Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-284/2023 по иску Сикилинды Людмилы Евстафьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о признании права на назначение и выплату ежемесячной денежной суммы по случаю потери кормильца, по кассационной жалобе Сикилинды Людмилы Евстафьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сикилинда Л.Е. обратилась с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - ОПФР по Свердловской области, после переименования - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области), в котором просила признать за ней право на назначение и выплату ежемесячной денежной суммы по случаю потери кормильца, обязать ответчика назначить и выплачивать ежемесячно денежную сумму по случаю потери кормильца в размере 60 370 руб. 90 коп.
В обоснование исковых требований указала, что является вдовой умершего "данные изъяты", принимавшего участие в ликвидации последствий катастрофы в 30-ти километровой зоне Чернобыльской АЭС в составе в/ч 44332 Уральского военного округа. "данные изъяты" "данные изъяты" умер. Постановлением 23-й Военно-врачебной комиссии от 27 января 1994 года N 45 установлено, что заболевание, приведшее к смерти, связано с исполнением им обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. 01 марта 2004 года Правительством Свердловской области ей выдано удостоверение о праве на меры социальной поддержки на имя "данные изъяты" с надписью "посмертно". Решением Красногорского районного суда г..Каменска-Уральского от 10 декабря 2008 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 22 января 2009 года, по гражданскому делу N 2-1278/2008 по иску Сикилинды Л.Е. удовлетворены исковые требования о возложении обязанности на ТОИОГВ Управление социальной защиты населения г..Каменска-Уральского и Каменского района производить выплаты Сикилинде Л.Е. на несовершеннолетнюю дочь "данные изъяты" ежемесячной денежной суммы по потери кормильца за счет средств федерального бюджета с 01 декабря 2008 года в размере 12 798 руб. 74 коп. с последующей индексацией. Поскольку ее умершему супругу "данные изъяты" не была установлена инвалидность, то ежемесячная денежная сумма рассчитана судом не из твердых сумм, указанных в пункте 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а в порядке, установленном статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Полагает, что имеет право на назначение и выплату ежемесячной денежной суммы по случаю потери кормильца, поскольку Красногорским районным судом при рассмотрении гражданского дела N 2-1278/2008 установлено, что она находилась на иждивении супруга до дня его смерти, в настоящее время является нетрудоспособной.
Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 16 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 мая 2023 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Сикилинда Л.Е. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Учитывая, что апелляционным определением от 24 мая 2023 года решение суда оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами установлено и из материалов дела следует, что истец состояла в браке с "данные изъяты" с 08 декабря 1987 года.
"данные изъяты" "данные изъяты" умер
Согласно удостоверениям от 27 марта 1991 года и от 01 марта 2004 года "данные изъяты" являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Удостоверение от 01 марта 2004 года выдано истцу Правительством Свердловской области на имя умершего "данные изъяты" с надписью "посмертно".
Из постановления 23 военно-врачебной комиссии от 27 января 1994 года следует, что увечье "данные изъяты" " "данные изъяты"", приведшее к его смерти, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
Инвалидность "данные изъяты" не устанавливалась.
Сикилинда Л.Е. с 01 февраля 2008 года является получателем государственной пенсии по случаю потери кормильца, с 01 января 2015 года страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
11 ноября 2022 года представитель истца обратился к ответчику с заявлением о предоставлении информации по вопросу назначения Сикилинде Л.Е. ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда по случаю потери кормильца.
На данное заявление ОПФР по Свердловской области дан ответ от 06 декабря 2022 года, согласно которому назначить ежемесячную денежную сумму в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не представляется возможным ввиду отсутствия решения суда о нахождении истца Сикилинды Л.Е. на иждивении умершего супруга.
Разрешая требования истца и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 15 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Правилами предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 года N 24, исходил из отсутствия у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации.
