Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Сергеева С.С, Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края, поступившую в суд первой инстанции 4 сентября 2023 года, на решение Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО "Газонефтепродукт сеть" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя ООО "Газпром сеть АЗС" - Асауловой М.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром сеть АЗС" (далее - ООО "Газпром сеть АЗС", общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 630 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" по состоянию на 1 января 2020 года в размере равной его рыночной стоимости 12 400 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке N 01-ГР-9491-22-03 от 1 ноября 2022 года, подготовленные оценщиком ООО "Центр оценки "Петербургская недвижимость" Быцко Н.Г.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 15 917 569 рублей 06 копеек.
Административные исковые требования ООО "Газпром сеть АЗС" мотивированы тем, что значительное превышение кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости над его рыночной стоимостью приводит к необоснованному увеличению размера арендных платежей, что нарушает права административного истца как арендатора названного земельного участка.
Решением Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года административные исковые требования ООО "Газпром сеть АЗС" удовлетворены.
Судом установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:50:0301000:2 по состоянию на 1 января 2020 года в размере его рыночной стоимости 13 140 000 рублей. Установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2021 года до 1 января 2023 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка установлено 30 ноября 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2023 года решение Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеев В.С. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований ООО "Газпром сеть АЗС" отказать.
На кассационную жалобу поступили возражения от представителя ООО "Газпром сеть АЗС" по доверенности Асауловой М.А, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции приняла участие представители ООО "Газпром сеть АЗС" по доверенности Асауловой М.А, доводам кассационной жалобы возражала, просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационные жалобы не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как указано в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром сеть АЗС" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 4 630 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объектов от 11 января 2023 года N КУВИ-001/2023-2547428, а также договором аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 18 октября 2022 года N 690.
Согласно материалам дела, результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 15 917 569 рублей 06 копеек, утверждены приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 05 октября 2020 года N 1882 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края".
Вместе с тем, согласно сведениям филиала ППК "Роскадастр" по Краснодарскому краю, предоставленным письмом от 17 января 2023 года N 22-00613-КЗ/23, в отношении земельного участка с кадастровым номером N в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 17 292 170 рублей 03 копеек, определенной по состоянию на 01 января 2022 года и утвержденной приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 сентября 2022 года N 2449 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Краснодарского края". Датой начала применения кадастровой стоимости является 01 января 2023 года.
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определенная по состоянию на 01 января 2020 года, является архивной.
Административным истцом в суд первой инстанции представлен отчет об оценке N 01-ГР-9491-22-03 от 01 ноября 2022 года, выполненный оценщиком ООО "Центр оценки "Петербургская Недвижимость" Быцко Н.Г, в соответчики с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 12 400 000 рублей.
Определением суда первой инстанции от 25 января 2023 года удовлетворено ходатайство представителя ООО "Газпром сеть АЗС" по доверенности Асауловой М.А. о проведении судебной оценочной экспертизы. Поручено проведение экспертизы ООО "Граунд".
В соответствии с заключением эксперта ООО "Граунд" Титовым Н.И. от 28 февраля 2023 года N Г27-270/2023 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2020 года составляет 13 140 000 рублей.
Оценив по правилам статей 82, 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы, выполненной экспертом ООО "Граунд" Титовым Н.И. от 28 февраля 2023 года N Г27-270/2023, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, обоснованно установил, что заключение настоящей судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ.
Подателем кассационной жалобы выводы судебной экспертизы N N Г27-270/2023 от 28 февраля 2023 года не опровергнуты, доказательств ее порочности не представлено.
Доказательств того, что рыночная стоимость объекта недвижимости является иной, чем отражено в вышеуказанном заключении, суду не представлено.
Более того, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П и от 5 июля 2016 года N 15-П отмечено, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретного объекта недвижимости.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильным судебным актам, заявителем не представлено.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 10 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 15 ноября 2023 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи С.С. СергеевН.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.