Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Матушкиной Н.В, судей Курчевской С.В, Байбакова М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюченкова Владимира Владимировича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области об изменении даты увольнения (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-683/2023 (2-4205/2022;) ~ М-3762/2022)
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 30 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 15 июня 2023 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В, объяснения Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области поддержавшего доводы жалобы ФИО12, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Костюченков В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, в котором просил суд признать приказ начальника Управления Росгвардии по Смоленской области об увольнении N 94 от 28 октября 2022 незаконным в части даты увольнения - 01 ноября 2022, изменив её на 01 декабря 2022, с внесением соответствующих изменений в трудовую книжку, период времени с 01.11.2022 по 01.12.2022 считать отпуском, предоставленным по личным обстоятельствам, и взыскать с ответчика в свою пользу сумму невыплаченного денежного довольствия за нахождение в данном отпуске, а так же 100 000 руб. в счет компенсации причиненного незаконными действиями работодателя морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что до 1 ноября 2022 включительно он проходил службу в специальном отряде быстрого реагирования "Сигма" Управления Росгвардии по Смоленской области в звании майора полиции на должности старшего оперуполномоченного боевого отделения специального отряда быстрого реагирования "Сигма" Управления Росгвардии по Смоленской области и был уволен по п.2 ч.1 ст.82 ФЗ-342 "О службе в органах внутренних дел" от 30.11.2011, в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе - 50 лет. При этом, при увольнении из органов внутренних дел истец был незаконно лишен права на отпуск по личным обстоятельствам в соответствии с положениями статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", со ссылкой работодателя на внесение 30.04.2021 изменений в п.4 части 1 ст. 88 указанного Закона, в соответствии с которыми для сотрудника, имеющего специальное звание майор, предельный возраст пребывания на службе установлен в 55 лет, в связи с чем, право на предоставление указанного отпуска у истца не возникло. Полагает, что увольнение без предоставления отпуска по личным обстоятельствам, не основанным на законе, а дата увольнения подлежит изменению на период предоставления такового, т.е. на 30 календарных дней.
Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 30 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 15 июня 2023 года, исковые требования Костюченкова Владимира Владимировича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области об изменении даты увольнения удовлетворены частично.
Костюченкову В.В. предоставлен отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия с 02.11.2022 по 01.12.2022, выплачено Костюченкову В.В. денежное довольствие в размере 106 362, 69 руб.
Изменена дата увольнения Костюченкова В.В. из СОБР Росгвардии по Смоленской области по п.2 ч.1 ст.82 ФЗ от 30.11.2011 N342-ФЗ при достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел на 01.12.2022.
С Управления Федеральной службы национальной гвардии РФ по Смоленской области в пользу Костюченкова В.В. взысканы 10000 руб. в счет компенсации морального вреда.
С Управления Федеральной службы национальной гвардии РФ по Смоленской области взыскана госпошлина в размере 3 627, 25 руб.
В кассационной жалобе представитель Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области ФИО13 выражает несогласие с судебными постановлениями, считает, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что Костюченковым В.В. по состоянию на 5 июля 2022 года (дата поступления рапорта) не достигнут возраст, позволяющий воспользоваться правом на отпуск по личным обстоятельствам, предусмотренный частью 1 статьи 63 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ. Таким образом, оснований для предоставления в 2022 году Костюченкову В.В. отпуска по личным обстоятельствам, предусмотренного частью 1 статьи 63 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, не имелось. Управлением Росгвардии по Смоленской области реализовано право Костюченкова В.В. на увольнение по пункту 2 части 1 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел), в возрасте 50 лет в полном объеме, в соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 02.08.2019 N318-ФЗ.
На кассационную жалобу поступили возражения Костюченкова В.В, в которых он просит оставить судебные постановления без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на момент увольнения выслуга лет Костючекова В.В. составляла: в календарном исчислении - 31 год 08 месяцев 16 дней, в льготном - 48 лет 09 месяцев 22 дня.
До увольнения из органов внутренних дел Костюченков В.В. по месту прохождения службы обращался (05.07.2022 года, 24.10.2022 года) в Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Смоленской области с рапортом, в котором просил предоставить ему отпуск по личным обстоятельствам, продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия в соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 201 1 года N 342-ФЗ.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст. 2 Федерального закона от 02 августа 2019 года N 318-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 88 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02 августа 2019 N 318-ФЗ.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из того, что факт нарушения ответчиком трудовых прав истца в связи с невыплатой компенсации за неиспользованный отпуск по личным обстоятельствам установлен. Истец относится к категории лиц, на которых распространяется действие статьи 2 Федерального закона от 02 августа 2019 года N 318-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающей сохранение сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации до 01 января 2025 право на увольнение со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, т.е. на условиях, предусмотренных статьей 88 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02 августа 2019 N 318-ФЗ.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав следующее.
В силу части 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342- ФЗ сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья или в связи с сокращением должности в органах внутренних дел предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.
Таким образом, приведенной нормой определены условия, при наличии которых сотрудник имеет право на предоставление отпуска по личным обстоятельствам.
Содержащаяся в части 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ норма о возможности предоставления сотруднику отпуска по личным обстоятельствам после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее носит безусловный характер и связывает возможность предоставления данного отпуска лишь с самим фактом достижения сотрудником установленного частью 1 статьи 88 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ возраста пребывания на службе.
Рапорты Костюченкова В.В. о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам получены органом внутренних дел до издания приказа об увольнении сотрудника, решение об отказе в предоставлении такого отпуска также принято до расторжения служебного контракта (01.11.2022 года).
