Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу Абдурахмановой Натальи Вахидовны на вступившие в законную силу постановление судьи Копейского городского суда Челябинской области от 25 июля 2023 года, решение судьи Челябинского областного суда от 09 августа 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абдурахмановой Натальи Вахидовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Копейского городского суда Челябинской области от 25 июля 2023 года гражданка "данные изъяты" "данные изъяты" Абдурахманова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации. Абдурахманова Н.В, ее несовершеннолетняя дочь Абдурахманова М.С. помещены в ЦВСИГ ГУ МВД России по Челябинской области.
Решением судьи Челябинского областного суда от 09 августа 2023 года постановление изменено, исключено из описательно-мотивировочной, резолютивной частей постановления указание на помещение несовершеннолетней Абдурахмановой М.С. в ЦВСИГ ГУ МВД России по Челябинской области, в остальной части судебный акт оставлен без изменения.
В жалобе Абдурахманова Н.В. просит изменить принятые по делу судебные акты, исключить указание на назначение дополнительного наказания в виде выдворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данным законом (пункт 2 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона).
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в не подаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 24 июля 2023 года в 19:00 в г. Копейске Челябинской области по ул. Ленина, д. 62, каб. 3, выявлена гражданка "данные изъяты" "данные изъяты" Абдурахманова Н.В, которая прибыла в Российскую Федерацию 23 октября 2009 года. 27 октября 2009 года встала на миграционный учет по адресу: "данные изъяты", сроком до 20 января 2010 года, по окончанию срока пребывания иностранная гражданка не имеет документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации, от выезда уклоняется.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения иностранной гражданки Абдурахмановой Н.В. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Вместе с тем, с решением судьи областного суда (в части оставления без изменения постановления судьи городского суда о назначении Абдурахмановой Н.В. наказания в виде административного выдворения) согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Установление лица, совершившего противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 названного Кодекса, входит в предмет доказывания и относится к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
В соответствии со статьей 10.1 Федерального закона N 115-ФЗ личность иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, может быть подтверждена заключением об установлении личности, выданным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не может быть исполнено в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, личность которого не установлена, связи с чем, в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1. статьи 18.8 КоАП РФ, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства, должны быть указаны сведения, позволяющие его идентифицировать, в том числе фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, пол, гражданство. При этом к протоколу об административном правонарушении должна быть приложена копия паспорта иностранного гражданина или копия документа, удостоверяющего его личность, оформленного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов (например, заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства).
Указанная правовая позиция сформулирована, в частности, в ответе на вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 октября 2016 года.
Согласно изученным материалам дела, личность Абдурахмановой Н.В. установлена на основании паспорта гражданина "данные изъяты" "данные изъяты", выданного "данные изъяты" года, срок действия которого истек 22 января 2017 года (л.д. 9), то есть на основании недействительного документа.
Иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, оформленный в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, не представлен, процедура по установлению личности в отношении Абдурахмановой Н.В. не проводилась.
В информационной базе данных СПО "Мигрант-1" ФМС России какие-либо сведения об Абдурахмановой Н.В. отсутствуют (л.д. 13-16).
Таким образом, в представленных материалах дела об административном правонарушении отсутствует предусмотренный статьей 10 Федерального закона N 115-ФЗ документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина.
Судьей городского суда оценка вышеизложенным нарушениям не дана, судьей областного суда указанные недостатки при рассмотрении жалобы на постановление не устранены.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ в связи с допущенными при рассмотрении дела существенными нарушениями процессуальных требований, влияющими на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, решение судьи областного суда подлежит отмене.
При этом нахожу подлежащей отмене примененную к Абдурахмановой Н.В. меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения в ЦВСИГ ГУ МВД России по Челябинской области.
В постановлениях от 17 февраля 1998 года N 6-П, от 23 мая 2017 года N 14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал со ссылкой на статью 22 Конституции России о праве на свободу и личную неприкосновенность, что содержание под стражей лица с целью его выдворения из Российской Федерации требует судебного решения, если срок содержания превышает 48 часов. Сверх указанного срока лицо может оставаться задержанным лишь по судебному решению и при условии, что без такого задержания решение о выдворении не может быть исполнено. Судебное решение призвано гарантировать лицу защиту не только от произвольного продления срока задержания сверх 48 часов, но и от неправомерного задержания как такового, поскольку суд в любом случае оценивает законность и обоснованность применения задержания к конкретному лицу. Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что задержание на неопределенный срок составляло бы недопустимое ограничение права на свободу и превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий указанным нормам Конституции.
Срок содержания Абдурахмановой Н.В. в специальном учреждении в постановлении не установлен.
Из материалов дела следует, что по постановлению судьи городского суда Абдурахманова Н.В. содержится в ЦВСИГ ГУ МВД России по Челябинской области с 25 июля 2023 года, с 24 июля 2023 года до рассмотрения дела содержалась в ОМВД по г. Копейску.
Ввиду того, что содержание в ЦВСИГ ГУ МВД России по Челябинской области при условии, что максимальное наказание в виде лишения свободы (ареста) за административное правонарушение согласно действующему КоАП РФ составляет 30 дней (статья 30.9 КоАП РФ), учитывая, что содержание в условиях изоляции от общества в целях выдворения не должно иметь карательный характер и должно сопровождаться адекватными гарантиями, в целях соблюдения баланса частных интересов и прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и публичных интересов государства, примененная в отношении Абдурахмановой Н.В. мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения ее в ЦВСИГ ГУ МВД России по Челябинской области подлежит отмене.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
решение судьи Челябинского областного суда от 09 августа 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абдурахмановой Натальи Вахидовны отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Челябинский областной суд.
Отменить меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения Абдурахмановой Натальи Вахидовны в Центр временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Челябинской области.
Абдурахманову Наталью Вахидовну из Центра временного содержания иностранных граждан ГУ МВД России по Челябинской области освободить.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.