Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего судьи Какурина А.Н., судей Бабеншевой Е.А., Кузнецова С.Л., с участием прокурора Скибенко С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску и.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту государства и неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обустроить площадки накопления отходов, по кассационной жалобе администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" на решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 21 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 06 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бабеншевой Е.А, пояснения прокурора Скибенко С.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Архангельский межрайонный природоохранный прокурор в интересах государства и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 21 октября 2022 года исковые требования удовлетворены и признано незаконным бездействие администрации городского округа "Город Новодвинск" в части не приведения контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствие с требованиями санитарных правил и норм.
На администрацию городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" возложена обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов на территории городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", в соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 января 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 января 2023 г. - отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При повторном рассмотрении, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 06 июня 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе с дополнениями к ней представитель ответчика администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" Грачева М.С. просит принятые по делу судебные постановления отменить как незаконные и необоснованные.
В письменных возражениях Архангельский межрайонный природоохранный прокурор полагал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Скибенко С.А. против доводов кассационной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет", в связи с чем на основании пункта 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при данной явке.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе с учетом дополнений к ней, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемого судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации МО "Город Новодвинск" от ДД.ММ.ГГГГ N-па утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "Город Новодвинск".
При обследовании обустройства контейнерных площадок в г. Новодвинске, проведенном ДД.ММ.ГГГГ Новодвинским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области совместно с Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлены следующие нарушения Санитарных правил 2.1.3684-21:
1) по адресу: "адрес" контейнерная площадка не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, уборка контейнерной площадки не проведена и на ней расположены крупногабаритные отходы;
2) по адресу: "адрес" контейнерная площадка не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, уборка контейнерной площадки не проведена и на ней расположены крупногабаритные отходы;
3) по адресу: "адрес" контейнерная площадка установлена на проезжей части во дворе и не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, уборка контейнерной площадки не проведена и на ней расположены крупногабаритные отходы;
4) по адресу: "адрес" контейнерная площадка не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, уборка контейнерной площадки не проведена и на ней расположены крупногабаритные отходы;
5) по адресу: "адрес" контейнерная площадка не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод;
6) по адресу: "адрес" контейнерная площадка не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод;
7) по адресу: "адрес" контейнерная площадка установлена на проезжей части у дома и не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод;
8) по адресу: "адрес" контейнерная площадка установлена на проезжей части у дома и не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод;
9) по адресу: "адрес" контейнерная площадка установлена на проезжей части во дворе и не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, уборка контейнерной площадки не проведена и на ней расположены крупногабаритные отходы.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из того, что по указанным адресам на территории городского округа "Город Новодвинск" используемые контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов не соответствуют требованиям Санитарных правил 2.1.3684-21. Устанавливая ответчику срок исполнения указанных в решении суда мероприятий, суд учел объем затрат и способ устранения нарушений, а также целевой характер их исполнения за счет бюджетных средств.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 26 января 2023 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции, отменяя данное апелляционное определение, указала, что из системного толкования положений пунктов 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018г. N 1039 об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013г.N 290, следует, что организация и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на обслуживающей территории в соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест также может относиться к обязанностям управляющей компании в силу осуществляемой деятельности по управлению многоквартирным домом.
Однако суды юридические значимые обстоятельства относительно наличия обязанности управляющих компаний вышеуказанных многоквартирных домов по содержанию контейнерных площадок ТКО не выяснили и не исследовали.
Судом апелляционной инстанции при повторном рассмотрении были истребованы дополнительные доказательства и установлено из ответа Главы городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" по итогам рассмотрения представления прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО доводы представления признаны обоснованными, однако имеется дефицит бюджетных средств для оборудования контейнерных площадок сбора ТКО.
Из ответа Главы городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельные участки под спорными контейнерными площадками не сформированы, на кадастровом учете не состоят, за управляющими организациями не закреплялись.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признал, что доказательств размещения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов в границах земельных участков многоквартирных домов, включения контейнерных площадок в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, проверив соответствие выводов суда материалам дела, правильность применения к правоотношениям сторон норм материального и процессуального права, пришел к верному выводу о законности состоявшегося по делу судебного постановления и отсутствии оснований для удовлетворения поданной апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.
На основании пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п. 1).
Пунктом 3 данных Санитарных правил предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 13.4 данного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018г. N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в силу пункта 3 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008г. N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения), пунктом 10 которых определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил обращения).
Согласно пункту 2 Правил обращения под контейнером определяет мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов (абзац четвертый); определяет контейнерную площадку как место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров (абзац пятый).
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Вопреки доводам кассационной жалобы материалами дела не подтверждено, что размещение контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов предусмотрено в границах земельных участков при многоквартирных домов, а также отсутствуют доказательства включения контейнерных площадок в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, в связи с чем выводы нижестоящих судов о возложении обязанности по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на администрацию городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" является верным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, перечисленные в кассационной жалобе, сводятся к несогласию заявителя с оценкой, данной судом первой и апелляционной инстанции. Между тем правовых оснований для переоценки выводов суда первой и апелляционной инстанции судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 196, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Несогласие с выводами суда в связи с иной оценкой доказательства, иное мнение о характере разрешения спора каждой из сторон в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии со стороны судебных инстанций нарушений норм материального и процессуального права, не может служить в качестве основания для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Ссылка заявителя в кассационной жалобе на новые доказательства подлежит отклонению как относящаяся к фактическим обстоятельствам спора, правом исследования и установления которых суд кассационной инстанции не наделен. Представление таких доказательств в суд кассационной инстанции не образует предусмотренных законом оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Новодвинского городского суда Архангельской области от 21 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 06 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.