Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Чирковой Т.Н., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания кассационную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская больница N 2 города Миасс" на апелляционное определение Челябинского областного суда от 26 июля 2023 года по административному делу N 2а-1624/2023 по административному иску Государственного автономного учреждения здравоохранения "Городская больница N 2 города Миасс" к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о признании незаконными акта проверки и решения,
УСТАНОВИЛ:
государственное автономное учреждение здравоохранения "Городская больница N 2 г. Миасс" (далее - ГАУЗ "ГБ N 2 г. Миасс") обратилось в Миасский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОСФР по Челябинской области) о признании незаконными и отмене акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях Государственного учреждения - Челябинское региональное ОСФР по Челябинской области (филиал N7) N24А/7407 от 13 декабря 2022 года в части признания неправомерным применения ГАУЗ "ГБ N 2 г. Миасс" подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 и возложении обязанности на учреждение по возмещению расходов ФСС РФ в размере 2 584 353, 62 рублей; решения ОСФР по Челябинской области N 24 от 7 февраля 2023 года в части признания неправомерным применения ГАУЗ "ГБ N 2 г. Миасс" подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 и возложении обязанности на учреждение по возмещению расходов ФСС РФ в размере 2 584 353, 62 рублей.
Определением Миасского городского суда Челябинской области от 16 мая 2023 года в удовлетворении ходатайства ОСФР по Челябинской области о передаче административного дела для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Челябинской области отказано.
Апелляционным определением Челябинского областного суда от 26 июля 2023 года определение городского суда отменено, административное исковое заявление передано для рассмотрения в Арбитражный суд Челябинской области.
В поданной 25 августа 2023 года кассационной жалобе ГАУЗ "ГБ N 2 г. Миасс", ссылаясь на нарушение норм процессуального права судом апелляционной инстанции, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе определение городского суда от 16 мая 2023 года.
ОСФР по Челябинской области представило письменные возражения на доводы кассационной жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
На основании статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на нее в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прихожу к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не установлено.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции, в том числе, арбитражных судов (часть 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выяснилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом (часть 2.1 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Отказывая в передаче в арбитражный суд административного дела по административному исковому заявлению ГАУЗ "ГБ N 2 г. Миасс" к ОСФР по Челябинской области о признании незаконными акта и решения, суд первой инстанции исходил из того, что настоящий административный спор не имеет экономического характера, связан с разрешением вопросов о выплатах, входящих в систему оплаты труда.
Проанализировав действующее законодательство, характер спора, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что настоящее административное дело подлежит рассмотрению Арбитражным судом Челябинской области.
Оснований не согласиться с выводом суда апелляционной инстанции не усматриваю.
ГАУЗ "ГБ N 2 г. Миасс" является некоммерческой организаций, оказывает медицинскую помощь и медицинские услуги, что с учетом понятия экономической деятельности, содержащегося в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД2) для формирования сводной официальной статической информации, утвержденном приказом Росстата от 31 декабря 2014 года N 742, позволяет определить осуществляемую им деятельность как экономическую.
Порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также медицинским работникам, не оказывающим медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762.
Положениями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 установлено, что специальная социальная выплата производится территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Участниками правоотношений, возникших по установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 специальной социальной выплате являются территориальный орган ФСС РФ - ОСФР по Челябинской области и ГАУЗ "ГБ N 2 г. Миасс".
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года N 1762 выплата специальной социальной выплаты осуществляется на основании сведений, предоставляемых организацией.
Порядок осуществления контроля территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации за полнотой и достоверностью сведений, предоставляемых медицинскими и иными организациями (их структурными подразделениями) для получения специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам, утвержден приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 272.
Положениями пункта 12 данного приказа определено, что в случае если после рассмотрения представленных организацией пояснений и документов будут установлены факты представления недостоверных сведений либо сокрытие сведений, влияющих на право получения работником выплаты, а также факты о понесенных Фондом излишних расходах, должностное лицо составляет Акт проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) о выявленных несоответствиях.
Согласно пункту 17 приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 272 в случае неисполнения установленных в Акте проверки сроков для возмещения излишне понесенных Фондом расходов, взыскание таких расходов осуществляется в судебном порядке.
В случае если документы, представленные организацией (ее уполномоченным представителем) к письменным возражениям, подтверждают обоснованность таких возражений, а результаты проверки этих доводов признаются обоснованными, руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Фонда выносит Решение об отмене Акта проверки медицинских и иных организаций (их структурных подразделений) (пункт 18 приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 272).
Таким образом, возмещение расходов, излишне понесенных фондом на выплату специальной социальной выплаты, осуществляется на основании Акта проверки в порядке, определенном приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июня 2021 года N 272.
Участниками регулируемых правоотношений являются ГАУЗ "ГБ N 2 г. Миасс" и ОСФР по Челябинской области, в связи с чем суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что настоящий административный спор не связан с разрешением вопросов о выплатах, входящих в систему оплату труда, имеет экономический характер.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
апелляционное определение Челябинского областного суда от 26 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГАУЗ "ГБ N 2 г. Миасс" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.