Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Украинской Т.И, судей Бузьской Е.В, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хафизова Рузеля Расиховича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, Федеральной службе судебных приставов Российской Федерации, центральной комиссии по психологическому отбору на службу в орган принудительного исполнения Российской Федерации, главному специалисту-эксперту (психологу) отдела государственной службы и кадров Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу - Пивню Виктору Павловичу, Плотницкой Марине Руслановне о признании незаконными и отмене решения о профессиональной пригодности, результатов повторного психологического обследования и заключения о профессиональной пригодности, решения об отказе в приеме на службу, приказа об увольнении, о восстановлении на работе, о возложении обязанности, о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации на решение Анадырского городского суда от 29 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 10 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации Коломиец В.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, полагавшей судебные постановления не подлежащими отмене, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хафизов Р.Р. обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что в период с 7 сентября 2018 года по 29 мая 2020 года состоял на федеральной государственной гражданской службе в должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов г.Анадыря УФССП по Чукотскому АО.
В связи с переходом с 2020 года ФССП России на иной вид государственной службы Хафизов Р.Р. изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, в связи с чем прошел все этапы отбора. Уведомлений о том, что он не прошел процедуру отбора, он не получал. Уведомлением руководителя УФССП по Чукотскому АО от 2 апреля 2020 года Хафизову Р.Р. была предложена должность заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N2 г.Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО после получения которого, истец написал заявление о назначении на указанную должность. Вместе с тем, в мае 2020 года Хафизов Р.Р. получил список вакантных должностей государственной гражданской службы и рабочих специальностей, от перевода на которые отказался, было принято решение о проведении в отношении истца нового комплексного обследования с целью определения профессионально-психологической пригодности к службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
По результатам нового обследования выдано заключение психолога от 25 мая 2020 года N353 с присвоением Хафизову P.P. четвертой категории профессиональной пригодности (не рекомендуется), в связи с чем, 26 мая 2020 года истца уведомили о невозможности принятия его на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации. Приказом от 27 мая 2020 года N475-лс Хафизов P.P. уволен 29 мая 2020 года со ссылкой в приказе на уведомление о результатах нового обследования от 26 мая 2020 года N09-110/1045.
Уточнив исковые требования, Хафизов Р.Р. просил признать незаконным и недействительным решение центральной комиссии по психологическому отбору от 19 мая 2020 года (протокол N 6 от 19 мая 2020 года) в части отмены заключения от 27 февраля 2020 года N 114 о профессиональной пригодности и назначении в отношении него нового психологического обследования; признать результаты повторного психологического обследования и заключения о профессиональной пригодности от 25 мая 2020 года N353 незаконными и отменить их; признать незаконным и отменить решение (уведомление от 26 мая 2020 года N09-110/1045) руководителя УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу об отказе Хафизову Р.Р. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации; признать незаконным и отменить приказ от 27 мая 2020 года N475-лс об увольнении Хафизова Р.Р. с учетом изменений, внесенных приказом УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 15 декабря 2020 года N2613-лс; восстановить на работе в ранее занимаемой должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов г.Анадырь УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу; возложить обязанность на ФССП России, УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу назначить Хафизова Р.Р. на должность заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N2 г.Анадырь УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу и заключить с ним служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 30 мая 2020 года; взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 30 мая 2020 года по день фактического вступления в должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Решением Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 29 октября 2021 года исковые требования Хафизова Р.Р. удовлетворены частично. Признаны незаконными решение центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации от 19 мая 2020 года (протокол N 6 от 19 мая 2020 года) в части отмены заключения Плотницкой М.Р. от 27 февраля 2020 года N 114 о профессиональной пригодности Хафизова Р.Р. и назначении в отношении него нового психологического обследования; результаты повторного психологического обследования и заключение о профессиональной пригодности Хафизова Р.Р. от 25 мая 2020 года N 353; на центральную комиссию по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации возложена обязанность отменить решение от 19 мая 2020 года (протокол N 6 от 19 мая 2020 года) в части отмены заключения Плотницкой М.Р. от 27 февраля 2020 года N 6 о профессиональной пригодности Хафизова Р.Р. и назначении в отношении него нового психологического обследования; заключение главного специалиста-эксперта (психолога) отдела государственной службы и кадров УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Пивеня В.П. о профессиональной пригодности Хафизова Р.Р. от 25 мая 2020 года N 353. Признаны незаконными решение (уведомление от 26 мая 2020 года N 09-110/1045) руководителя УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу об отказе Хафизову Р.Р. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации; приказ руководителя УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 27 мая 2020 года N 475-лс "Об увольнении Р.Р.
