Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В, Грудновой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-3276/2022 по иску Языкова Вячеслава Игоревича к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Городской транспорт" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Городской транспорт" на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Городской транспорт" Кузьминой А.Г, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения истца против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Языков В.И. обратился в суд с иском к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию "Городской транспорт" (далее по тексту - ЕМУП "Гортранс"), с учетом уточнений о возложении обязанность произвести перерасчет заработной платы за период с 01 февраля 2021 года по 31 мая 2022 года включительно с применением часовой тарифной ставки с 01 февраля 2021 года по 31 марта 2021 года в размере 171 руб. 07 коп, с 01 апреля 2021 года по 31 мая 2022 года в размере 186 руб. 63 коп.; взыскании недополученной заработной платы в размере 546 341 руб, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы по состоянию на 25 октября 2022 года в размере 132 382 руб. 38 коп, компенсации морального вреда в размере 200 000 руб.
В обоснование требований указал на то, что с 13 июня 2019 года на основании трудового договора в редакции заключенных впоследствии дополнительных соглашений состоит в трудовых отношениях с ЕМУП "Гортранс" в качестве водителя автомобиля 2 класса, фактически в период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2021 года осуществлял трудовую деятельность в должности водителя автобуса "данные изъяты", который имеет длину 12 м. За выполнение трудовых обязанностей по должности водителя автобуса длиной 7-12 м. работодателем установлен тариф (часовая тарифная ставка) с 01 января 2020 года по 31 января 2021 года в размере 88 руб. 62 коп. по 7 разряду, тарифный коэффициент 1, 7832, месячная тарифная ставка 14 575 руб. в месяц; с 01 февраля 2021 года по 31 марта 2021 года в размере 92 руб. 97 коп. по 7 разряду, тарифный коэффициент 1, 7832, месячная тарифная ставка 15 294 руб. в месяц. Также за вредные условия труда установлено повышение тарифной ставки на 5% за вредность, предусмотрен районный коэффициент 0, 15. Полагал, что условия оплаты труда нарушают требования Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 гг. (далее Отраслевое соглашение), поскольку тарифная ставка, предусмотренная в трудовом договоре, не соответствует Отраслевому соглашению, в соответствии с которым часовая тарифная ставка по 7 разряду должна составлять с период с 01 января 2021 года не менее 171 руб. 07 коп. В связи с неверным начислением и не полной выплатой заработной платы на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации ответчик должен выплатить денежную компенсацию и компенсировать причиненный моральный вред.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 25 октября 2022 года иск Языкова В.И. удовлетворен частично. На ЕМУП "Гортранс" возложена обязанность произвести Языкову В.И. перерасчет заработной платы за период с 10 марта 2021 года по 31 марта 2021 года с применением часовой тарифной ставки в размере 171 руб. 07 коп, за период с 01 апреля 2021 года по 31 мая 2022 года включительно с применением часовой тарифной ставки в размере 186 руб. 63 коп. С ЕМУП "Гортранс" в пользу Языкова В.И. взыскана недополученная заработная плата за период с 10 марта 2021 года по 31 мая 2022 года в размере 491 977 руб. 69 коп. с удержанием при выплате НДФЛ, денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы за период с 10 марта 2021 года по 25 октября 2022 года в размере 114 017 руб. 80 коп, компенсация морального вреда в размере 20 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано. Решение суда о взыскании в пользу Языкова В.И. заработной платы за три месяца с марта по апрель 2022 года в размере 81 243 руб. 07 коп. обращено к немедленному исполнению. С ЕМУП "Гортранс" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 9 559 руб. 95 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 июня 2023 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 25 октября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты в части возложения обязанности произвести перерасчет заработной платы Языкову В.И. за период с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года с применением часовой тарифной ставки 186 руб. 63 коп. Указывает на то, что 29 декабря 2021 года дополнительным соглашением N 2 в Отраслевое соглашение внесены изменения, согласно которым введение новых тарифных ставок рабочего 1 разряда в связи с установлением с 01 января 2022 года нового МРОТ в Российской Федерации в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, испытывающих финансовые затруднения, может осуществляться поэтапно в сроки, определенные работодателем по согласованию с комитетом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с другим представительным органом работников. Кроме того, внесены изменения в пункт 3.5. Отраслевого соглашения, разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов "0, 2" определена, как рекомендуемая, следовательно, не строго обязательна к выполнению. Таким образом, в отличие от положений Отраслевого соглашения в редакциях, действовавших до 31 декабря 2021 года, относительно регулирования оплаты труда работников транспортных предприятий, с 01 января 2022 года установление тарифных ставок из нового МРОТ возможно было отложить по согласованию с профсоюзной организацией путем достижения определенного соглашения, а также разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов 0, 2 стала носить с 01 января 2022 года не обязательный, а рекомендательный характер, что также влияет на итоговый размер часовой тарифной ставки конкретного работника.
