен анализ информации, размещенной в сети "Интернет" о незаконной деятельности авиационных клубов по выполнению "прогулочных", "развлекательных", "обзорных" и других полетов с передачей штурвала для самостоятельного управления лицам в отсутствие разрешительной документации.
При проведении проверки было установлено, что сайт, на котором содержится информация о выполнении подобных полетов на территории адрес и адрес с передачей штурвала, размещен в сети "Интернет" по адресу: https:/rusamolet.ru/.
Согласно справке ООО "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" Шурыгин Е.Ю. является администратором доменного имени rusamolet.ru (л.д.14).
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворил.
При этом суд исходил из того, что по смыслу положений статьи 61 Воздушного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, вправе использовать его для полетов при наличии сертификата (свидетельства) эксплуатанта.
Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.
Согласно пунктам 12, 16, 17 Федеральных авиационных правил "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения", утвержденных приказом Минтранса России от 18 июня 2003 года N 147, эксплуатант авиации общего назначения (далее - АОН) - юридическое лицо (физическое лицо - в случае приема на работу авиационного персонала) разрабатывает в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями руководство по производству полетов и руководство по организации технического обслуживания воздушных судов.
Авиационный персонал эксплуатанта АОН имеет соответствующую подготовку и квалификацию, подтвержденные установленными законодательством Российской Федерации документами.
Эксплуатанты АОН обеспечивают изучение нормативных актов по вопросам безопасности полетов, авиационной безопасности и иных документов, регулирующих деятельность гражданской авиации, авиационным персоналом, ведут учет полетного и рабочего времени авиационного персонала, а эксплуатанты АОН, не указанные в пункте 12 настоящих Правил, изучают указанные документы самостоятельно.
Принадлежащие эксплуатанту АОН (заявителю) воздушные суда, заявляемые для полетов в целях авиации общего назначения, допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности, свидетельств о государственной регистрации. Воздушные суда оборудуются в соответствии с установленными требованиями для выполнения заявленных видов полетов в заявленных регионах.
Пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса РФ определено, что юридические лица, осуществляющие разработку и изготовление воздушных судов и другой авиационной техники, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, техническое обслуживание гражданских воздушных судов, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил.
Пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала.
Согласно пункту 1 статьи 54 Воздушного кодекса РФ к выполнению функций членов экипажа и функций специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функций сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
В соответствии с пунктом 2 стати 54 Воздушного кодекса РФ требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Пунктом 5 Федеральных авиационных правил "Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года N 289, установлено, что запрещается осуществлять обучение специалистов соответствующего уровня авиационным учебным центрам, не имеющим выданного в соответствии с настоящими Правилами сертификата АУЦ, или в нарушение ограничений, указанных в сертификате АУЦ, или в нарушение требований федеральных авиационных правил.
Осуществление обучения специалистов авиационного персонала в отсутствие государственной регистрации и необходимого разрешения, выдача документа, подтверждающего обучение, управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, влечет за собой установленную законом уголовную и административную ответственность.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, проанализировав характер информации, размещенной на соответствующем сайте, применительно к положениям действующего законодательства, определяющего порядок осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией воздушных судов, принимая во внимание, что предоставление доступа в сети "Интернет" к информации о совершении действий, за которые установлена уголовная и/или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации, суд признал информацию о выполнении коммерческих воздушных перевозок и (или) авиационных работ в отсутствие соответствующих сертификатов, а также о допуске неопределенного круга лиц к самостоятельному пилотированию воздушных судов авиации общего назначения, размещенную в сети "Интернет" по адресу: https:/rusamolet.ru/, информацией, распространение которой на адрес запрещено.
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом; оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в настоящее время информация о допуске неопределенного круга лиц к самостоятельному пилотированию воздушного судна с сайта исключена, на правомерность решения суда, постановленного с учетом фактических обстоятельств, имевших место на момент разрешения спора, не влияют, выводов суда о том, что такая информация является запрещенной к распространению в РФ, не опровергают.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; нарушений статьи 84 КАС РФ при оценке собранных по делу доказательств не допущено.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Головинского районного суда адрес от 27 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 сентября 2023 года
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.