Хафизова" с внесенными изменениями приказом УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 15 декабря 2020 года N 2613-лс; на руководителя УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу возложена обязанность отменить решение (уведомление от 26 мая 2020 года N 09-110/1045) руководителя УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу об отказе Хафизову Р.Р. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации; приказ руководителя УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 27 мая 2020 года N 475-лс "Об увольнении Р.Р. Хафизова" с внесенными изменениями приказом УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 15 декабря 2020 г..N 2613-лс; на УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу возложена обязанность назначить Хафизова Р.Р. на должность заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N 2 г..Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, заключить с ним служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N 2 г..Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу с 30 мая 2020 года; выплатить Хафизову Р.Р. заработную плату по должности заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судом г..Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу за период с 30 мая 2020 года до дня фактического вступления Хафизова Р.Р. в данную должность за минусом четырехмесячного денежного содержания в размере 526 148, 80 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 17 ноября 2022 года решение суда первой инстанции в части изменено, абзац 8 резолютивной части решения изложен в следующей редакции: возложить на ФССП России и УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу обязанность назначить Хафизова Р.Р. на должность заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N 2 г. Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, заключить с ним служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N 2 г. Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу с 30 мая 2020 года; исключен абзац резолютивной части об обращении решения суда в части восстановления на службе к немедленному исполнению. В остальной части решение Анадырского районного суда оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2023 года апелляционное определение отменено в части оставления без изменения решения суда в части возложения на ФССП России и УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу обязанности назначить Хафизова Р.Р. на должность заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N 2 г. Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, заключить с ним служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N 2 г. Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу с 30 мая 2020 года; возложения обязанности на УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу выплатить Хафизову Р.Р. заработную плату по должности заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов г. Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу за период с 30 мая 2020 года до дня фактического вступления Хафизова Р.Р. в данную должность за минусом четырехмесячного денежного содержания в размере 526 148, 80 рублей. Дело в указанной части направлено на новое судебное рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В остальной части решение Анадырского городского суда от 29 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 17 ноября 2022 года оставлены без изменения.
При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 10 мая 2023 года решение Анадырского городского суда от 29 октября 2021 года в части возложения на УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу обязанности назначить Хафизова Р.Р. на должность заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N2 г..Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, заключить с ним служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N2 г..Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу с 30 мая 2020 года, выплатить заработную плату по должности заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов г..Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу за период с 30 мая 2020 года до дня фактического вступления Хафизова Р.Р. в данную должность за минусом четырехмесячного денежного содержания в размере 526 148 рублей 80 копеек отменено, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований Хафизову Р.Р. о возложении обязанностей назначить Хафизова Р.Р. на должность заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N2 г..Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, заключить с ним служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения с 30 мая 2020 года отказано. Хафизов Р.Р. признан уволенным по пункту 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - упразднение государственного органа.
Дата увольнения Хафизова Р.Р. изменена на 14 марта 2021 года. С УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу в пользу Хафизова Р.Р. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с 30 мая 2020 года по 14 марта 2021 года в размере 790 089 рублей 50 копеек. На ФССП России и УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу возложена обязанность повторно провести процедуру приема Хафизова Р.Р. на службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В кассационной жалобе ФССП России, УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу просят состоявшиеся по делу судебные постановления отменить ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, неверную оценку обстоятельств дела.