Доказательств отказа истца воспользоваться правом на предоставление отпуска по личным обстоятельствам, предусмотренного частью 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ материалы дела не содержат, на наличие таких обстоятельств стороны не ссылаются.
Положения части 12 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ устанавливают, что предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
В соответствии с п. п. 101.1, 101.3, 101.4, Приказа МВД России от 31 января 2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованные отпуска: по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел; пропорционально периоду службы в год увольнения за не использованные в год увольнения дополнительные отпуска, полностью за все неиспользованные и дополнительные отпуска прошлых лет.
Из приведенных норм следует, что сотрудники органов внутренних дел, увольняемые со службы по достижении предельного возраста и не использовавшие в году увольнения отпуска, имеют право на выплату денежной компенсации, порядок выплаты которой определяется Министром внутренних дел Российской Федерации и не содержит запрета на выплату сотрудникам денежной компенсации за неиспользованные в году увольнения дополнительные отпуска.
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Статьей 127 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.
Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия предоставления отпуска устанавливается законодателем, который в части 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ предоставил сотрудникам органов внутренних дел возможность реализовать свое право на отпуск по личным обстоятельствам путем его предоставления в натуре, вместе с тем объективная невозможность предоставления соответствующего отпуска, безусловное право на который возникло у истца в силу закона, и на получение которого истец изъявил свое желание до прекращения служебных отношений, не может являться основанием для ограничения прав истца на получение соответствующей компенсации за неиспользованный дополнительный вид отпуска при прекращении служебного контракта в виде сохраняемого на период отпуска денежного довольствия.
При таких обстоятельствах, поскольку статья 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ не содержит в себе сведения о выплате сотруднику при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск, при этом не содержит указания на запрет такой компенсации, суд пришел к выводу о возможности применения к спорным правоотношениям норм трудового законодательства, учитывая, что истцом подавался рапорт о предоставлении, ему отпуска по личным обстоятельствам, как того требует действующее законодательство, однако истец неправомерно работодателем был лишен такого права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно частям 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством Российской Федерации неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы.
Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел либо в год увольнения со службы в соответствии с пунктами 8 и 11 части 2 или пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона предоставляется по его желанию отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия. Указанный отпуск предоставляется также сотруднику, проходящему в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах внутренних дел после достижения им предельного возраста пребывания на службе и не использовавшему этот отпуск ранее. Указанный отпуск предоставляется один раз за период прохождения службы в органах внутренних дел.
В силу положений статьи 88 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02 августа 2019 года N 318-ФЗ, предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составлял: для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание полковника полиции, полковника внутренней службы или полковника юстиции, - 55 лет; для сотрудника органов внутренних дел, имеющего иное специальное звание, - 50 лет.
Федеральным законом от 02 августа 2019 года N 318-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесены изменения, в том числе в статью 88 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, которая изложена в новой редакции, а именно предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел установлен для сотрудника органов внутренних дел, имеющего специальное звание среднего начальствующего состава, майора полиции, майора внутренней службы, майора юстиции, подполковника полиции, подполковника внутренней службы, подполковника юстиции, - 55 лет.
Согласно переходным положениям, изложенным в статье 2 Федерального закона от 02 августа 2019 года N 318-ФЗ, за сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации до 01 января 2025 года сохраняется право на увольнение со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации на условиях, действовавших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им была дана правильная оценка.
Довод кассационной жалобы о том, Костюченковым В.В. по состоянию на 5 июля 2022 года (дата поступления рапорта) не достигнут возраст, позволяющий воспользоваться правом на отпуск по личным обстоятельствам, предусмотренный частью 1 статьи 63 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, таким образом, оснований для предоставления в 2022 году Костюченкову В.В. отпуска по личным обстоятельствам, предусмотренного частью 1 статьи 63 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ, не имелось, подлежит отклонению, поскольку основан на неправильном толковании норм права.
Вопреки указанным доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что реализация истцом права на увольнение из органов внутренних дел в том же году, когда он достигнет возраста 50 лет, на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, не может являться препятствием для предоставления ему отпуска по личным обстоятельствам, предусмотренного части 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, поскольку за Костюченковым В.В. сохранялось право на увольнение со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел Российской Федерации, наступление которого приходилось ранее срока истечения переходных положений, поименованных в статье 2 Федерального закона от 02 августа 2019 года N 318-ФЗ (до 01 января 2025 года), на условиях, предусмотренных статьей 88 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02 августа 2019 года N 318-ФЗ.
Как указано выше, из содержания части 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ следует, что сотруднику органов внутренних дел при стаже службы в органах внутренних дел в календарном исчислении 20 лет и более в любой год из последних трех лет до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел.
Соблюдение условий, поименованных в части 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, порождает у Костюченкова В.В. право на предоставление отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия, реализация которого не поставлена в зависимость от основания его увольнения.
Поскольку на Костюченкова В.В. распространяются положения статьи 88 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02 августа 2019 года N 318-ФЗ, предусматривающие предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел - 50 лет, то Костюченковым В.В. в силу требований части 1 статьи 63 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, как сотрудник, увольнение которого произведено в последние три года до достижения им предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, имеет право на предоставление отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия, в предоставлении которого органом внутренних дел ему необоснованно отказано.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, оценка доказательств относится к полномочиям судов первой и апелляционной инстанций. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, и им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемых судебных постановлениях, они, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не опровергают правильность выводов суда по существу спора. Выводы суда, содержащиеся в судебных постановлениях, не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении настоящего спора судом допущено не было, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда г.Смоленска от 30 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 15 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.