Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15.
В административном исковом заявлении АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" просит установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО "КГ "ВСК", по состоянию на 1 января 2021 года, а именно в размере 15 245 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 15 104 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 15 042 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 5 001 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 13 962 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 13 090 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 21 147 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 206 202 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 14 742 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 15 170 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 15 620 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11, в размере 16 088 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12, в размере 15 620 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13, в размере 6 362 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14, в размере 6 297 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года установлена в размере 30 101 509 рублей 13 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 29 827 699 рублей 24 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 29 690 733 рублей 44 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 9 800 743 рублей 13 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 27 548 595 рублей 85 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 25 824 317 рублей 40 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 42 704 318 рублей 93 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 428 191 650 рублей 35 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 29 101 307 рублей 28 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 29 950 932 рублей 99 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 30 853 655 рублей 32 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11, в размере 31 781 938 рублей 41 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12, в размере 30 853 655 рублей 32 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13, в размере 9 626 204 рублей 61 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14, в размере 8 907 603 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" Слесарев А.В. поддержал изначально заявленные требования, возражал относительно выводов судебной экспертизы.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены возражения относительно заявленных требований.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административный истец АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости.
В отношении названных объектов установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 30 101 509 рублей 13 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 29 827 699 рублей 24 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 29 690 733 рублей 44 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 9 800 743 рублей 13 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 27 548 595 рублей 85 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 25 824 317 рублей 40 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 42 704 318 рублей 93 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 428 191 650 рублей 35 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 29 101 307 рублей 28 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 29 950 932 рублей 99 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 30 853 655 рублей 32 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11, в размере 31 781 938 рублей 41 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12, в размере 30 853 655 рублей 32 копеек в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13, в размере 9 626 204 рублей 61 копейки в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14, в размере 8 907 603 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15, (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административный истец 18 июля 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет, подготовленный ООО "КГ "ВСК", в котором по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость определена в размере 15 245 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1, в размере 15 104 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2, в размере 15 042 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3, в размере 5 001 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 13 962 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5, в размере 13 090 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6, в размере 21 147 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7, в размере 206 202 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8, в размере 14 742 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9, в размере 15 170 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10, в размере 15 620 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11, в размере 16 088 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12, в размере 15 620 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13, в размере 6 362 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14, в размере 6 297 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 составляет 26 081 635 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 составляет 25 977 471 рубль, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 составляет 25 113 838 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 составляет 8 472 233 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 составляет 22 911 058 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 составляет 22 765 514 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 составляет 37 286 901 рубль, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 составляет 411 238 112 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 составляет 24 721 084 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 составляет 24 592 306 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 составляет 26 952 402 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12 составляет 27 744 333 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13 составляет 27 675 842 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС14 составляет 9 640 839 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС15 составляет 10 053 716 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "КГ "ВСК", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперты, проводившие судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответили на поставленные перед ними вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Вместе с тем представителем административного истца выражено несогласие с заключением эксперта, в обоснование чего представлены письменные возражения.
В ответ на возражения административного истца экспертами ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ К.Ю.В, М.О.А. представлены письменные пояснения, в которых даны ответы на дополнительно поставленные перед ними вопросы.
Эксперты пояснили, что оцениваемые помещения находятся в офисном здании класса "С", в связи с чем при введении корректировки на передаваемые имущественные права фактически использовались сведения об отношении стоимости офисного объекта недвижимости с правами собственности на земельный участок к офисному объекту недвижимости с правами аренды на земельный участок. Указание в экспертном заключении на "торговую" недвижимость является технической опечаткой и на произведенные расчеты не влияет.
Эксперты разъяснили, что согласно проведенному анализу рынка наличие у объектов-аналогов N 3, N 4 статуса объекта культурного наследия не является ценообразующим фактором для офисной недвижимости, в связи с чем введение соответствующей корректировки не требуется.
Экспертами даны ответы и на иные поставленные перед ними вопросы. Указанные пояснения являются полными, мотивированными, оснований сомневаться в обоснованности применения корректировок, подбора объектов-аналогов не имеется.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперты придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертов базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении экспертов приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертами подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертами на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Судом отклоняются доводы административного ответчика о том, что АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
Между тем, учитывая, что определенная экспертами рыночная стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС14, ОКС15 превышает их кадастровую стоимость, а также принимая во внимание, что исходя из общих принципов действующего законодательства правовое положение административного истца при рассмотрении спора, возбужденного в целях защиты его прав, не может быть ухудшено, суд приходит к выводу о том, что установленная в рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанных нежилых помещений отвечает интересам заявителя, в то время как установление решением суда кадастровой стоимости в размере рыночной, превышающей первоначальную кадастровую стоимость, нарушит права административного истца. В такой ситуации суд отказывает в удовлетворении требований АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС14, ОКС15.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 18 июля 2022 года.
От ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ поступило ходатайство о возмещении расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объекта недвижимости и его рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
Определенная экспертами рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 отличается от оспариваемой кадастровой стоимости на 13, 3%, нежилого помещения с кадастровым номером нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 на 12, 9%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 на 15, 4%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 на 13, 5%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 на 16, 8%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 на 11, 8%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 на 12, 6%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 на 3, 9%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 на 15, 05%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 на 17, 8%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 на 12, 6%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12 на 12, 7%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13 на 10, 2%, то есть менее 30%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, при этом в удовлетворении требований административного истца о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС14, ОКС15 отказано, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 26 081 635 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС2 в размере 25 977 471 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС3 в размере 25 113 838 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 в размере 8 472 233 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС5 в размере 22 911 058 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС6 в размере 22 765 514 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС7 в размере 37 286 901 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС8 в размере 411 238 112 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС9 в размере 24 721 084 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС10 в размере 24 592 306 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС11 в размере 26 952 402 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС12 в размере 27 744 333 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС13 в размере 27 675 842 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 июля 2022 года.
В удовлетворении требований АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами ОКС14, ОКС15, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, отказать.
Взыскать с АО ИНПЦ "СОЮЗВОДПРОЕКТ" (ИНН) в пользу ФБУ РФ Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА (получатель -).
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 7 ноября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.