Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Жуковой Н.А, Шушкевич О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-764/2023 по иску Медведева Олега Михайловича к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области об установлении факта, возложении обязанности, по кассационной жалобе Главного управления социальной защиты населения Курганской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 27 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Медведев О.М. обратился в суд с иском к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее также - ГУ СЗН Курганской области) с учетом уточнений об установлении факта его участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование иска указал, что в период прохождения военной службы по призыву с 1986 года по 1988 года он привлекался к работам по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на территории зоны заражения. В подтверждение данного факта в 1994 году ему выдано удостоверение, которое впоследствии было предъявлено им по месту работы, и он получал льготы в виде дополнительного оплачиваемого отпуска. Кроме того, у него имеется справка командира войсковой части 23316, подтверждающая, что в период прохождения военной службы он привлекался к работам по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на территории зоны заражения. В 2016 году и в 2021 году он обращался к ответчику за получением удостоверения, однако ему было отказано по причине непредставления надлежащих документов, подтверждающих, что в период прохождения военной службы он привлекался к работам по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на территории зоны заражения. В связи со сложившейся обстановкой в международных отношениях Российской Федерации и Украины он не имеет возможности получить из государственных органов Украины документы, подтверждающие факт выполнения им работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на территории зоны заражения в составе воинской части, в которой он проходил службу, ответы на его запросы не поступают.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 15 марта 2023 года исковые требования удовлетворены. Установлен факт участия Медведева О.М. с 24 апреля по 01 ноября 1987 года, с 01 апреля по 12 октября 1988 года в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период прохождения им военной службы в Вооруженных Силах СССР. Возложена на Главное управление социальной защиты населения Курганской области обязанность выдать Медведеву О.М. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году и 1988 году.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 27 июля 2023 года решение Курганского городского суда Курганской области от 15 марта 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты, полагая их незаконными.
На кассационную жалобу поступили возражения истца Медведева О.М, в которых он просит судебные акты оставить без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Также информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Медведев О.М, "данные изъяты" года рождения, проходил военную службу по призыву в период с 20 ноября 1986 года по 21 ноября 1988 года в войсковой части 23316.
Согласно справке командира войсковой части 23316 от 11 мая 1995 года Медведев О.М. в период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР находился на производстве инженерных работ в составе войсковой части 23316 в селе Журба Овручевского района Житомирской области (зона заражения) с 24 апреля по 01 ноября 1987 года и с 01 апреля по 12 октября 1988 года.
Из представленной Военным комиссариатом Курганской области копии удостоверения серии АЕ 039384 следует, что оно было выдано 26 апреля 1999 года Военным комиссариатом Курганской области гражданину Медведеву О.М, проходившему военную службу в зоне отселения в населенном пункте г. Овруч Житомирской области с 24 апреля 1987 года по 01 ноября 1987 года и с 01 апреля 1988 года по 12 октября 1988 года.
Ссылка на указанное удостоверение и на удостоверение серии АЕ N 039376 от 25 ноября 1994 года имеется в личных карточках формы Т-2 Медведева О.М, которые были заведены по месту его работы Курганским муниципальным предприятием городского пассажирского транспорта с 1989 года по 2006 года и копии которых предоставлены в суд МКУ "Муниципальный архив г. Кургана" 18 мая 2022 года.
Из копий личных карточек формы Т-2 следует, что Медведеву О.М, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 календарных дней.
Из пояснений истца в судебном заседании, следует, что оригинал удостоверения серии АЕ N 039376 он в 1999 году отдал в Военный комиссариат г. Кургана для замены, однако до настоящего времени удостоверение нового образца не получил.
По информации ГУ СЗН Курганской области от 02 ноября 2016 года на обращение Медведева О.М. о выдаче удостоверения участника в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ему отказано по причине отсутствия правовых оснований, так как представленные документы не соответствуют требованиям Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России от 08 декабря 2006 года N 727/831/166Н.
Из представленных ответов 308 Военной прокуратуры гарнизона от 13 января 2021 года следует, что 21 июля 2020 года Медведев О.М. обращался в Военный комиссариат г. Кургана с заявлением о замене удостоверения серии АЕ N 039384 от 26 апреля 1999 года, оригинал удостоверения не был приложен. В замене удостоверения отказано не было. При этом указано, что дело N 131 "Оправдательные документы по выдаче удостоверений участников Чернобыльской АЭС" сроком с 12 января по 27 декабря 1999 года уничтожено в 2007 году за истечением срока хранения. По информации Центрального архива Минобороны России документы войсковой части 23316 в архиве отсутствуют, рекомендовано обратиться в Львовский территориальный архивный отдел Отраслевого государственного архива Министерства обороны Украины.
