Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В. и Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери и департамента финансов администрации города Твери на решение Центрального районного суда города Твери от 11 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 июня 2023 года по административному делу по административному иску прокурора Пролетарского района города Твери об оспаривании бездействия администрации города Твери в сфере исполнения законодательства о содействии развитию жилищного строительства для многодетных семей (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2а-198/2023).
Заслушав доклад судьи Иванова Д.А, объяснения представителя прокуратуры ФИО12 судебная коллегия
установила:
18 октября 2022 года прокурор Пролетарского района города Твери (далее - прокурор) подал в Центральный районный суд города Твери административный иск к администрации города Твери (далее - администрация) в защиту прав многодетной семьи, членами которой являлись ФИО13 ФИО14, ФИО15, ФИО16. (далее - семья ФИО17).
В обоснование иска указано, что в 2020 году администрация выделила семье Каптуровых для индивидуального жилищного строительства земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1500 квадратных метров по адресу: "адрес" (далее - земельный участок). Вопреки требованиям законодательства, земельный участок не обеспечен инженерно-техническими коммуникациями, необходимыми для строительства и использования жилья.
В связи с этим прокурор просил в судебном порядке:
- признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по обеспечению земельного участка инженерной инфраструктурой, а именно: водоснабжением, водоотведением, газоснабжением, электроснабжением - к границам земельного участка;
- обязать администрацию до 31 декабря 2023 года инженерной инфраструктурой, организовать водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение к границам земельного участка (т.1 л.д. 6-14, 131-134).
11 января 2023 года Центральный районный суд города Твери вынес решение об удовлетворении административного иска. Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 июня 2023 года решение суда оставлено без изменения (т. 1 л.д 173-188, т. 2 л.д. 26-37).
В кассационной жалобе, поданной 29 августа 2023 года, администрация просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указано, что суды не учли, что в соответствии с законодательством полномочия администрации по решению вопросов местного значения обеспечиваются собственными бюджетными средствами и распространяются на территорию городского округа, к которой выделенный земельный участок не относится. Возложение на администрацию обязанностей по обустройству земельных участков инженерной и транспортной инфраструктурой является вмешательством в деятельность органа местного самоуправления. Администрация предпринимала меры к обеспечению земельного участка инженерно-техническими коммуникациями, однако не имела возможности сделать это вследствие необходимости проведения оценки утверждённого проекта планировки территории жилой застройки действующим проектным нормативам. 19 августа 2021 года с целью проведения такой оценки администрация направила письмо в Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области. Ответ на него получен не был.
Прокуратура Тверской области направила письменные возражения.
В суде кассационной инстанции представитель прокуратуры ФИО8 просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения. Остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились, представителей не направили, о заседании суда кассационной инстанции извещались надлежащим образом, о его отложении не ходатайствовали. Судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Согласно Кодексу административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч. 2 ст. 328).
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражениях на неё, выслушав представителя прокуратуры, судебная коллегия приходит к выводу о том, что по данному делу такие основания отсутствуют.
Суды установили, что фактические обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, соответствуют действительности, и на основании правовых норм и положений, закреплённых в Конституции Российской Федерации, в Земельном кодексе Российской Федерации, в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", в методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, в Законе Тверской области от 7 декабря 2011 года N 75-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области", в плане мероприятий ("дорожной карте") "Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей", утверждённом распоряжением Правительства Тверской области от 16 апреля 2013 года N 167-рп, а также на основании правовых позиций, изложенных в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года N 2516-О, содержание которых подробно приведено в обжалованных судебных актах, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для иной правовой оценки спорных правоотношений.
Суды установили, что земельный участок сначала был передан в собственность города Твери, а впоследствии выделен администрацией семье Каптуровых. Таким образом, он уже на тот момент должен был соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к земельным участкам для многодетных семей. При таких обстоятельствах нахождение земельного участка за пределами территории города Твери не освобождает администрацию от выполнения законодательства в сфере содействия развитию жилищного строительства для многодетных семей.
Доказательств того, что земельный участок, выделенный семье ФИО18, был обеспечен необходимой инфраструктурой или что в момент его выделения либо после этого администрация предпринимала действенные меры по обеспечению его такой инфраструктурой, не представлено, равно как и доказательств того, что земельный участок обеспечен необходимой инфраструктурой в настоящее время. С учётом времени, прошедшего с момента выделения земельного участка, предпринятые администрацией меры к проведению оценки утверждённого проекта планировки территории жилой застройки действующим проектным нормативам не свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия с её стороны.
Обжалованные судебные акты не содержат предписаний о том, каким образом администрация должна обеспечить земельный участок необходимой инфраструктурой. Само по себе возложение на орган публичной власти в судебном порядке обязанности исполнить свои полномочия в соответствии с требованиями законодательства не является вмешательством в его деятельность.
При таких обстоятельствах изложенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены постановленных по делу судебных актов.
Руководствуясь ст. 329, 330 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Твери от 11 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 28 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Твери и департамента финансов администрации города Твери - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч. 2 ст. 318 КАС Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 октября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.