Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.
судей Думушкиной В.М. и Брянского В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи к ФИО1 о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на земельный участок, по кассационной жалобе представителя ФИО1 на основании доверенности ФИО12 на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Авериной Е.Г, пояснения представителя ФИО1 - ФИО12, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан - Дубровской Е.Н, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ФИО1 о признании отсутствующим права на земельный участок, в котором просил: признать отсутствующим право собственности ФИО1, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), на земельный участок с кадастровым номером N, категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный в "адрес"; снять указанный земельный участок с государственного кадастрового учета; указать, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений о прекращении права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером N, категории земли - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный в "адрес"; указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 января 2023 г. исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к ФИО1 о признании права собственности на земельный участок отсутствующим удовлетворены.
Признано отсутствующим право собственности ФИО1, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН, на земельный участок с кадастровым номером N, категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства" расположенный в "адрес".
Постановлено снять земельный участок с кадастровым номером N, категории земли - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный в "адрес", с государственного кадастрового учета.
Указано, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений о прекращении права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером N, категории земли - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный в "адрес", и снятия земельного участка с государственного кадастрового учета.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 января 2023 года оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель ФИО1 на основании доверенности ФИО12 просит отменить указанные судебные акты, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права и оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов жалобы указывает, что требование прокурора города Сочи о признании отсутствующим права собственности ФИО1 на спорный земельный участок могло быть удовлетворено судом только в случае установления обстоятельств того, что Российская Федерация является собственником спорного земельного участка, а сам земельный участок до настоящего времени находится в ее фактическом владении.
Однако таких обстоятельств по делу судами первой и апелляционной инстанции достоверно не установлено.
Напротив, материалы дела содержат доказательства, что спорный земельный участок с кадастровым номером "адрес" образован законно из муниципальных земель, а не из земель Сочинского национального парка.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не явился, доверил представление своих интересов ФИО12
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение ответчика, необязательность егоявки в суд кассационной инстанции, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО1 - ФИО12, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капитан - Дубровской Е.Н,, возражавшую против доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным материалам дела, отсутствуют.
Судами установлено, и из материалов дела следует, что за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информации Территориального отдела N (по г. Сочи, Туапсинскому району) филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ N, земельный участок с кадастровым номером N образован в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, а также участков с кадастровыми номерами N (образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, который в свою очередь, образован из земельного участка с кадастровым номером N).
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации первичного права собственности на земельный участок с кадастровым номером N за ФИО5 послужило свидетельство о праве собственности на землю N, выданное ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления главы Кудепстинской сельской администрации Адлерского района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N "О разрешении купли-продажи земельного участка площадью 3100 кв.м в "адрес"".
По результатам изучения названного постановления, предоставленного МКУ "Архив г. Сочи" от ДД.ММ.ГГГГ N, установлено, что ФИО6 разрешена продажа ФИО7 ранее предоставленного в соответствии со свидетельством на право собственности на землю N земельного участка площадью 3100 кв.м, расположенного в "адрес".
Как следует из информации Адлерского отдела г. Сочи управления Росреестра по Краснодарскому краю г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство на право собственности на землю N выдано ФИО6 на основании постановления Кудепстинской сельской администрации г. Сочи от 29.08.1994 N 349 "О передаче земельных участков в собственность гражданам".
Основанием для постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности ФИО6 на земельный участок с кадастровым номером N (из которого в последующем образован участок с кадастровым номером N) послужила выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, в соответствии с которой за ФИО5 на основании приказа Верхне-Хостинского чайного совхоза от ДД.ММ.ГГГГ N закреплен земельный участок площадью 800 кв.м, расположенный в "адрес".
Согласно информации, предоставленной МКУ "Архив г. Сочи", от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 предоставлен приусадебный земельный участок площадью 0, 08 га, расположенный в "адрес".
Вместе с тем, в похозяйственной книге сведения о правопреемстве указанного земельного участка отсутствуют.
Как следует из информации Центрального отдела по г. Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, отвод земельного участка с кадастровым номером N выполнен лишь в 2008 году.
В то же время, спорные земельные участки подлежали постановке на государственный кадастровый учет исключительно в пределах земель, находящихся в распоряжении Кудепстинской сельской администрации Адлерского района г. Сочи.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Сочи, установлено, что земельный участок с кадастровым номером N незаконно оформлен в собственность ФИО1, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, в их границах сформирован земельный участок с кадастровым номером N, площадью 624 кв.м, категории земель - "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования - "для ведения личного подсобного хозяйства", расположенный в "адрес" ввиду чего незаконно возникло право собственности ФИО6 на исходный земельный участок, а в последующем ФИО1 на спорный земельный участок с кадастровым номером 23:49:0401004:1661.
При проверке правильности применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводами, приведенными в судебном решении и их обоснованием.
Суд кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанции правомерными и не может согласиться с доводами кассационной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии со статьями 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08 августа 1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06 марта 1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены статьями 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06 марта 1993 года N 4613-1 (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06 марта 1993 года), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Согласно статьям 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29 января 1997 года N 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06 марта 1993 года, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в первоначальной редакции, далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности.
Аналогичное законоположение предусмотрено пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ).
На основании абзаца 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17 апреля 2006 года) (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности.
На основании статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23, статей 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04 декабря 2006 года N 200-ФЗ), пункта 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года N 122, границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
В силу пункта 2 статьи 3, пункта 2 статьи 6, пунктов 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3, пункта 8 статьи 27, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Пунктом 3 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" предусмотрено, что передача федерального имущества в муниципальную собственность осуществляется на основании решения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с составлением и утверждением передаточного акта.
Пунктом 3.4. Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13 июля 2009 года N 270, установлено, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимается в форме распоряжения с подготовкой и утверждением акта приема-передачи соответствующего имущества.
На основании пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу пунктов 1, 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 года N 691 (далее - Постановление N 691), Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные пунктами 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19 декабря 2016 года N 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Установив на основании представленных сторонами доказательства, что спорный земельный участок сформирован за счет территории земельного участка федеральной собственности, за счет земель Кудепстинского участкового лесничества Сочинского национального парка, которые находятся в собственности Российской Федерации, придя к выводу, что земельный участок ответчика сформирован незаконно, а поскольку в настоящее время на спорный земельный участок зарегистрированы права и истца, и ответчика, суды обоснованно удовлетворили заявленные исковые требования о прекращении права собственности ответчика на земельный участок N, что приведет к восстановлению прав государства на лесной фонд путем восстановления существующих границ лесничества и внесению корректных, соответствующих фактическому пользованию изменений в сведения о них в ЕГРН.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает, что кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судами и не получили правовую оценку, в связи с чем, доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Несогласие с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 20 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ФИО1 на основании доверенности ФИО12 - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Г. Аверина
Судьи В.М. Думушкина
В.Ю. Брянский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.