Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-7622/2022 по иску Мелехина Николая Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности предоставить путевку, по кассационной жалобе Мелехина Николая Юрьевича на решение Свердловского районного суда г. Перми от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мелехин Н.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту ОСФР по Пермскому краю, правопреемник Пермского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю) о возложении обязанности предоставить путевку.
В обоснование требований указал на то, что Пермским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по заявлению от 04 декабря 2012 года ему была распределена путевка N 129708 в санаторий "Усть-Качка" с датой заезда 25 октября 2019 года, в соответствии с диагнозом, указанным в справке для получения путевки. Путевку он получил 16 сентября 2019 года, санаторно-курортную карту оформил 20 сентября 2019 года в поликлинике. После этого положил документы в отдельный файл на край письменного стола у стены, так как до отъезда на лечение был еще целый месяц. Он проживает один, из-за черепно-мозговых травм у него бывают забывчивость, провалы в памяти. К тому же он не избавился от депрессивного состояния после убийства дочери и наблюдается у психотерапевта, поэтому через месяц он не мог вспомнить, куда положил путевку с санаторно-курортной картой, стал ее искать. 30 октября 2019 года вечером при уборке нашел файл с путевкой. 31 октября 2019 года ему позвонили из Фонда, на что он сообщил, что собирается приехать в санаторий на лечение 01 ноября 2019 года, так как в ноябре ему как инвалиду можно будет приобрести бесплатно билет на пригородные маршруты по единому проездному. 01 ноября 2019 года ему снова позвонили из Фонда и сообщили, что его путевка аннулирована и ее бланк необходимо сдать в Фонд. 05 ноября 2019 года сдал путевку в Фонд. Полагал, что ответчик неправомерно превысил свои полномочия, аннулировав его путевку в санаторий "Усть-Качка", поскольку закон не наделил Фонд социального страхования правом приостанавливать процедуру, отменять услугу или менять сроки оказания услуг при выдаче путевки в санаторий. Письмом от 01 ноября 2019 года N 09-07/09-7381з Фонд уведомил его, что соответствующая государственная по заявлению от 04 декабря 2012 года ему оказана, с чем он не согласен, поскольку Фонд лишил его права воспользоваться данной услугой, аннулировав путевку и не предоставив возможности заехать в санаторий на лечение с опозданием.
От путевки он не отказывался, о чем неоднократно сообщал специалистам Фонда, звонившим ему по телефону.
Решением Свердловского районного суда г. Перми от 12 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 марта 2023 года, в удовлетворении исковых требований Мелехину Н.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Мелехин Н.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Мелехин Н.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом II группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждено справкой N 0605279 серии МСЭ-2019 от 04 июня 2021 года.
16 сентября 2019 года в Пермском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации Мелехин Н.Ю. лично получил путевку серии Ф N 129708 в ЗАО "Курорт Усть-Качка" с датой заезда 25 октября 2019 года длительностью лечения 18 дней.
Согласно заключенному государственному контракту N 593 от 03 июля 2019 года на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан - получателей набора социальных услуг и сопровождающих их лиц по путевкам в 2019 году обязанностью санаторно-курортной организации является информирование отделения Фонда о не заехавших гражданах на следующий день после наступления срока действия путевки.
25 октября 2019 года Мелехин Н.Ю. на курорт по указанной путевке не заехал, о чем 28 октября 2019 года курорт "Усть-Качка" уведомил Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
28 октября 2019 года истец сообщил о том, что заедет на курорт 29 октября 2019 года, информация передана администрации курорта.
29 октября 2019 года от курорта в отделение Фонда поступила информация о не заезде Мелехина Н.Ю.
В связи с не заездом истца на курорт заявление Мелехина Н.Ю. от 04 декабря 2012 года было снято с учета по причине того, что государственная услуга отделением Фонда заявителю была оказана.
05 ноября 2019 года бланк путевки серии Ф N 129708 на курорт "Усть-Качка" с датой заезда 25 октября 2019 года добровольно возвращен заявителем в отделение Фонда, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение в ЗАО "Курорт Усть-Качка" с датой заезда 25 октября 2019 года длительностью лечения 18 дней по заявлению от 04 декабря 2012 года, то есть право истца на обеспечение санаторно-курортной путевкой было реализовано 16 сентября 2019 года по заявлению от 04 декабря 2012 года.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на положения статей 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 года N 271н, имеющиеся в деле доказательства, с указанным выводом суда первой инстанции согласился.
Дополнительно суд апелляционной инстанции отметил, что, как следует из пояснений истца, своевременно воспользоваться предоставленной путевкой он не смог по причине ее утраты, при этом ни к Фонду, ни к АО "Курорт Усть-Качка" с заявлением о восстановлении утраченной путевки не обращался, иных мер по урегулированию сложившейся ситуации после обнаружения путевки истцом также не принималось, о том, что намерен приехать в более поздний срок, никого не уведомил.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции указал, что сведений о том, что Мелехин Н.Ю. прибыл в АО "Курорт Усть-Качка" с путевкой, однако ему было отказано в получении санаторно-курортного лечения в оставшийся 10-дневный срок, также не представлено, а само по себе обращение истца в суд с настоящим иском спустя 2 года после возвращения путевки не свидетельствует о вынужденном характере отказа от путевки.
Судебная коллегия соглашается с постановленными судами решениями и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, истец указывает на то, что Фонд не наделен полномочиями аннулировать путевку и лишать его права и возможности лечиться в санатории "Усть-Качка" в оставшийся десятидневный срок; по факту опоздания его на заезд по путевке в санаторий в с.