Поскольку ЕМУП "Гортранс" находится в сложном финансовом положении, реализуя свое право, предусмотренное пунктом 3.1 Отраслевого соглашения, предприятие заключило медиативное соглашение с представителем работников Объединенной первичной профсоюзной организацией ЕМУП "Гортранс", согласно которому стороны договорились о поэтапном увеличении тарифной ставки с 01 ноября 2022 года в размере МРОТ 13 890 руб. Суд первой инстанции счел доводы ответчика о заключении медиативного соглашения о поэтапном увеличении тарифной ставки несостоятельными, указав на то, что данное соглашение не исключает действия Отраслевого соглашения, однако, не мотивировал свое решение о возложении обязанности произвести перерасчет зарплаты за 2022 год с применением тарифной ставки, рассчитанной из размера МРОТ за 2021 год и с применением рекомендованного в 2022 году межтарифного коэффициента 0, 2. Суд апелляционной инстанции указал на то, что редакция Отраслевого соглашения с изменениями, внесенными дополнительным соглашением N 2 от 29 декабря 2021 года, выходит за рамки спорных правоотношений и не подлежит применению к ним, что не соответствует обстоятельствам дела, поскольку на ответчика возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы, в том числе и за период с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года с применением часовой тарифной ставки 186 руб. 63 коп. Также считает, что статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации не подлежит применению к периоду необоснованного взыскания задолженности по заработной плате за период с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года.
В письменных возражениях истец просит судебные постановления оставить без изменения, жалобу ответчика без удовлетворения.
Представители третьих лиц Департамента по управлению муниципальным имуществом г. Екатеринбурга, Комитета по транспорту и организации дорожного движения, и развитию улично-дорожной сети Администрации г. Екатеринбурга, Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Языков В.И. на основании трудового договора от 13 июня 2019 года состоял в трудовых отношениях с ЕМУП "Гортранс" в должности водителя автомобиля 3 класса, на основании дополнительного соглашения от 01 августа 2019 года - в должности водителя автомобиля 2 класса.
Условиями трудового договора за выполнение трудовых обязанностей истцу установлена повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда производится по часовым тарифным ставкам в зависимости от вида перевозок и длины автобуса (раздел 3 трудового договора).
На основании пункта 6.3 и Приложения N 3 "Единая тарифная сетка по оплате труда рабочих и служащих" к Коллективному договору ЕМУП "Гортранс" на 2019-2022 годы установлена оплата труда за выполнение трудовых обязанностей по должности водителя автобуса длиной 7-12 м. по 7 разряду - по тарифу (часовая тарифная ставка) с 01 января 2020 года по 31 января 2021 года в размере 88 руб. 62 коп, тарифный коэффициент 1, 7832, месячная тарифная ставка 14 575 руб.; с 01 февраля 2021 года по 31 марта 2021 года в размере 92 руб. 97 коп, тарифный коэффициент 1, 7832, месячная тарифная ставка 15 294 руб.; с 01 апреля 2021 года по 31 июля 2021 года в размере 104 руб. 23 коп. по 8 разряду (свыше 12 до 15 метров), тарифный коэффициент 1, 9993, месячная тарифная ставка 17 146 руб.
Размер начисленной и выплаченной истцу ежемесячной заработной платы на основании указанных часовых тарифных ставок в период с 2020 года по 31 мая 2022 года указан в расчетных листках.
В соответствии с пунктом 6.2 Коллективного договора ЕМУП "Гортранс" на 2019-2022 годы тарифная ставка рабочих 1 разряда подлежит установлению в размере не ниже минимальной (базовой) тарифной ставки, определенной Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземного пассажирскому транспорту.
Согласно действующему с 01 января 2020 года Отраслевому соглашению базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01 января 2020 года в размере не ниже МРОТа, принятого в Российской Федерации (пункт 3.1).
Указанный размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основной для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0, 2. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре (пункт 3.5).
Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта (пункт 1.1), распространяется на работодателя ЕМУП "Гортранс" в силу его членства в Некоммерческой организации Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области (САПС), что не оспаривалось ответчиком. При этом с 01 января 2022 года прекращено членство ЕМУП "Гортранс" в Некоммерческой организации Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области (САПС).
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, условиями Коллективного договора ЕМУП "Гортранс", Отраслевого соглашения, исходил из того, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором и локальными актами, действующими у ответчика, не могут быть ниже, установленных Отраслевым соглашением, на основании чего пришел к выводу о том, что при начислении истцу заработной платы за спорный период ответчику необходимо было руководствоваться тарифными ставками, рассчитанными Отраслевым соглашением.
Принимая во внимание МРОТ с 01 января 2020 года - 12 130 руб, с 01 января 2021 года - 12 792 руб, суд первой инстанции произвел расчет тарифных ставок истца с учетом пунктов 3.1 и 3.5 Отраслевого соглашения, установив, что часовая тарифная ставка истца по 7 разряду должна составлять в 2021 году - 171 руб. 08 коп, а с 01 апреля 2021 года по 8 разряду - 186 руб. 63 коп.
Исходя из указанных размеров часовых тарифных ставок, применив к спорным правоотношениям последствия пропуска срока обращения в суд, установленного частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции произвел расчет задолженности ответчика перед истцом за период с 10 марта 2021 года по 31 мая 2022 года, определив к взысканию сумму в размере 491 977 руб. 69 коп. с удержанием при выплате НДФЛ
При этом, руководствуясь положениями статьи 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обратил к немедленному исполнению решение суда о взыскании заработной платы в пользу истца за три месяца с марта по апрель 2022 года в размере 81 243 руб. 07 коп.
