Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Павловой И.П., и судей фио, фио, при помощнике судьи Михайловой С.О., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе представителя ГУП "Мосгортранс" по доверенности фио, апелляционному представлению Межрайонного природоохранного прокурора адрес на решение Головинского районного суда адрес от 25 апреля 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие адрес "Мосгортранс" обеспечить очистку до показателей и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, разрешенных законодательством Российской Федерации, сточных вод, сбрасываемых в коллектор в колодце Т.П. вблизи адреса: адрес, и в коллектор в колодце Т.П.1, Т.П.2 вблизи адреса : адрес, по договору водоотведения N 299-40305 от 22 декабря 2020 года, в течение 24 месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия адрес "Мосгортранс" в бюджет адрес государственную пошлину в сумме сумма
УСТАНОВИЛА:
Межрайонный природоохранный прокурор адрес обратился в суд с иском к ГУП "Мосгортранс", в котором просил обязать ГУП "Мосгортранс" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить очистку сбрасываемых сточных по договору водоотведения от 22.12.2020 N 299- 40305 в коллектор в колодце Т.П. вблизи адрес адрес; в коллектор в колодце Т.П.1, Т.П.2 вблизи адрес адрес до показателей и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, разрешенных законодательством Российской Федерации. Исковые требования мотивированы тем, что Межрайонной природоохранной прокуратурой адрес рассмотрена информация ГУП "Мосводосток" о нарушении требований водного законодательства. Установлено, что ГУП "Мосводосток" с ГУП "Мосгортранс" 22.12.2020 заключил договор водоотведения N 299-40305, согласно которому ГУП "Мосводосток" обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку (при наличии очистных сооружений) и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить ГУП "Мосводосток" оплату водоотведения в сроки и в порядке, которые определены указанным договором. Согласно приложению N 1 к договору поступление сточных вод в централизованную систему водоотведения осуществляется путем присоединения водосточной сети абонента диаметром 400 мм в коллектор диаметром 5Q0 мм в колодец по адресу: Т.П.: адрес адрес; диаметром 300 мм в коллектор диаметром 500 мм в колодец по адресу: Т.П.1, Т.П.2 вблизи адрес адрес.
Деятельность абонента по сбросу, сточных вод с превышением концентраций загрязняющих веществ над установленными нормативами противоречит требованиям природоохранного законодательства, неизменно ведет к ухудшению состояния водного объекта, чем нарушает закрепленное и гарантированное ст. 42 Конституции Российский Федерации и ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" право каждого на благоприятную окружающую среду и, тем самым, затрагивает экологические права неопределенного круга лиц.
Представитель истца помощник прокурора фио в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности фио в судебное заседание явился, с иском согласился частично, указав, что срок на проведение мероприятий по очистке согласован с третьими лицами Росприроднадзором и ГУП "Мосводосток".
Представитель третьего лица ГУП "Мосводосток" фио в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований не возражал, решение оставил на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное выше решение, об изменении которого просит представитель ГУП "Мосгортранс" по доверенности фио, по доводам апелляционной жалобы, Межрайонный природоохранный прокурор адрес, по доводам апелляционного представления, в частности в связи с неверным применением норм процессуального права.
Представитель Межрайонный природоохранный прокурор адрес - фио в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы и апелляционного представления поддержал.
Представитель ГУП "Мосгортранс" по доверенности фио в заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы жалобы и апелляционного представления поддержал.
Представитель третьего лица ГУП "Мосводосток" в заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы и апелляционного представления, выслушав представителя Межрайонный природоохранный прокурор. Москвы - фио, представителя ГУП "Мосгортранс" по доверенности фио, коллегия находит решение в части взысканой суммы государственной пошлины, подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 39 адрес кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 адрес кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Понятие нормативов состава сточных вод содержится в п. 13.1. "ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в соответствии с которым нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).
При этом в силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей
водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728.
В силу п. 6 Правил периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год.
Нормативы состава сточных вод и требований к составу и свойствам сточных вод устанавливаются в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", п. 182 Правил холодного водоснабжения и водоотведения устанавливает требования, аналогичные положениям ч. 4 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Из материалов дела следует, что в соответствии с пп. "г" п. 11 договора ГУП "Мосводосток" имеет право взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Межрайонной природоохранной прокуратурой адрес проведена проверка информация ГУП "Мосводосток" о нарушении требований водного законодательства. В результате проверки установлено, что между ГУП "Мосводосток" и ГУП "Мосгортранс" 22.12.2020 заключен договор водоотведения N 299-40305, согласно которому ГУП "Мосводосток" обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку (при наличии очистных сооружений) и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод и нормативы состава сточных вод и производить ГУП "Мосводосток" оплату водоотведения в сроки и в порядке, которые определены указанным договором. Согласно приложению N 1 к договору поступление сточных вод в централизованную систему водоотведения осуществляется путем присоединения водосточной сети абонента диаметром 400 мм в коллектор диаметром 500 мм в колодец по адресу: Т.П.: адрес адрес; диаметром 300 мм в коллектор диаметром 500 мм в колодец по адресу: Т.П.1, Т.П.2 вблизи адрес адрес.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об обязании ГУП адрес "Мосгортранс" обеспечить очистку до показателей и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих (вредных) веществ, разрешенных законодательством Российской Федерации, сточных вод, сбрасываемых в коллектор в колодце Т.П. вблизи адреса: адрес, и в коллектор в колодце Т.П.1, Т.П.2 вблизи адреса : адрес, по договору водоотведения N 299-40305 от 22 декабря 2020 года, в течение 24 месяцев с даты вступления решения в законную силу, поскольку установлен факт сброса сточных вод абонентом с превышением концентраций загрязняющих веществ над установленными предельно допустимыми концентрациями, разрешенными к сбросу, в силу ст. 76 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Однако, с решением суда относительно взыскания с ответчика в пользу истца суммы государственной пошлины коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
На основании ст. 34 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации).
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований. В указанном деле прокурор обратился в суд в защиту экологических прав, свобод и законных интересов неопределённого круга физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которому каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу п.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины для физических лиц составляет сумма
Таким образом, поскольку прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга физических лиц, с ответчика подлежит взысканию в бюджет адрес государственная пошлина в сумме сумма, а не сумма, как определено судом.
С учетом изложенного на основании ст. 330 ГПК РФ решение суда в части размера взысканной госпошлины, подлежит изменению, поскольку судом неверно применены нормы материального права, с взысканием с Государственного унитарного предприятия адрес "Мосгортранс" в бюджет адрес государственной пошлины в сумме сумма
Оснований для изменения или отмены решения суда в остальной части коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 329, 330 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Головинского районного суда адрес от 25 апреля 2023 года в части размера взысканной с Государственного унитарного предприятия адрес "Мосгортранс" государственной пошлины- изменить.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия адрес "Мосгортранс" в бюджет адрес государственную пошлину в сумме сумма
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.