Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Полыги В.А, при секретаре Волковой А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" обратилось в Московский городской суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, земельных участков с кадастровыми номерами ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, ЗУ4, ЗУ5, ЗУ6, ЗУ7, ЗУ8, ЗУ9, ЗУ10, ЗУ11, ЗУ12 и ЗУ13.
Определением от 24 октября 2023 года производство по делу в части требований об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ЗУ4, ЗУ5, ЗУ12 прекращено в связи с отказом административного истца от заявленных требований.
В административном исковом заявлении ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий, нежилого помещения и земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам независимой оценки, проведенной ООО "А101 Консалт", а именно в размере 157 205 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 3 456 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 19 103 500 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС3, в размере 339 594 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 64 954 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ1, в размере 56 293 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ2, в размере 44 162 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ3, в размере 10 997 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ6, в размере 21 445 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ7, в размере 128 533 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ8, в размере 47 186 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ9, в размере 7 011 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ10, в размере 9 588 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ11, в размере 20 620 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ13 по состоянию на 1 января 2021 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником нежилых зданий с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 453 325 034 рублей 37 в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 10 550 936 рублей 19 в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 47 553 341 рубля 04 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС3; собственником нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, кадастровая стоимость которого определена в размере 579 275 816 рублей 68 копеек; арендатором земельных участков с кадастровыми номерами ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, ЗУ6, ЗУ7, ЗУ8, ЗУ9, ЗУ10, ЗУ11, ЗУ13, кадастровая стоимость которых определена в размере 103 803 222 рублей 60 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ1, в размере 90 432 735 рублей 12 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ2, в размере 70 962 274 рублей 60 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ3, в размере 17 856 985 рублей 60 в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ6, в размере 34 639 494 рублей 24 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ7, в размере 203 835 572 рублей 60 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ8, в размере 75 444 249 рублей 31 копейки в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ9, в размере 11 364 801 рубля 24 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ10, в размере 15 483 953 рублей 16 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ11, в размере 32 968 842 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ13.
Поскольку ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" является собственником нежилых зданий, нежилого помещения и арендатором земельных участков, несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога и арендных платежей, размер которых исчисляется из кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административного истца Попов А.А. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представителем Департамента городского имущества города Москвы представлены письменные пояснения, в которых административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что административному истцу принадлежат на праве собственности нежилые здания с кадастровыми номерами ОКС1, ОКС2, ОКС3, в отношении которых утверждена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 1 января 2021 года в размере 453 325 034 рублей 37 в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 10 550 936 рублей 19 в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 47 553 341 рубля 04 копеек в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС3, и нежилое помещение с кадастровым номером ОКС4, в отношении которого кадастровая стоимость определена в размере 579 275 816 рублей 68 копеек, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости и о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Также административный истец является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами ЗУ1, ЗУ2, ЗУ3, ЗУ6, ЗУ7, ЗУ8, ЗУ9, ЗУ10, ЗУ11, ЗУ13, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости. По состоянию на 1 января 2021 года кадастровая стоимость определена в размере 103 803 222 рублей 60 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ1, в размере 90 432 735 рублей 12 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ2, в размере 70 962 274 рублей 60 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ3, в размере 17 856 985 рублей 60 в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ6, в размере 34 639 494 рублей 24 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ7, в размере 203 835 572 рублей 60 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ8, в размере 75 444 249 рублей 31 копейки в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ9, в размере 11 364 801 рубля 24 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ10, в размере 15 483 953 рублей 16 копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ11, в размере 32 968 842 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ13 (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости).
Административный истец в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных нежилых зданий и нежилого помещения уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости. Также в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" исчисление арендной платы за переданные в пользование ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" земельные участки производится в процентах от их кадастровой стоимости. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" как плательщика налога и арендных платежей.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец 26 декабря 2022 года обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий, нежилого помещения и земельных участков представило в суд отчет, подготовленный по заданию заявителя ООО "А101 Консалт", в котором рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в размере 157 205 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 3 456 000 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 19 103 500 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС3, в размере 339 594 000 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 64 954 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ1, в размере 56 293 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ2, в размере 44 162 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ3, в размере 10 997 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ6, в размере 21 445 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ7, в размере 128 533 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ8, в размере 47 186 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ9, в размере 7 011 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ10, в размере 9 588 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ11, в размере 20 620 000 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ13.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки.
Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ "БТИ Московской области".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчет об оценке рыночной стоимости, представленный административным истцом, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года составляет 362 604 276 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС1, в размере 8 713 201 рубля в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС2, в размере 41 067 898 рублей в отношении нежилого здания с кадастровым номером ОКС3, в размере 429 107 902 рублей в отношении нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4, в размере 83 800 710 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ1, в размере 78 116 854 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ2, в размере 59 262 505 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ3, в размере 17 006 294 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ6, в размере 30 978 527 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ7, в размере 163 956 849 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ8, в размере 62 894 568 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ9, в размере 10 783 419 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ10, в размере 14 284 373 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ11, в размере 30 115 792 рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ЗУ13.
Оценивая заключение судебной экспертизы, а также представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости спорных объектов, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО "А101 Консалт", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки.
При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административный истец, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной, определенной по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Судом отклоняются доводы представителя административного ответчика о том, что ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости спорных объектов. Такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых зданий, нежилого помещения и земельных участков должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении по состоянию на 1 января 2021 года.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату обращения в суд - 26 декабря 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества г. Москвы в размере СУММА исполнена, что подтверждается платежным поручением N *. Представителем Департамента городского имущества г. Москвы заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Соответственно, решая вопрос о распределении судебных расходов, необходимо оценить, является ли расхождение между утвержденной кадастровой стоимостью объектов недвижимости и их рыночной стоимостью, установленной судом, настолько существенным, что свидетельствует о наличии ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод административного истца, как налогоплательщика.
В свою очередь сведений о том, что при проведении кадастровой оценки объекта недвижимости были допущены нарушения методологии проведения массовой оценки в материалы дела не представлено. Напротив, определенная экспертом рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 отличается от оспариваемой кадастровой на 20%,, нежилого здания с кадастровым номером ОКС2 на 17, 4%, нежилого здания с кадастровым номером ОКС3 на 13, 6%, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 на 25, 9%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ1 на 19, 2%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ2 на 13, 6%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ3 на 16, 4%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ6 на 4, 7%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ7 на 10, 5%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ8 на 19, 5%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ9 на 16, 6%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ10 на 5, 1%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ11 на 7, 7%, земельного участка с кадастровым номером ЗУ13 на 8, 6%, то есть менее 30%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителя по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, а также истец административный истец отказался от требований об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ЗУ4, ЗУ5, ЗУ12, в связи с чем по правилам ч. 1 ст. 113 КАС РФ расходы по оценке названных участков подлежат отнесению на заявителя, суд приходит к выводу о необходимости взыскания с административного истца в пользу Департамента городского имущества г. Москвы расходов по проведению судебной экспертизы в размере СУММА.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить по состоянию на 1 января 2021 года: кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером ОКС1 равной его рыночной стоимости в размере 362 604 276 рублей, нежилого здания с кадастровым номером ОКС2 - в размере 8 713 201 рубля, нежилого здания с кадастровым номером ОКС3 - в размере 41 067 898 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ОКС4 - в размере 429 107 902 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ1 - в размере 83 800 710 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ2 - в размере 78 116 854 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ3 - в размере 59 262 505 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ6 - в размере 17 006 294 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ7 - в размере 30 978 527 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ8 - в размере 163 956 849 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ9 - в размере 62 894 568 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ10 - в размере 10 783 419 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ11 - в размере 14 284 373 рублей, земельного участка с кадастровым номером ЗУ13 - в размере 30 115 792 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 декабря 2022 года.
Взыскать с ОАО "Московская шерстопрядильная фабрика" (ИНН) в пользу Департамента городского имущества города Москвы расходы по проведению судебной экспертизы в размере СУММА (получатель:).
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда
В.А. Полыга
Решение в окончательной форме изготовлено 7 ноября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.