Отклоняя доводы истца о нахождении на иждивении супруга согласно решению Красногорского районного суда по гражданскому делу N 2-1278/2008, суд первой инстанции указал, что в решении Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 10 декабря 2008 года по гражданскому делу N 2-1278/2008 по иску Сикилинда Л.Е. к ТОИОГВ УСЗН Каменска-Уральского и Каменского района Свердловской области о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие потери кормильца и взыскании задолженности, установлено, что Сикилинда Л.Е. являлась трудоспособной (возраст 36 лет), но на момент смерти супруга находилась на его иждивении в связи с уходом за малолетним ребенком. Данный вывод суд сделал для расчета ежемесячной денежной суммы, полагающейся несовершеннолетней Сикилинде Е.И. в связи с потерей кормильца. Вопрос о признании за Сикилиндой Л.Е. права на данную меру социальной поддержки судом при рассмотрении дела в 2008 году не разрешался, поэтому ссылка представителя истца на указанное решение суда является несостоятельной.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов нижестоящих инстанций об отсутствии у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации соглашается, поскольку они основаны на правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы истца в кассационной жалобе о том, что с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2022 года N 24, утвердившего Правила предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, истец приобрела право возобновить получение ежемесячных сумм по случаю потери кормильца с даты обращения 07 декабря 2022 года, без предоставления решения суда об установлении факта иждивения; достижение Сикилиндой Л.Е. на день обращения к ответчику с заявлением нетрудоспособного возраста в совокупности с фактом получения ею двух пенсий (страховой и по случаю потери кормильца) признается достаточным основанием для назначения истцу ежемесячных сумм в возмещение вреда, судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон от 15 мая 1991 года N 1244-1) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлена инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы в зависимости от группы инвалидности.
В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число (часть вторая статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I).
Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится государственными органами, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I).
Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье (часть четвертая статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I).
Закон от 15 мая 1991 гола N 1244-1 не содержит определения понятий "иждивение" и "нетрудоспособный член семьи". Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом (пункт 6.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, пункт 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1260-О-О, пункт 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года N 2265-О).
Действовавшим на момент смерти супруга истца Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" установлено, что нетрудоспособными членами семьи считаются, в том числе отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Согласно статьи 53 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
В имеющемся в материалах дела решении Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 10 декабря 2008 года по гражданскому делу N 2-1278/2008 указано, что согласно трудовой книжке Сикилинда Л.Е. 21 января 1994 года была уволена с места работы по собственному желанию в связи с уходом за ребенком до исполнения 14 лет.
Установив, что на момент смерти супруга Сикилинда Л.Е, "данные изъяты" года рождения, являлась трудоспособной, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у истца права на получение соответствующей социальной выплаты.
В решении о назначении пенсии по случаю потери кормильца от 07 марта 2008 года, которое имеется в материалах дела, указано, что пенсия по потере кормильца назначена Сикилинде Л.Е. по пункту 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" как нетрудоспособному члену семьи гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Понятие нетрудоспособных членов семьи, используемое в целях данного Федерального закона раскрыто в этом же пункте. К нетрудоспособным членам семьи относятся члены семьи, указанные в пункте 3 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при условии отсутствия лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. Пункт 3 статьи 29 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 относит к ним, в частности супруга (жену, мужа) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.
Таким образом, получение Сикилиндой Л.Е. пенсии по случаю потери кормильца, назначенной ей по достижении возраста 50 лет, не дает ей право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 15 статьи 14 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1, поскольку законодатель предъявляет к лицам, претендующим на данные выплаты, требования об их нетрудоспособности и нахождении на иждивении кормильца на момента его смерти.
Постановлением правительства Российской Федерации от 21 января 2022 года N 24 утверждены Правила предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой.
Пунктом 5 Перечня документов (сведений), необходимых для предоставления ежемесячной денежной суммы семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с Чернобыльской катастрофой, который является приложением к указанным Правилам, предусмотрено предоставление решения суда о нахождении на иждивении гражданина, погибшего в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой (за исключением детей в возрасте до 18 лет, а также лиц, получающих пенсию по случаю потери кормильца, по старости или по инвалидности).
То обстоятельство, что указанный Перечень не предусматривает предоставление заявителем, получающим пенсию по случаю потери кормильца, по старости, решения суда о нахождении на иждивении гражданина, умершего вследствие лучевой болезни и других заболеваний, не свидетельствует о наличии у истца в связи с этим безусловного права на назначение спорной выплаты.
Доводы истца о том, что судами проигнорирован факт установления истцу пенсии по случаю потери кормильца с даты смерти супруга, а не с 01 февраля 2008 года, не выяснены обстоятельства назначения выплат за потерю кормильца с 01 января 1996 года, в пенсионном деле имеются сведения о назначении Сикилинде Л.Е. с 01 января 1996 года суммы компенсации по потери кормильца на нее и двух детей, судебной коллегией отклоняются, поскольку не опровергают выводов судов об отсутствии у истца права на получение спорной выплаты.
Довод жалобы о том, что Сикилинде Л.Е. на день обращение с исковым заявлением была назначена ежемесячная компенсация в соответствии со статьей 41 Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1, следовательно, она была признана ответчиком находившейся на иждивении супруга, судебной коллегией отклоняется. Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, данная выплата была назначена Сикилинде Л.Е. ошибочно.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Ссылок на процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены состоявшихся судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 16 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сикилинды Людмилы Евстафьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.