По информации Военного комиссариата г. Кургана от 23 декабря 2020 года переписка с Львовским территориальным архивным отделом Отраслевого государственного архива Минобороны Украины в настоящее время не ведется.
В ответе Главного управления МЧС России по Курганской области от 16 февраля 2021 года N ИГ-1-1-28 Медведеву О.М. рекомендовано обратиться с заявлением о выдаче удостоверения в ГУ СЗН Курганской области.
08 февраля 2021 года Медведев О.М. вновь обратился в Военный комиссариат г. Кургана с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое было перенаправлено 11 февраля 2021 года в ГУ МЧС России по Курганской области. Однако, удостоверение не было выдано, со ссылкой на ответ, ранее данный 16 февраля 2021 года.
28 апреля 2021 года Медведев О.М. обратился в Главное управление социальной защиты населения Курганской области с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Распоряжением Главного управления социальной защиты населения Курганской области от 18 мая 2021 года N 7 Медведеву О.М. было отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
По сведениям, представленным ГКУ "Управление социальной защиты населения N 1" от 16 февраля 2023 года, Медведеву О.М. меры социальной поддержки, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не назначались и не выплачивались.
Согласно выписке из истории болезни ГБУ "Курганская больница N5" Медведев О.М. проходил лечение в неврологическом отделении больницы с 18 декабря 1996 года по 08 января 1997 года с диагнозом "вегетативно-сосудистая дистония у больного с лучевой нагрузкой".
При обращении в суд за установлением факта участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Медведев О.М. просил установить факт его участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и возложить на ответчика обязанность выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с целью получения мер социальной поддержки.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Инструкции о порядке выдачи в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверений, дающих право на компенсации, льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также пострадавших от других радиационных воздействий, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 июля 1993 года N 335 (в редакции от 07 марта 1997 года), Правил и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, утверждённых приказом МЧС России, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006 года N 728/832/166н, исходил из того что Медведев О.М. проходил военную службу по призыву в войсковой части N 23316 в период с 1986 года по 1988 года и в период службы участвовал в инженерных работах в селе Журба Овручевского района Житомирской области. Село Журба Овручевского района Житомирской области было отнесено к зоне отчуждения. В 1999 году Военным комиссариатом Курганской области истцу Медведеву О.М. было выдано удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и он пользовался льготами. Оригинал данного удостоверения у истца в настоящее время отсутствует.
Оправдательные документы, послужившие основанием для выдачи истцу в 1999 году данного удостоверения, уничтожены военным комиссариатом по истечении срока хранения. Получить дубликат удостоверения или удостоверение нового образца истец не имеет возможности, так как архивные сведения относительно войсковой части 23316, необходимые ему для подтверждения факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период военной службы, хранятся в Львовском территориальном архивном отделе Отраслевого государственного архива Министерства обороны Украины, переписка с которой в настоящее время из-за сложившихся международных отношений не ведется.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности совокупностью исследованных доказательств факта участия Медведева О.М. с 24 апреля по 1 ноября 1987 года, с 1 апреля по 12 октября 1988 года в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в период прохождения им военной службы в Вооруженных Силах СССР.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В силу части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Пунктом 10 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее также - Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Закон), направленным, как указано в его статье 1, на защиту прав и интересов граждан Российской Федерации, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения, при этом к лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 15 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 13 Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, действующие в настоящее время, утвержден приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) N253, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N207н, Министерства финансов Российской Федерации N 73н от 21 апреля 2020 года (далее - Порядок и условия).
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: а) паспорт гражданина Российской Федерации; б) один или несколько документов (оригиналы либо заверенные копии), подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 или 7 Порядка и условий.
В силу пункта 6 Порядка и условий документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются любой из нижеперечисленных: а) командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; б) справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; в) трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; г) табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; д) справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); е) задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; ж) военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); з) выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; и) выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
В соответствии с пунктом 13 Порядка и условий оформление и выдача дубликата удостоверения осуществляется уполномоченными органами. Дубликат удостоверения выдается на основании личного заявления гражданина с объяснением обстоятельств утраты или порчи удостоверения и указанием места его получения на основании первичных документов, указанных в пунктах 4 - 7 Порядка и условий. При утрате удостоверения уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает справку из органа внутренних дел, подтверждающую, что утраченное удостоверение не найдено.