В письменных возражениях Хафизов Р.Р. просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения, вместе с тем выражает несогласие с выводами суда об удовлетворении требований в редакции возложении на ответчика обязанности повторно провести процедуру приема Хафизова Р.Р. на службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, а также с произведенным судом апелляционной инстанции расчетом среднего заработка за время вынужденного прогула.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции при вынесении судебного постановления допущены не были.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Хафизов Р.Р. приказом от 6 сентября 2018 года N 226-к назначен на должность заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов г. Анадырь УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу с 7 сентября 2017 года.
Приказом ФССП России от 1 января 2020 года N 24 с 1 мая 2020 года признан утратившим силу приказ ФССП России от 23 мая 2017 года N 208 "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания УФССП по Чукотскому автономному округу", были утверждены и с 1 мая 2020 года введены в действие структура и штатное расписание УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу.
В соответствии с приказом директора ФССП России от 21 апреля 2020 года N 285 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу" УФССП по Чукотскому автономному округу присоединено с 1 мая 2020 года к УФССП по Камчатскому краю с образованием УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, являющимся правопреемником всех обязательств УФССП по Чукотскому автономному округу.
23 января 2020 года истец подал заявление о желании поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
24 января 2020 года Хафизову Р.Р. под роспись было вручено уведомление о предстоящем сокращении занимаемой им должности и возможном увольнении с гражданской службы в соответствии с приказом ФССП России от 1 января 2020 года N 24.
28 января 2020 года Хафизову Р.Р. выдано направление на комплексное исследование с целью определения профессионально-психологической пригодности к службе в органах принудительного исполнения в связи с тем, что должность начальника отдела (отделения) - старшего судебного пристава включена в Перечень отдельных должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, утвержденный приказом Минюста России от 30 марта 2020 года N 62.
29 января 2020 года Хафизов Р.Р. подписал согласие на представление своих персональных данных для осуществления мероприятий по профессиональному психологическому отбору, срок действия согласия - три месяца, то есть до 29 апреля 2020 года.
Согласно заключению о профессиональной пригодности от 27 февраля 2020 года N 114 специалиста-эксперта (психолога) Плотницкой М.Р, Хафизов Р.Р. рекомендован на должность в органы принудительного исполнения (вторая категория профессиональной пригодности).
2 апреля 2020 года в адрес Хафизова Р.Р. направлено уведомление с предложением должности начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специализированного назначения N 2 г. Анадыр УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу.
21 апреля 2020 года руководитель УФССП по Камчатскому краю ФИО9 направил пакет документов на 438 федеральных государственных служащих для назначения на должности сотрудников органов принудительного исполнения РФ. В описи документов под N 13 значатся документы Хафизова Р.Р.: заявление о поступлении на службу, акт по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином, копия паспорта, копия диплома, копия свидетельства о регистрации по месту жительства, выписка из приказа о присвоении спецзвания, согласие, сведения о проверки.
Однако 27 апреля 2020 года руководитель УФССП по Камчатскому краю ФИО9 направил в центральную комиссию пояснительную записку, в которой указал, что в деятельности специалиста, проводившего профессиональный отбор, имеются нарушения установленного порядка проведения профессионального психологического отбора, что повлекло необоснованное отнесение кандидата Хафизова Р.Р. ко второй категории профессиональной пригодности.
Согласно выписке из протокола N 6 от 19 мая 2020 года членами центральной комиссии по результатам рассмотрения обращения ФИО9 единогласно принято решение об отмене заключения о профессиональной пригодности Хафизова Р.Р. от 27 февраля 2020 года N 114 и назначено новое психологическое обследование.
Повторное психологическое обследование проведено специалистом-экспертом (психологом) отдела государственной службы и кадров, противодействия коррупции, вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны УФССП по Камчатскому краю Пивенем В.П, по результатам которого дано заключение от 25 мая 2020 года N 353 о том, что Хафизов Р.Р. не рекомендован, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности).
26 мая 2020 года УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Хафизову Р.Р. направлено уведомление руководителя ФИО9 (исх. N 09-110/1044) об определении у истца четвертой категории профессиональной пригодности и невозможности принятия на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
15, 18 и 26 мая 2020 года Хафизов Р.Р. ознакомился со списком вакантных должностей УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, выразив несогласие с ними.