Усть-Качка у Фонда не возникало нарушения бюджетных обязательств перед распорядителем бюджетных средств, так как типовыми контрактами на право заключения государственного контракта на оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан - получателей набора социальных услуг предусмотрены обязательные условия, в которых исполнитель (санаторий Усть-Качка) "... при невозможности полного или частичного использования путевок (в случае опоздания, досрочного выбытия граждан из санатория, иным причинам) обязан вернуть заказчику денежные средства за неиспользованные услуги по путевке (за календарные дни); прибывая в санаторий с опозданием срока начала действия путевки на санаторно-курортное лечение физическое лицо самостоятельно распоряжается своим правом на частичное (или не в полном объеме) получение предоставленной услуги, что согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями Конституции Российской Федерации; утверждение в решении суда, что в дальнейшем он с заявлением о предоставлении государственной услуги по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение не обращался, некорректно, в судебном заседании он доводил до суда, что обращался письмом от 10 декабря 2019 года в Фонд, где выражал несогласие с лишением права на санаторно-курортное лечение по путевке; также сообщал на судебном заседании, что обращался в прокуратуру для принятия мер воздействия надзорным органом к Фонду по факту аннулирования 01 ноября 2019 года бланка путевки; вывод суда о том, что 25 октября 2019 года бланк с датой заезда 25 октября 2019 года добровольно возвращен заявителем в отделение Фонда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку данный бланк путевки ему пришлось сдать в Фонд помимо своей воли.
Указанные доводы признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку опровергаются исследованными судами доказательствами, направлены на иную их оценку.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав данного набора социальных услуг включаются: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (статья 6.2 Закона N 178-ФЗ).
Длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортной организации составляет 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней (часть 3 статьи 6.2 Закона N 178-ФЗ).
До 01 сентября 2021 года действовал Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (далее по тексту - Порядок N 328).
Согласно пунктам 3.1, 3.3 Порядка N 328 обеспечение санаторно- курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно- курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
В силу пунктов 3.6, 3.7 Порядка N 328 граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно- курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256. При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
Санаторно-курортная путевка является документом строгой отчетности (пункт 3.5 Порядка N 328).
На основании пункта 3.13 Порядка N 328 граждане в случае отказа от санаторно-курортной путевки обязаны возвратить ее в территориальный Фонда или орган социальной защиты населения, а также уполномочь орган по месту жительства, выдавший санаторно-курортную путевку, не позднее 7 дней до начала срока ее действия.
С 01 сентября 2021 года вступил в силу Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года (далее - Порядок N 929н, 1345н).
На основании пункта 21 Порядка N 929н, 1345н обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, определенные в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 23 Порядка N 929н, 1345н организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Санаторно-курортная путевка на бумажном носителе является документом строгой отчетности (пункты 25, 26 Порядка N 929н, 1345н).
Граждане в случае отказа от санаторно-курортной путевки обязаны возвратить ее в территориальный орган Фонда либо в уполномоченный орган, выдавший санаторно-курортную путевку, не позднее 7 календарных дней до начала срока ее действия (пункт 34 Порядка N 929н, 1345н).
В соответствии с пунктом 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864 (далее - Правила N 864), финансирование расходов Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
В силу пункта 11 Правил N 864 средства на предоставление гражданам указанных социальных услуг направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации, и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 864 Фонд социального страхования Российской Федерации перечисляет санаторно-курортным учреждениям средства на оплату стоимости путевок в соответствии с заключенными с ними договорами.
Таким образом, отделение Фонда осуществляет организацию приобретения путевок на санаторно-курортное лечение за счет выделенных из федерального бюджета средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что судами достоверно установлено, что в необходимый срок Мелехин Н.Ю. не явился в санаторно-курортную организацию и в дальнейшем не демонстрировал намерения реализовать путевку.
Указанное обстоятельство не опровергнуто и на стадии кассационного обжалования.
Довод о том, что ответчиком нарушены пункты 10, 19-21 вышеуказанного Административного регламента (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), основаны на неверном его толковании.
В соответствии с подпунктом 10.1 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является предоставление заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, отобранные в установленном порядке Фондом, включенные в перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Таким образом, вопреки позиции заявителя, поскольку путевка на санаторно-курортное лечение была фактически выдана Мелехину Н.Ю, государственная услуга в силу данного положения признается оказанной, а факт неиспользования путевки на санаторно-курортное лечение заявителем не влечет для отделения Фонда обязанности возобновить оказание государственной услуги.
Помимо указанного, форма заявления о предоставлении государственной услуги утверждена Приказом ФСС РФ от 21 августа 2019 года N 428 "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно- курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно".
При этом обращение с письмом о несогласии с возвратом путевки на санаторно-курортное лечение, с жалобой в прокуратуру на действия уполномоченного органа не является обращением с заявлением о предоставлении государственной услуги.
Ссылка заявителя жалобы на неполноту сведений, содержащихся в протоколах судебных заседаний, не может повлечь отмену судебных постановлений, поскольку с соответствующими замечаниями на такие протоколы в соответствии с процессуальным законодательством Мелехин Н.Ю. не обращался.
Судебная коллегия признает правильность выводов судов, при этом вновь заявляя указанные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального и процессуального права, а только выражает свое субъективное мнение о том, как должно было быть проведено судебное разбирательство и разрешено дело, что не может являться поводом для отмены принятых по настоящему делу судебных актов, обжалуемых заявителем.
Более того, заявляя в кассационной жалобе доводы, направленные на критику выводов судов, заявитель не учитывает полномочия суда кассационной инстанции, ограниченные нормами части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в части установления обстоятельств, исследования доказательств и их оценки, и, по сути, заявляет доводы, направленные исключительно на иную оценку установленных судом обстоятельств, которые не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом указанных обстоятельств судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Свердловского районного суда г. Перми от 12 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 23 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мелехина Николая Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.