Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО УК "Эстейт Инвест" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Берсеньевский" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий,
УСТАНОВИЛ:
АО УК "Эстейт Инвест" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Берсеньевский" обратилось в Московский городской суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС11, ОКС12, ОКС13, ОКС14, ОКС15, ОКС16 равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года.
Определением Московского городского суда от 17 октября 2023 года производство по административному исковому заявлению в части определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ОКС3, ОКС11, ОКС12, ОКС14, ОКС16 прекращено.
В административном исковом заявлении административный истец АО УК "Эстейт Инвест" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Берсеньевский" просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "Консул групп-Оценка", по состоянию на 1 января 2021 года в размере 1 196 453 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 1 283 366 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 176 898 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС4, в размере 156 790 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС5, в размере 176 783 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС6, в размере 248 921 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС7, в размере 432 756 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС8, в размере 51 656 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС9, в размере 507 374 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС10, в размере 1 021 244 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС13, в размере 198 686 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС15.
В обоснование заявленных требований представитель административного истца указал на то, что владельцам инвестиционных паев ЗПИФ комбинированный "Берсеньевский", доверительным управляющим которого является АО УК "Эстейт Инвест", принадлежат на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС13, ОКС15, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 2 594 674 834 рублей 05 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 2 348 567 582 рублей 76 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 282 056 169 рублей 57 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС4, в размере 334 061 945 рублей 33 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС5, в размере 385 177 585 рублей 28 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС6, в размере 519 199 465 рублей 93 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС7, в размере 806 654 772 рублей 34 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС8, в размере 119 738 996 рублей 58 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС9, в размере 865 757 735 рублей 09 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС10, в размере 1 597 276 519 рублей 67 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС13, в размере 354 297 930 рублей 22 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС15.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца по доверенности Вахрушина Т.В. поддержала заявленные требования.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы представил возражения относительно заявленных требований.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что владельцам инвестиционных паев ЗПИФ комбинированный "Берсеньевский", доверительным управляющим которого является АО УК "Эстейт Инвест", принадлежат на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС13, ОКС15, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости.
В отношении названных нежилых зданий установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 2 594 674 834 рублей 05 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 2 348 567 582 рублей 76 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 282 056 169 рублей 57 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС4, в размере 334 061 945 рублей 33 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС5, в размере 385 177 585 рублей 28 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС6, в размере 519 199 465 рублей 93 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС7, в размере 806 654 772 рублей 34 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС8, в размере 119 738 996 рублей 58 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС9, в размере 865 757 735 рублей 09 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС10, в размере 1 597 276 519 рублей 67 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС13, в размере 354 297 930 рублей 22 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС15 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, административный истец 29 сентября 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административным истцом в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий был представлен отчет, подготовленный ООО "Консул групп-Оценка", в котором по состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилых зданий определена в размере 1 196 453 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 1 283 366 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 176 898 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС4, в размере 156 790 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС5, в размере 176 783 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС6, в размере 248 921 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС7, в размере 432 756 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС8, в размере 51 656 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС9, в размере 507 374 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС10, в размере 1 021 244 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС13, в размере 198 686 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС15.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ "БТИ Московской области".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости нежилых зданий, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 1 января 2021 года рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 составляет 1 974 089 557 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС2 составляет 1 808 481 763 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС4 составляет 260 908 052 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС5 составляет 268 129 783 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС6 составляет 284 308 667 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС7 составляет 421 996 587 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС8 составляет 676 234 111 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС9 составляет 102 359 254 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС10 составляет 801 535 972 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС13 составляет 1 272 620 553 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС15 составляет 320 183 117 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых зданий, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "Консул групп-Оценка", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых зданий сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС4, ОКС5, ОКС6, ОКС7, ОКС8, ОКС9, ОКС10, ОКС13, ОКС15 должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 29 сентября 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы исполнена, что подтверждается платежным поручением N *. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд исходит из следующего. Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ все понесенные по делу судебные расходы подлежат присуждению стороне, в пользу которой состоялось решение суда. По правилам ч. 1 ст. 113 КАС РФ при отказе административного истца от административного искового заявления понесенные им судебные расходы административным ответчиком не возмещаются. Административный истец возмещает административному ответчику расходы, понесенные им в связи с ведением административного дела.
По смыслу названной нормы все судебные расходы, фактически понесенные по делу, при отказе от административного иска возлагаются на административного истца либо взыскиваются с него в пользу административного ответчика (если они были понесены административным ответчиком).
Поскольку административный истец отказался от требований об оспаривании кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ОКС3, ОКС11, ОКС12, ОКС14, ОКС16, постольку расходы по проведению экспертизы в отношении названных объектов подлежат взысканию с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы.
Также согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
В свою очередь сведений о том, что при проведении кадастровой оценки были допущены нарушения методологии проведения массовой оценки в материалы дела не представлено. Напротив, определенная экспертом рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 отличается от оспариваемой кадастровой на 23, 9%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС2 на 22, 9%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС4 на 7, 4%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС5 на 19, 7%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС6 на 26, 1%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС7 на 18, 7%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС8 на 16, 1%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС9 на 14, 5%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС10 на 7, 4%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС13 на 20, 3%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС15 на 9, 6%, то есть менее 30%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года, в размере 1 974 089 557 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС2 - в размере 1 808 481 763 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС4 - в размере 260 908 052 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС5 - в размере 268 129 783 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС6 - в размере 284 308 667 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС7 - в размере 421 996 587 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС8 - в размере 676 234 111 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС9 - в размере 102 359 254 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС10 - в размере 801 535 972 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС13 - в размере 1 272 620 553 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС15 - в размере 320 183 117 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 сентября 2022 года.
Взыскать с АО УК "Эстейт Инвест" Д.У. ЗПИФ комбинированный "Берсеньевский" в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА (получатель:).
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 27 октября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.