Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы защитника ООО "ЛОКОСТАР" Еремина В.Н. на решение судьи Головинского районного суда адрес от 05 июля 2022 года, решение судьи того же суда адрес от 14 июня 2022 года и постановления заместителя начальника МАДИ от 03 марта 2022 г. N 0356043010322030302001692 и от 03 марта 2022 г. N 0356043010322030302001702, вынесенные в отношении ООО "ЛОКОСТАР" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника МАДИ от 03 марта 2022 г. N 0356043010322030302001692 ООО "ЛОКОСТАР" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Постановлением заместителя начальника МАДИ от 03 марта 2022 г. N 0356043010322030302001702 ООО "ЛОКОСТАР" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решениями судей Головинского районного суда адрес от 05 июля 2022 года и 14 июня 2022 г. вышеуказанные постановления МАДИ оставлены без изменения.
В жалобах, поступивших на рассмотрение в Московский городской суд, защитник Общества Еремин В.Н. просит об изменении вышеназванных судебных актов и постановлений должностного лица, ссылаясь на приведенные в жалобах доводы.
Законный представитель ООО "ЛОКОСТАР" в судебное заседание не явился, обеспечил явку защитника фио, который доводы жалоб поддержал, настаивая на их удовлетворении.
Изучив доводы жалоб, выслушав защитника фио, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (абзац 9 статьи 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ, здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении).
Согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, помимо прочего, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств.
Абзацем 6 пункта 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на адрес деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, по обеспечению соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств и осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
В силу подпункта б, в пункта 16 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Порядок предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств установлен Приказом Минтранса РФ от 08.08.2018 N 296 "Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств" (далее - Порядок).
Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала рейса, если в течение одной смены (рабочего дня) выполняется только один рейс или длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства. Предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до начала смены, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает более одного рейса (пп. 3, 4 Порядка).
Контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер) (п. 7 Порядка).
В случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10 - 11 настоящего Порядка, в путевом листе ставится отметка "контроль технического состояния транспортного средства пройден" и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения (п. 12 Порядка).
В силу п. 2 Порядка настоящий Порядок обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд) (далее - субъекты транспортной деятельности).
Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н и предусматривает, что по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения об отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр (пункты 12 и 16).
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов (п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 835н).
Как следует из материалов дела 07 января 2022 года должностным лицом Московской административной дорожной инспекции (далее МАДИ) проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование легкового такси, по результатам которого выявлено, что ООО "ЛОКОСТАР", использующее транспортное средство марка автомобиля поло", регистрационный знак ТС для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории адрес допустило нарушение требований о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.
По данному факту 16 февраля 2022 г. в отношении ООО "ЛОКОСТАР" составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ, на основании которых 03 марта 2022 г. заместителем начальника МАДИ вынесены обжалуемые по делу постановления о привлечении Общества к административной ответственности по указанным нормам.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "ЛОКОСТАР" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколами об административном правонарушении; распоряжением о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования легковых такси в процессе их эксплуатации; плановым рейдовым заданием; актами результата планового (рейдового) осмотра, копией постановления о привлечении водителя Мусаева Ж.И. к административной ответственности по ст. 12.3.2 КоАП РФ за управление транспортным средством марка автомобиля поло", регистрационный знак ТС без путевого листа; разрешением на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории адрес; путевым листом.
Дав правильную оценку имеющимся в деле доказательствам, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судьи районного суда пришли к верному выводу о доказанности наличия в действиях ООО "ЛОКОСТАР" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 и ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.
Статьей 6 указанного федерального закона установлено, что осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.
Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 утверждены Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (далее Обязательные реквизиты), согласно п. 2 которых Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Пунктом 3 Обязательных реквизитов установлен перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в путевом листе, в том числе сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.
Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства включают для юридического лица - наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, основной государственный регистрационный номер юридического лица (пп. 1 п. 5 Основных реквизитов).
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. N 152, оформление путевого листа и его наличие у водителя является необходимым условием при оказании услуг коммерческой перевозки.
При таких обстоятельствах ООО "ЛОКОСТАР", осуществляя перевозку пассажиров легковым автомобилем, не выполнило установленные законом требования к осуществлению деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, в том числе о прохождении предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств.
Вместе с тем при рассмотрении данных дел об административных правонарушениях должностным лицом и судьей районного суда не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении заместителем начальника МАДИ 03 марта 2022 года постановлений по делам об административных правонарушениях, а также при их пересмотре судьей Головинского районного суда адрес положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения в области безопасности дорожного движения выявлены в ходе проведения одной проверки, были допущены ООО "ЛОКОСТАР" в результате единого действия (бездействия).
Рассмотрение возбужденных в отношении ООО "ЛОКОСТАР" дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.
Таким образом, ООО "ЛОКОСТАР" подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ и частью 2 статьи 12.31.1 КоАП РФ, вынесенные в отношении ООО "ЛОКОСТАР" подлежат объединению в одно производство, а вынесенные по делам об административных правонарушениях постановления должностного лица и решения судьи районного суда подлежат изменению путем назначения ООО "ЛОКОСТАР" административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, а именно в виде административного штрафа в размере сумма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ООО "ЛОКОСТАР", объединить в одно производство.
решение судьи Головинского районного суда адрес от 05 июля 2022 года, решение судьи Головинского районного суда адрес от 14 июня 2022 года и постановления заместителя начальника МАДИ от 03 марта 2022 г. N 0356043010322030302001692 и от 03 марта 2022 г. N 0356043010322030302001702, вынесенные в отношении ООО "ЛОКОСТАР" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначить ООО "ЛОКОСТАР" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 3 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В остальной части указанные акты оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда Лашков А.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.