На момент выдачи истцу Военным комиссариатом Курганской области удостоверения серии АЕ 039384 от 26 апреля 1999 года действовала Инструкция о порядке выдачи в Вооруженных Силах Российской Федерации удостоверений, дающих право на компенсации, льготы и преимущества, установленные законодательством для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также пострадавших от других радиационных воздействий, утверждённая приказом Министра обороны Российской Федерации от 1 июля 1993 года N 335 (в редакции приказа Министра обороны Российской Федерации от 07 марта 1997 года N 95) и утратившая силу на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 29 марта 2001 года N 146.
Пунктом 6 этой Инструкции было предусмотрено, что выдача удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1990 годах и удостоверений принимавшего участие в работах по объекту "Укрытие" в 1988 - 1990 годах (приложения N3 и 4 к подпунктам "в" и "г" статьи 2 данной Инструкции) или подтверждение законности их получения производится только Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, главными штабами видов Вооруженных Сил Российской Федерации, штабами округов, групп войск, флотов, родов войск, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, военными комиссарами субъектов Российской Федерации. При анализе представленных справок и принятии решения о выдаче того или иного удостоверения учитывать, что справки, выданные воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями Министерства обороны Российской Федерации и других суверенных государств после 31 декабря 1990 года, не могут служить основанием для выдачи соответствующих удостоверений без приложения документов, послуживших основанием для выдачи такой справки (пункт 24 данной Инструкции).
Пунктом 24 указанной Инструкции было предусмотрено, что при отсутствии записи в личном деле (военном билете), а также справки установленного образца, дающей право на такую запись, необходимо представить документы, достоверно подтверждающие участие лица в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (30-км зоне) Чернобыльской АЭС, и направить их в Генеральный штаб (Главное организационно-мобилизационное управление (103160, г. Москва, К-160). Документами, подтверждающими участие лиц в работах (выполнении служебных обязанностей) в зоне отчуждения (30-км зоне), могут быть: командировочное удостоверение с отметками "Прибыл... ", "Убыл... ", с записью в нем о праве на повышенную оплату труда за время работы в зоне отчуждения (30-км зоне), сделанными в воинской части, включенной в Перечень (приложение N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1996 года N 350); выписки из приказов этих воинских частей либо из архивов, куда эти воинские части сдали свои документы, о времени прибытия и убытия из воинской части и об участии в работах в зоне отчуждения (30-км зоне) ЧАЭС; справка из финансового органа о выплате денежного содержания (не командировочных расходов) в повышенных размерах за время пребывания в зоне отчуждения (30-км зоне) ЧАЭС; табель учета рабочего времени; запись в трудовой книжке; справка о праве на повышенную оплату труда за работу в соответствующих зонах опасности; летная книжка; карточка учета доз радиоактивного облучения; почетная грамота, выданная в воинской части, включенной в Перечень (приложение N1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации 1996 года N 350).
Со вступлением в силу с 15 июля 2000 года приказа МЧС России N114, Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 66, Министерства финансов Российской Федерации N23н от 29 февраля 2000 года "Об утверждении Положения о Порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" были установлены единые обязательные правила оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории Российской Федерации с действием ранее выданных гражданам удостоверений до замены их на удостоверения нового образца по формам согласно приложениям N 1 и N 2 к этому Положению до 31 декабря 2003 года (до 1 января 2006 года).
В соответствии с пунктом 3 этого Положения оформление и выдача удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС стали производится: федеральными органами исполнительной власти - гражданам, работающим в этих федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах, а также в учреждениях и организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гражданам, работающим в указанных органах исполнительной власти, а также в учреждениях и организациях, находящихся в их ведении, работникам организаций различных организационно - правовых форм и форм собственности, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, неработающим гражданам (за исключением инвалидов) и гражданам, работающим в органах государственной власти, не относящихся к органам, уполномоченным на оформление и выдачу удостоверений; органами социальной защиты населения - пенсионерам, состоящим на учете в этих органах, неработающим инвалидам (кроме инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы); военными комиссариатами субъектов Российской Федерации - пенсионерам Министерства обороны.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал в судебных постановлениях, что признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства; сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда; особенности этих отношений предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба; при этом, федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования механизма возмещения вреда, может избирать различные способы возмещения вреда - льготы, денежные (материальные) компенсации, входящие в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, однако независимо от того, о каких способах возмещения идет речь, он не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда - такой объем должен безусловно соблюдаться (Постановления от 1 декабря 1997 года N18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П и др.).