Приказом руководителя УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу от 27 мая 2020 года N в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ Хафизов Р.Р. уволен с федеральной государственной гражданской службы, освобожден от должности заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава специализированного отдела по обеспечению установленного порядка деятельности судов г. Анадырь УФССП по Чукотскому АО с 29 мая 2020 года в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе со ссылкой в приказе на уведомление от 26 мая 2020 года N475-лс об определении четвертой категории профессиональной пригодности.
9 июня 2020 года жалобу Хафизова Р.Р. на решение центральной комиссии от 19 мая 2020 года об отмене заключения N 114 и назначении нового обследования, а также на заключение N 353 центральная комиссия оставила без удовлетворения.
Принимая во внимание, что определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2023 года признаны законными и обоснованными выводы судов двух инстанций о признании незаконным решения центральной комиссии от 19 мая 2020 года в части отмены заключения от 27 февраля 2020 года N 114, о признании незаконным заключения N 353 от 25 мая 2020 года, признании незаконным приказа о 27 мая 2020 года N 475-лс "Об увольнении Хафизова Р.Р.", судебные акты в указанной части оставлены без изменения, то доводы кассационной жалобы ФССП России, УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу о том, что решение центральной комиссии и заключение психолога не подлежат самостоятельному обжалованию, а также, что психологи Пивень В.П. И Плотницкая М.Р, центральная комиссия, не могут нести самостоятельную ответственность перед истцом, подлежат отклонению, поскольку направлены, в том числе, и на оспаривание фактов, установленных вступившим в законную силу решением суда, что не соответствует положениям статьи 209 ГПК Российской Федерации.
Отменяя решение суда в части возложения на УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу обязанности назначить Хафизова Р.Р. на должность заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N2 г.Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, заключить с ним служебный контракт с 30 мая 2020 года, выплатить Хафизову Р.Р. заработную плату за период с 30 мая 2020 года до дня фактического вступления Хафизова Р.Р. в данную должность за минусом четырехмесячного денежного содержания, судебная коллегия суда апелляционной инстанции руководствовалась положениями Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и исходила из того, что заключение контракта с конкретным лицом является правом, а не обязанностью представителя нанимателя; в данной ситуации суд не вправе подменять работодателя (представителя нанимателя) и принимать решение о назначении лица на новую должность.
Принимая во внимание, что приказ руководителя УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО от 27 мая 2020 года N475-лс, которым Хафизов Р.Р. уволен с федеральной государственной гражданской службы, признан незаконным, при этом в восстановлении на службу в прежней должности Хафизову Р.Р. отказано ввиду отсутствия этой должности, учитывая, что отказ Хафизову Р.Р. в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации также признан незаконным, и, что в связи с ликвидацией гражданской службы в ФССП и ее территориальных органах восстановление Хафизова P.P. в прежней должности и возложение на ответчиков обязанности назначить его на новую должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации невозможно, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что надлежащим и наиболее полным способом защиты прав истца выступит изменение формулировки основания увольнения Хафизова P.P. на пункт 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - упразднение государственного органа, с возложением на ФССП и УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО, которое является правопреемником всех обязательств УФССП по Чукотскому АО, обязанности повторно провести процедуру приема Хафизова P.P. на службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации. Установив, что к моменту вынесения указанного решения Хафизов Р.Р. вступил в трудовые отношения с другим работодателем с 15 марта 2021 года, судебная коллегия, с учетом положений статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и части 7 статьи 394 Трудового кодекса РФ, изменила дату увольнения Хафизова Р.Р. на 14 марта 2021 года, а также в соответствии с частью 2 статьи 394 Трудового кодекса РФ взыскала в пользу Хафизова P.P. средний заработок за время вынужденного прогула за период с 30 мая 2020 года по 14 марта 2021 года в размере 790 089 рублей 50 копеек.
У судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами судов, поскольку они основаны на совокупности исследованных доказательств при правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе. При невозможности восстановления его на прежней работе вследствие ликвидации организации суд признает увольнение незаконным, обязывает ликвидационную комиссию или орган, принявший решение о ликвидации организации, выплатить ему средний заработок за все время вынужденного прогула. Одновременно суд признает работника уволенным по пункту 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией организации.
По заявлению работника, увольнение которого признано незаконным, суд может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу среднего заработка за время вынужденного прогула и об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию (части третья и четвертая статьи 394 Трудового кодекса РФ).
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ).
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к различным видам государственной службы, специфика такой профессиональной деятельности предопределяет право федерального законодателя вводить особые правила поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения служебных отношений, в том числе с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы (постановления от 29 марта 2016 года N 8-П, от 12 января 2018 года N 2-П, от 7 июля 2022 года N 29-П и др.).
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ и отнесением службы в Федеральной службе судебных приставов к государственной службе иного вида (по сравнению с государственной гражданской службой) статьей 92 названного Федерального закона были предусмотрены правила поступления на службу в органы принудительного исполнения гражданских служащих и их назначения на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава (части 2 и 3).
Такое правовое регулирование распространяется на всех гражданских служащих, изъявивших желание поступить на новый вид государственной службы (службу в органы принудительного исполнения), направлено на обеспечение интересов службы, поскольку в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ), а также на комплектование указанных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества, обладающими необходимыми для исполнения служебных обязанностей профессиональными навыками и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства.
Кроме того, в рамках перехода к новому правовому регулированию, не предполагающему сохранение отношений на государственной гражданской службе, частью 13 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ гражданским служащим, исполнявшим обязанности, предусмотренные Федеральным законом "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ), Федеральным законом "Об исполнительном производстве", до 1 января 2020 года, была предоставлена возможность продолжать исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Данное правило позволяет названным гражданским служащим, соответствующим требованиям, закрепленным частями 2 и 3 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ, перейти на службу в органы принудительного исполнения либо уволиться со службы без продолжения служебных отношений.
Согласно части 2 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Статья 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предусматривает, что правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
При разрешении требований Хафизова Р.Р. о восстановлении трудовых прав, исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание что, увольнение Хафизова Р.Р, а также отказ в приеме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации признаны незаконными, судебная коллегия суда Чукотского автономного округа правильно применила нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, и пришла к обоснованному выводу об отказе в удовлетворений требований истца о возложении на ответчиков обязанности назначить Хафизова Р.Р. на новую должность в органах принудительного исполнения Российской Федерации - заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава отделения специального назначения N2 г..Анадыря УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО, заключить с ним служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в данной должности с 30 мая 2020 года, об изменении формулировки основания увольнения Хафизова P.P. на пункт 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г..N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" - упразднение государственного органа, с возложением на ФССП и УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому АО обязанности повторно провести процедуру приема Хафизова P.P. на службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, поскольку прием на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации по результатам прохождения определенной процедуры, рассмотрение документов, представленных гражданином для поступления на службу, оценка результатов проверочных мероприятий, личных и деловых качеств претендента является исключительной компетенцией представителя нанимателя, иное означало бы фактическое лишение работодателя права реализовать свои полномочия нанимателя по оценки личных и деловых качеств кандидата и принятия необходимого решения в соответствии с требованиями части 3, 6
статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вопреки доводам кассационной жалобы заявителя, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, верно применены нормы материального и процессуального права, а выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют обстоятельствам дела.
Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на иное толкование норм материального права, что не свидетельствует о неправильном разрешении судами спора и не может повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке.
Доводы Хафизова Р.Р, приведенные в возражениях на кассационную жалобу о несогласии с апелляционным определением, не могут быть предметом оценки суда кассационной инстанции, поскольку кассационная жалоба истцом в порядке, предусмотренном главой 41 ГПК Российской Федерации в кассационный суд общей юрисдикции (часть 1 статьи 376 ГПК Российской Федерации), не подавалась.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке, при рассмотрении дела не допущено.
Руководствуясь статьей 390 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анадырского городского суда от 29 октября 2021 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 10 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.