Московский городской суд в составе председательствующего судьи Лоскутовой А.Е., при помощнике фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску фио, фио фио об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, -
УСТАНОВИЛ:
фио, Кий А.Я. обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001094:2674; 77:01:0001094:2660; 77:01:0001094:2662; 77:01:0001094:2664; 77:01:0001094:2678; 77:01:0001094:2676; 77:01:0001094:2677; 77:01:0001094:2669.
В административном исковом заявлении фио, Кий А.Я. просят установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной ООО ПБ "Тимофеев и партнеры", по состоянию на 01 января 2021 года, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2674 в размере сумма, в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2660 в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2662 в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2664 в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2678 в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2676 в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2677 в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2669 в размере сумма.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что являются собственниками указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года установлена в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2674; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2660; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2662; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2664; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2678; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2676; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2677; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2669. Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административных истцов как плательщиков налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель административных истцов заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества в размере рыночной, определенной по результатам судебной оценочной экспертизы.
Представителем Департамента Представителем Департамента городского имущества адрес представлены возражения относительно заявленных требований.
Представители других сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что фио принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами 77:01:0001094:2674; 77:01:0001094:2660; 77:01:0001094:2662; 77:01:0001094:2664; 77:01:0001094:2678; 77:01:0001094:2676; 77:01:0001094:2677. Кий А.Я. принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером 77:01:0001094:2669, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2021 года установлена в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2674; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2660; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2662; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2664; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2678; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2676; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2677; в размере сумма в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2669. (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости).
В соответствии с положениями ст. ст. 399, 400, 401 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц. Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если субъектом Российской Федерации принято соответствующее решение.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости названных нежилых помещений влияют на права и обязанности фио, Кий А.Я. как плательщиков налога.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений, административные истцы 14 декабря 2022 года обратились с настоящим административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
фио, Кий А.Я. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений был представлен отчет, подготовленный ООО ПБ "Тимофеев и партнеры", в котором по состоянию на 01 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2674 определена в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2660 определена в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2662 определена в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2664 определена в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2678 определена в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2676 определена в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2677 определена в размере сумма, нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2669 определена в размере сумма.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки. Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ГБУ "БТИ адрес".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленный административными истцами, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 01 января 2021 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2674 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2660 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2662 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2664 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2678 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2676 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2677 составляет сумма; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2669 составляет сумма.
Оценивая заключение судебной экспертизы и представленный заявителями отчет об оценке рыночной стоимости спорных нежилых помещений, суд находит, что в ходе разбирательства по делу нашли свое объективное подтверждение сомнения в обоснованности отчета, подготовленного ООО ПБ "Тимофеев и партнеры", и достоверности определенной в нем рыночной стоимости объектов оценки. При этом суд находит, что эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировали свои выводы о допущенных оценщиком нарушениях законодательства об оценочной деятельности.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали, напротив, административные истцы, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнили заявленные требования и просили установить кадастровую стоимость нежилых помещений в размере рыночной, определенной не по результатам оценки ООО ПБ "Тимофеев и партнеры", а по результатам судебной экспертизы.
Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд также отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2021 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых нежилых помещений сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0001094:2674; 77:01:0001094:2660; 77:01:0001094:2662; 77:01:0001094:2664; 77:01:0001094:2678; 77:01:0001094:2676; 77:01:0001094:2677; 77:01:0001094:2669 должна быть установлена в размере, определенном в экспертном заключении.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителей с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату их обращения в суд -14 декабря 2022 года.
Расходы по проведению судебной экспертизы в размере сумма были возложены на административного ответчика, обязанность по оплате экспертизы Департаментом городского имущества адрес исполнена, что подтверждается платежным поручением N 12013 от 28 августа 2023 года. Представителем Департамента городского имущества адрес заявлено ходатайство о возмещении понесенных по делу судебных расходов.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст.ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, возмещение судебных расходов осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, и на основании того судебного акта, которым спор разрешен по существу. При этом процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования; данный вывод, в свою очередь, непосредственно связан с содержащимся в резолютивной части судебного решения выводом о том, подлежит ли иск удовлетворению, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд и влечет восстановление нарушенных прав и свобод, что в силу статьей 19 (часть 1) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и приводит к необходимости возмещения судебных расходов. Возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем при решении вопросов о распределении судебных расходов по указанной категории дел не исключается учет того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Определенная экспертом рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2674 отличается от оспариваемой кадастровой на 17, 9%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2660 отличается от оспариваемой кадастровой на 16, 9%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2662 отличается от оспариваемой кадастровой на 7, 3%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2664 отличается от оспариваемой кадастровой на 17, 8%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2678 отличается от оспариваемой кадастровой на 7, 4%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2676 отличается от оспариваемой кадастровой на 11, 5%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2677 отличается от оспариваемой кадастровой на 2, 15%; нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2669 отличается от оспариваемой кадастровой на 16, 97%, что находится в пределах допустимых отклонений.
Учитывая, что представленный в материалы дела отчет признан недостоверным, а услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности заявителей по представлению доказательств в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, принимая во внимание, что у суда не имеется оснований говорить о допущенных в ходе кадастрового учета ошибках, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу Департамента городского имущества адрес расходов по проведению судебной экспертизы с фио в размере сумма, с Кий А.Я. в размере сумма
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2674, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2660, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2662, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2664, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2678, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2676, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2677, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 77:01:0001094:2669, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2021 года, в размере сумма.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 декабря 2022 года.
Взыскать с фио в пользу Департамента городского имущества адрес расходы по проведению судебной экспертизы в размере сумма.
Взыскать с фио фио в пользу Департамента городского имущества адрес расходы по проведению судебной экспертизы в размере сумма.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда А.Е.Лоскутова
Решение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.