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Как установлено судами, Медведев О.М. участвовал в периоды с 24 апреля по 01 ноября 1987 года, с 01 апреля по 12 октября 1988 года в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период прохождения им военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР, о чем Военным комиссариатом Курганской области ему выдано удостоверение серии АЕ 039384 от 26 апреля 1999 года, на основании указанного удостоверения он пользовался льготами, предусмотренными Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", по месту работы в виде предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска 14 дней, удостоверение было утрачено, однако получить его дубликат не представилось возможным, поскольку не сохранились документы, которые по действующему порядку оформления и выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе для получения дубликата, требуется представить для подтверждения участия граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Возможность иным образом восстановить свои права без обращения в суд для установления юридического факта, получить документы, находящиеся на хранении в Министерстве обороны Украины, у истца отсутствует, поэтому вопреки доводам кассационной жалобы суды, оценив совокупность исследованных доказательств, обоснованно удовлетворили требования истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчика выводы судов первой и апелляционной инстанцией сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном акте. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Обращаясь с кассационной жалобой, представитель ответчика указывает, что судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального и процессуального права, не учтена позиция стороны ответчика о необоснованности предъявленных Медведевым О.М. исковых требований, приводя положения пунктов 3 и 4 статьи 13 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", настаивает на том, что при разрешении споров данной категории дел юридическое значение имеет год участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так как для участников в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1987 года и 1988 года предусмотрен разный объем мер социальной поддержки.
Данные доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку судом первой инстанции при установлении факта участия Медведева О.М. в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС четко указаны периоды с 24 апреля по 01 ноября 1987 года, с 01 апреля по 12 октября 1988 года, что позволяет установить объем мер социальной поддержки для лиц, выполнявших работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. Выхода за пределы заявленных требований судом не допущено, поскольку в исковом заявлении эти периоды истцом указаны не в просительной, но в мотивировочной части.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что истцу в 1999 году выдавалось удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, однако причин, по которым истец не имеет возможности пользоваться данным удостоверением, Медведев О.М. в иске не приводит, также как и обстоятельств, при которых данное удостоверение им было утрачено, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку в ходе рассмотрения дела истец пояснял, что оригинал удостоверения отдал в Военный комиссариат г. Кургана для замены, однако до настоящего времени удостоверение нового образца не получил. Для получения дубликата удостоверения требуется предоставление подтверждающих документов, получить которые как указано выше у истца возможности не имеется.
Указание в кассационной жалобе на то, что истцом к иску копия военного билета не приложена, не даны пояснения относительно наличия у него либо отсутствия такового, не могут быть приняты во внимание, поскольку в материалах дела имеется копия военного билета истца, удостоверенная подписью судьи после сличения с оригиналом. Отсутствие в военном билете отметок об участии истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не влияет на правильность выводов суда, сделанных на основании совокупности исследованных доказательств.
Отсутствие войсковой части 23310 в Перечне воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1990 годах, и Перечне воинских частей внутренних войск, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 марта 2003 года N 88, само по себе не опровергает выводы судов, поскольку не представилось возможным установить в состав какой воинской части входила войсковая часть 23310.
Военным комиссариатом Курганской области оформлялись истцу удостоверения серии АЕ N 039384 от 26 апреля 1999 года и серии АЕ N 039376 от 25 ноября 1994 года на основании имеющихся у них в тот период документов, следовательно, сомнений о нахождении войсковой части, в которой проходил военную службу истец, в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что единственным доказательством участия истца в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения является справка командира Войсковой части N 23310 от 11 мая 1995 года N 46, в которой отсутствует основание ее выдачи, она не заверена в установленном законом порядке, являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку в справке содержится дата выдачи, подпись командира войсковой части и печать. Данная справка оценена судами в совокупности с исследованными доказательствами, в частности с копией удостоверения серии АЕ 039384 от 26 апреля 1999 года, полученной по запросу суда из Военного комиссариата Курганской области. Доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в справке, ответчиком не представлено и судами не добыто.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 27 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.