Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Хабаровского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района города Хабаровска к администрации города Хабаровска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царёвой М.Г, поддержавшие доводы кассационного представления, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Индустриального района города Хабаровска в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Хабаровска (далее - Администрация) с исковым заявлением, в котором просил обязать административного ответчика в срок, не превышающий трёх месяцев с момента вступления решения в законную силу, привести эстакаду трубопровода, расположенного в районе дома N 24-ц по улице Строительная в городе Хабаровске в нормативное состояние.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что высота проезда между дорожным полотном и эстакадой теплотрассы на данном участке автомобильной дороги местного значения составляет 393 см, что не соответствует требования, установленным действующим законодательством, создает угрозу дорожно-транспортных происшествий и коммунальных аварий.
Определением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 11 октября 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечён ФИО1, по обращению которого проводилась прокурорская проверка.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 1 декабря 2022 года исковые требования прокурора Индустриального района города Хабаровска были удовлетворены: на Администрацию возложена обязанность в срок 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, привести эстакаду трубопровода, расположенного в районе улицы Строительной, д. 24-ц в городе Хабаровске в соответствие с требованиями Свода правил СП 124.13330.2012 "Тепловые сети", утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 280 (далее - СП 124.13330.2012).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 апреля 2023 года решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 1 декабря 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении искового заявления прокурора Индустриального района города Хабаровска отказано.
Судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
11 августа 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступило кассационное представление прокурора Хабаровского края, поданное через Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края 24 июля 2023 года, в котором ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального права.
Определением судьи судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2023 года кассационное представление вместе с делом в соответствии с частью 3 статьи 33.1 ГПК РФ переданы для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 августа 2023 года данное кассационное представление передано для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо прокурора, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационного представления, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационного представления с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения.
Настоящее дело рассмотрено судами в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Исходя из содержания статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов настоящего административного дела, автомобильная дорога по улице Строительная в Индустриальном районе города Хабаровска включена в Перечень автомобильных дорог местного значения городского округа "Город Хабаровск", утверждённый постановлением Администрации от 09 февраля 2011 года N 401 (в редакции постановления Администрации от 15 ноября 2016 года N 4201), под N 258 (идентификационный номер автомобильной дороги 08-401-365 ОП МГ-1037).
В ходе проверки, проведённой прокуратурой Индустриального района города Хабаровска по обращению ФИО1 по вопросу невозможности проезда грузового автотранспорта под сетями теплотрассы в районе дома N 24-ц по улице Строительная в городе Хабаровске установлено, что в нарушение требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, о проектировании и строительстве тепловых сетей высота проезда между дорожным полотном автомобильной дороги по улице Строительная и аркой эстакады тепловых сетей составляет 393 см, тогда как согласно Таблице А.1 Приложения А к СП 124.13330.2012 расстояние по вертикали при надземной прокладке тепловых сетей до верха проезжей части автомобильной дороги должна составлять не менее 5 м.
Указанный выше трубопровод сети теплоснабжения находится в муниципальной собственности города Хабаровска и распоряжением Администрации от 29 января 2004 года N 114 закреплён на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием города Хабаровска "Тепловые сети".
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, Центральный районный суд города Хабаровска Хабаровского края, проанализировав положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ), Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ), СП 124.13330.2012, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришёл к выводу, что, Администрация в данном случае не выполняет возложенную на неё действующим законодательством обязанность по содержанию в надлежащем техническом состоянии дорог местного значения, поскольку высота эстакады трубопровода, расположенного в районе дома N 24-ц по улице Строительная в городе Хабаровске, не отвечает установленным нормативным требованиям, что влияет на безопасность дорожного движения, создаёт угрозу дорожно-транспортных происшествий и коммунальных аварий. В целях устранения нарушений прав и охраняемых интересов неопределённого круга лиц суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность в течение четырёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести указанную эстакаду трубопровода в соответствие с требованиями СП 124.13330.2012.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда указала в апелляционном определении, что со стороны прокурора в материалы дела не представлено достаточных и достоверных доказательств, указывающих на нарушение Администрацией прав и охраняемых законом интересов неопределённого круга лиц либо угрозы такого нарушения, а также доказательств того, что эстакада трубопровода возведена с нарушением проектной и разрешительной документации.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции, которые не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на неверном применении норм материального права.
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права; и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно пункту 1 статьи 209 и статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из содержания статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ следует, что к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Частью 9 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счёт средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлечённых в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Под термином "дорожная деятельность" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под "содержанием автомобильных дорог" - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; под "искусственными дорожными сооружениями" - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (пункты 3, 6, 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Из содержания Таблицы А.1 Приложения А к СП 124.13330.2012 следует, что расстояние по вертикали при надземной прокладке тепловых сетей до верха проезжей части автомобильной дороги должна составлять 5 м.
Администрация, являющаяся исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделена статьёй 41 Устава городского округа "Город Хабаровск", принятого решением Хабаровской городской Думы от 13 июля 2004 года N 509, полномочиями по решению вопросов местного значения.
Как верно указал суд первой инстанции, несоблюдение установленной действующим законодательством высоты проезда между эстакадой тепловых сетей, находящихся в муниципальной собственности, и поверхностью проезжей части автомобильной дороги местного значения, находящейся в границах городского округа "Город Хабаровск", нарушает как положения действующего законодательства, регламентирующего требования к содержанию и обустройству автомобильных дорог в пределах населённых пунктов, требования к проектированию и строительству тепловых сетей, так и охраняемые законом права и интересы неопределённого круга лиц в сфере безопасности дорожного движения и в сфере безаварийного предоставление коммунальных услуг.
Действовавшие до вступления в силу СП 124.13330.2012 и утверждённые постановлением Госстроя России от 24 июня 2003 года N 110 и постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1986 года N 75 строительные нормы и правила ("СНиП 41-02-2003. Тепловые сети" и "СНиП 2.04.07-86*. Тепловые сети" соответственно), также предусматривали необходимость соблюдения 5 м. расстояния по вертикали между сооружениями надземной прокладки тепловых сетей и проезжей частью автомобильной дороги.
В свою очередь, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что теплотрасса по улице Строительная в городе Хабаровске 1974 года постройки в 2003 году была реконструирована (л.д. 50), следовательно, приведённые выше требования сводов правил подлежали применению при разрешении заявленных прокурором административных исковых требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции считает верным решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края, которое удовлетворило административное исковое заявление прокурора Индустриального района города Хабаровска.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения при применении норм материального права и при установлении имеющих значения для разрешения административного спора обстоятельств являются существенными, они повлекли принятие незаконного судебного акта, нарушающего права неопределённого круга лиц в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и в сфере безаварийного предоставление коммунальных услуг.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 25 апреля 2023 года отменить, оставив в силе решение Центрального районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 1 декабря 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.