Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Руновой Т.Д, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-627/2023 по иску Исмаилджанова Леонида Юсуповича к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" о перерасчете заработной платы, выплате недополученной заработной платы, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Исмаилджанова Леонида Юсуповича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Исмаилджанов Л.Ю. обратился в суд с иском к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное муниципальное унитарное "Торгово-транспортное предприятие" (далее - МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие") о перерасчете заработной платы за период с 01 января 2022 года по 31 января 2022 года в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы, выплате недополученной заработной платы в размере 38 389 руб. 12 коп, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.
В обоснование требований указал, что работает в МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" водителем. За период с 01 января 2022 года по 31 января 2022 года заработная плата ему выплачена не в полном объеме, так как пункт 3.2 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы (с изменениями от 29 декабря 2021 года) (далее - Отраслевое соглашение) предусматривает, что минимальные гарантии по заработной плате водителей автомобилей (автобусов, электробусов), троллейбусов, трамвая, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, устанавливаются в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных. Прожиточный минимум для трудоспособного населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2022 год составляет 18 456 руб. Размер его минимальных гарантий по заработной плате составляет: 18 456 руб. (прожиточный минимум) * 2 = 36 912 руб, 152 руб. 05 коп. (часовая тарифная ставка) * 128 (норма часов в январе 2022 года) = 19 462 руб. 40 коп, что меньше предусмотренного пунктом 3.2 Отраслевого соглашения на 17 449 руб. 60 коп. С учетом северной надбавки и районного коэффициента сумма недополученной заработной платы составляет 17 449 руб. 60 коп.* 2, 2 = 38 389 руб. 12 коп.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 июля 2023 года, в удовлетворении исковых требований Исмаилджанова Л.Ю. к МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" отказано.
В кассационной жалобе Исмаилджанов Л.Ю. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие".
Учитывая, что апелляционным определением решение суда оставлено без изменения, проверке в кассационном порядке подлежат оба судебных акта.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Исмаилджанов Л.Ю. работает в МП НРМУ "Торгово-транспортное предприятие" по трудовому договору N 344 от 05 июня 2002 года в автоколонне N 1 водителем 1 класса автомобилей различных типов и грузоподъёмности (водитель автобуса 5 разряда).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 20 декабря 2021 года истцу с 01 января 2022 года установлена часовая тарифная ставка на автобусах до 7 метров в размере 135, 17 руб, на автобусах от 7 до 12 метров в размере 152, 06 руб.
Также истцу выплачивается процентная надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера 50%, районный коэффициент к заработной плате 70%, доплата за вредные условия труда в размере 4 % от часовой тарифной ставки, другие доплаты согласно Положению об оплате труда.
Из расчетного листка за январь 2022 года следует, что истцу начислена заработная плата в размере 143 208, 06 руб. исходя из часовой тарифной ставки 152, 06 руб.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 21, 45, 129, 133, 1331, 135, Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", статьями 1, 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 89-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", исходил из того, что заработная плата Исмаилджанова Л.Ю. в спорный период соответствовала Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, утвержденному Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года (в редакции от 29 декабря 2021 года), обязанность по выплате истцу заработной платы исполнена ответчиком полностью.
Отказав в удовлетворении заявленных требований о перерасчёте заработной платы, выплате недополученной заработной платы, суд первой инстанции отказал и в удовлетворении производных требований о взыскании компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В доводах кассационной жалобы Исмаилджанов Л.Ю. указывает на то, что при расчете минимальных гарантий работников, в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения, северная надбавка и районный коэффициент должны начисляться на значения, рассчитанные из двух прожиточных минимумов, также как и остальные компенсационные выплаты. Разница выплаченной и рассчитанной заработной платы и будет являться недополученной заработной платой. Суд необоснованно определил, что при расчете на минимальные гарантии не должны начисляться северная надбавка и районный коэффициент.
Данные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В силу статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть 1). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть 2). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации (часть 3). Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4).
Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 данного кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть 11 статьи 1331 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 6 декабря 2021 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2022 года на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда 13 890 руб.
