Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Калиниченко Т.В, судей Бузьской Е.В, Куликовой И.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семоненко Оксаны Викторовны к администрации Уссурийского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по кассационной жалобе Семоненко Оксаны Викторовны на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 31 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, судебная коллегия
установила:
Семоненко О.В. обратилась в суд с иском к администрации Уссурийского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование иска указано, что Семоненко О.В. является инвалидом с детства и постановлением главы Уссурийского городского округа N94 от 29 января 2007 года поставлена на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, присвоен номер в очереди 9. Из ответа администрации Уссурийского городского округа от 3 июня 2022 года, Семоненко О.В. стало известно о снятии ее с учета. Из ответа от 22 августа 2022 года следует, что Семоненко О.В. отказано в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине неполноты документов.
В настоящее время Семоненко О.В. имеет регистрацию в квартире сестры ФИО8. по адресу: "адрес", однако фактически проживает в общежитии по адресу: "адрес". Данное жилое помещение Семоненко О.В. не подходит для проживания по причине ее инвалидности.
Семоненко О.В. просила возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность предоставить ей во внеочередном порядке по договору социального найма в границах Уссурийского городского округа благоустроенное, пригодное для постоянного проживания жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 10 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 31 июля 2023 года, в удовлетворении исковых требований Семоненко О.В. отказано.
В кассационной жалобе Семоненко О.В. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Настаивает на том, что исполняя решение суда от 15 августа 2011 года, администрация предоставила Семоненко О.В. жилое помещение в связи с признанием ранее занимаемого жилого помещения аварийным; жилое помещение Семоненко О.В. как инвалиду, предоставлено не было.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, проверив законность обжалуемых судебных постановлений по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Семоненко О.В. является инвалидом с детства 2 группы, бессрочно.
Постановлением главы Уссурийского городского округа от 29 января 2007 года N 94 "Об утверждении протокола N1 заседания жилищной комиссии Уссурийского городского округа от 25.01.2007 года", Семоненко О.В. поставлена на учет под N 9, в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Уссурийского районного суда от 15 августа 2011 года на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность предоставить ФИО6 (мать истца) и Семоненко О.В. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в пределах Уссурийского городского округа, общей площадью не менее 34, 8 кв.м.
Из постановления администрации Уссурийского городского округа N2712 от 17 октября 2011 года следует, что в связи с исполнением судебного решения от 15 августа 2011 года ФИО9, а также члену ее семьи - дочери Семоненко О.В. предоставлено жилое помещение по адресу "адрес", общей площадью 44 кв.м.
Согласно пояснению в суде первой инстанции представителя истца ФИО6, предоставленная по решению суда квартира приватизирована и продана с целью приобретения другой квартиры для сестры истца, при этом Семоненко О.В. в приватизации не участвовала.
Ответом Управления жилищной политики администрации Уссурийского городского округа от 22 августа 2022 года Семоненко О.В. отказано в признании малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине отсутствия признаков малоимущности, с указанием, что на учете в качестве нуждающейся она не состоит.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что администрация Уссурийского городского округа в ходе исполнения решения суда от 15 августа 2011 года, предоставила истцу Семоненко О.В. жилое помещение с учетом положений Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вследствие чего, с указанного времени, в силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, истец утратила основание, дающее право на получение жилого помещения по договору социального найма как инвалид.
Проверяя решение суда в апелляционном порядке, судебная коллегия суда апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами согласилась, указав, что доказательства нуждаемости истца в жилом помещении и наличии у нее права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, в материалы дела не представлены, и отклонив доводы апелляционной жалобы о том, что исполняя решение суда администрация муниципального образования предоставила жилое помещение по иным основаниям - в связи с признанием ранее занимаемого жилого помещения аварийным.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда находит, что выводы судов сделаны при неправильном определении обстоятельств, имеющих юридическое значение, что повлекло неприменение закона, подлежащего применению, и привело к неправильному разрешению спора.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
С 1 января 2018 года действует Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 987н.
Указанная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Для предоставления гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставлено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением главы Уссурийского городского округа от 29 января 2007 года N 94 "Об утверждении протокола N1 заседания жилищной комиссии Уссурийского городского округа от 25.01.2007 года", Семоненко О.В. поставлена на учет в очередь под N 9 в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории "инвалиды" составом семьи 1 человек (л.д.44).
При этом доказательств, подтверждающих факт снятия, а также основания снятия истца с учета, как инвалида - гражданина, страдающего тяжелыми формами хронических заболеваний и имеющего право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, ответчиком не представлено.
Согласно постановлению администрации Уссурийского городского округа N 3182 от 9 декабря 2011 года, с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении снята ФИО6 (мать истца).
Решением Уссурийского районного суда от 15 августа 2011 года на администрацию Уссурийского городского округа возложена обязанность предоставить ФИО6 (мать истца) и Семоненко О.В. на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, в пределах Уссурийского городского округа, общей площадью не менее 34, 8 кв.м. Разрешая иск ФИО6 о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма и удовлетворяя требования, суд установил, что жилое помещение по адресу "адрес" площадью 34, 8 кв.м, занимаемое ФИО6 и членом ее семьи Семоненко О.В. признано межведомственной комиссией 12 апреля 2011 года несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодной для проживания. Руководствуясь положениями пункта 3 части 1 статьи 51, пункта 1 части 2 статьи 57, части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд обязал орган местного самоуправления предоставить другое жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, и равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (л.д.86-89).
Соглашаясь с доводами ответчика о том, что основанием снятия истца с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях явилось предоставление жилого помещения во исполнение решения Уссурийского городского суда от 15 августа 2011 года большей площадью с учетом положений Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суды не дали оценки доводам истца и не учли то обстоятельство, что истец в составе семьи своей матери ФИО6 была обеспечена органом местного самоуправления жилым помещением по иному основанию (в связи непригодностью для проживания ранее занимаемого жилого помещения) на основании решения суда, что прямо следует из постановления администрации Уссурийского городского округа N 2712 от 17 октября 2011 года "О предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма" и иных оснований для представления жилого помещения не содержит (л.д.40), что не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее ответчика от возложенной законом обязанности по обеспечению истца жилым помещением в дальнейшем, не исследовали применительно к положениям статьи 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право истца как инвалида состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и на внеочередное предоставление жилого помещения по настоящее время.
Кроме того, суды не проверили, относится ли заболевание истца к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно, в соответствии с Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 987н, либо которое ранее входило в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 апреля 2019 года, разъяснено, что, если на момент возникновения спорных правоотношений имеющееся у заявителя заболевание входило в соответствующий перечень, то право на получение жилого помещения вне очереди возникло у заявителя с момента постановки на жилищный учет по соответствующему основанию.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, выделяя граждан (и членов их семей), проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное с ним проживание в одной квартире невозможно, из числа заболеваний, входящих в перечень, утверждаемый уполномоченным органом, фактически сделал исключение из общего правила, позволяющее таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, установив гарантию как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей (определение от 26 января 2017 года N 187-О, постановление от 22 января 2018 года N 4-П).
Неверное применение судами норм материального и процессуального закона, разрешение спора без выяснения значимых для дела обстоятельств привело к неправильному рассмотрению дела, что в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Принимая во внимание необходимость установления всех существенных для дела обстоятельств, гражданское дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 10 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 31 июля 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.