В соответствии с Трехсторонним соглашением между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры" на 2020-2022 годы от 10 декабря 2019 года минимальный размер заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 01 января 2020 года составляет не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, с последующим начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Таким образом, минимальный размер заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре при условии выполнения нормы рабочего времени составляет не ниже 13 890 руб. с начислением на него районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
В соответствии с пунктом 3.1 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года (далее по тексту - Отраслевое соглашение), базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации. В регионах, где не заключено региональное соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих первого разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в пункте 3.1 настоящего Соглашения.
Приказом ответчика N 655 от 13 декабря 2021 года на предприятии с 01 января 2022 года установлена базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда в размере 13 890 руб. в месяц, для водителей автобусов длинной 7-12 метров установлена часовая тарифная ставка 152, 06 руб, месячная тарифная ставка 25 002 руб. при 40-часовой рабочей неделе в размере 164, 42 руб.
Размер указанной базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда соответствует пункту 3.1 Отраслевого соглашения.
В соответствии пунктом 3.2 Отраслевого соглашения 3.2. минимальные гарантии по заработной плате водителей автомобилей (автобусов, электробусов), троллейбусов, трамвая, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, устанавливаются в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Пунктом 3.6 Отраслевого соглашения предусмотрены минимальные размеры надбавок и доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (доплата за работу по графику с разделением смены, за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за работу во вредных условиях и т.п.), которые подлежат исчислению от тарифной ставки работника.
В соответствии с постановлением правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 сентября 2021 года N 334-п установлен прожиточный минимум для трудоспособного населения на 2022 год в размере 18 456 руб.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3.2 Отраслевого соглашения минимальный гарантированный размер месячной заработной платы установлен в размере 36 912 руб. (2 x 18 456 руб.).
В соответствии с пунктом 3.5 Отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом рекомендуемая разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов 0, 2.
Согласно приказу ответчика N 655 от 13 декабря 2021 года межтарифный коэффициент между окладом рабочего первого разряда и водителя автобуса 5 разряда составил 1, 8, что также соответствует условиями Отраслевого соглашения (13 890 руб. x 1, 8 = 25002 руб.).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ прожиточным минимумом признается минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина.
Согласно части 1 статьи 4 указанного Федерального закона величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи и предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается (статья 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ).
Таким образом, минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум по своей правовой природе различны как по методу их определения, так и по назначению.
Поскольку минимальный гарантированный размер месячной заработной платы работника, предусмотренный Отраслевым соглашением, подлежит исчислению исходя из прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре с учетом уровня жизни населения именно данного субъекта Российской Федерации, при этом величина прожиточного минимума подлежит увеличению многократно, то оснований полагать, что минимальный гарантированный размер месячной заработной платы аналогичен по своей природе минимальному размеру оплаты труда, в связи с чем на него также подлежат начислению районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не имеется.
Отраслевое соглашение предусматривает понятие базовой (минимальной) месячной тарифной ставки и понятие минимального гарантированного размера заработной платы работника. При этом надбавки за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, подлежат исчислению именно от тарифной ставки. В минимальный же гарантированный размер заработной платы работника, в соответствии с Отраслевым соглашением, не включаются компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Из буквального толкования положений Отраслевого соглашения следует, что заработная плата работника, исчисленная исходя из тарифной ставки с начислением на нее различных надбавок и доплат, не должна быть ниже минимальной гарантированной заработной платы.
Доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку основаны на ошибочном выводе о том, что все стимулирующие и компенсационные выплаты подлежат начислению на минимальный гарантированный размер месячной заработной платы, установленный Отраслевым соглашением.
Вопреки доводам жалобы, предусмотренный Отраслевым соглашением минимальный гарантированный размер месячной заработной платы, определяемый исходя из прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации, не образует минимального размера оплаты труда, на который начисляются все предусмотренные системой оплаты труда стимулирующие и компенсационные выплаты.
Ссылки в кассационной жалобе на иную судебную практику правильность выводов судов не опровергают.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Исмаилджанова Леонида Юсуповича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.