Принимая во внимание несвоевременность выплаты Языкову В.И. заработной платы, суд первой инстанции взыскал с ответчика денежную компенсацию, предусмотренную статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, за период с 10 марта 2021 года по 25 октября 2022 года в размере 114 017 руб. 80 коп.
Установив нарушение трудовых прав, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 20 000 руб, учитывая при этом степень вины работодателя, длительность невыплаты ответчиком заработной платы в полном объеме, степень нравственных страданий работника, требования разумности и справедливости.
Удовлетворив исковые требования, на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции взыскал с ЕМУП "Гортранс" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 9 559 руб. 95 коп.
При разрешении рассматриваемого спора суд первой инстанции отклонил доводы ответчика о том, что заработная плата работников ЕМУП "Гортранс" зависит от расчета начальной максимальной цены контракта заказчика как распорядителя бюджетных средств, Отраслевое соглашение было принято без учета выделяемых бюджетных средств, а их распределитель не был стороной его подписания в нарушение статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, указав на то, что данное обстоятельство не может влечь ущемление прав работника.
Суд также признал несостоятельными доводы ответчика о том, что коэффициент, предусмотренный пунктом 3.5 Отраслевого соглашения относительно разницы между тарифными коэффициентами соседних разрядов, является для работодателей рекомендуемым и не обязателен для исполнения, указав на то, что согласно пункту 6.2 Коллективного договора тарифная ставка 1 разряда подлежит установлению в размере, не ниже минимальной (базовой) тарифной ставки, определенной Отраслевым соглашением, возможность применения при установлении минимального размера тарифной ставки какого-либо иного соглашения положениями Коллективного договора ЕМУП "Гортранс" не предусмотрена.
Суд первой инстанции не принял во внимание и доводы ответчика о приостановлении действия пункта 3.2 Отраслевого соглашения, а также о том, что между ЕМУП "Гортранс" и Объединенной Первичной профсоюзной организацией заключено медиативное об установлении тарифной ставки в размере 13 980 руб. не позднее 01 ноября 2022 года, указав на их несостоятельность и необходимость применения в данном случае положений статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, как содержащих более благоприятные условия для работника.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций в части разрешения требований за период с 01 января 2002 года по 31 мая 2022 года, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, при неправильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных данным кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изменение и дополнение соглашения производятся в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.
Отраслевое Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Согласно пункту 1.4 Отраслевого соглашения ни одна из сторон соглашения не может в течение срока действия соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Изменение и дополнение данного соглашения допускается по взаимному согласию заключивших его сторон в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и данным соглашением. Изменения и дополнения оформляются приложением к соглашению, являются его неотъемлемой частью и доводятся до сведения работников, профсоюзных органов и работодателей.
Пунктом 1.12 Отраслевого соглашения предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера норм пункта 3.2 соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия пункта 3.2 соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.
Данный пункт введен Дополнительным соглашением N 1, утвержденным Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией "Российский автотранспортный союз" 27 марта 2020 года, и является неотъемлемой частью Отраслевого соглашения.
29 декабря 2021 года Некоммерческая организация "Российский автотранспортный союз" и Общественная организация "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" заключили Дополнительное соглашение N 2, которым пункт 3.1 Отраслевого соглашения дополнен, пункт 3.2 изложен в другой редакции, внесены изменения в пункт 3.5.
С учетом внесенных изменений пунктом 3.1 предусмотрено, что базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже МРОТ, принятого в Российской Федерации. Установить, что введение новых тарифных ставок рабочего 1 разряда в связи с установлением с 01 января 2022 года нового МРОТ в Российской Федерации в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, испытывающих финансовые затруднения, может осуществляться поэтапно в сроки, определенные работодателем по согласованию с комитетом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с другим представительным органом работников.
Пунктом 3.2 Отраслевого соглашения в новой редакции предусмотрено, что минимальные гарантии по заработной плате водителей автомобилей (автобусов, электробусов), троллейбусов, трамвая, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, устанавливаются в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. Минимальный гарантированный размер месячной заработной платы водителя не включает в себя компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в местностях с особыми климатическими условиями, а также другие выплаты, в том числе: за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). Стороны рекомендуют устанавливать в региональных (территориальных) отраслевых соглашениях, коллективных договорах организаций размеры месячной заработной платы водителя автобуса, трамвая, троллейбуса, ремонтного рабочего, отработавших норму рабочего времени и выполнивших нормы труда, на уровне не менее приведенных в приложении N 6 к данному Отраслевому соглашению.
Согласно пункту 3.5 Отраслевого соглашения указанный в пункте 3.1 размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре. При этом рекомендуемая разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов 0, 2.
Изменения в Отраслевое соглашение, принятые Дополнительным соглашением N 2, введены в действие с даты подписания указанного соглашения N 2, т.е. с 29 декабря 2021 года.
31 января 2022 года между ЕМУП "Гортранс" и Объединенной Первичной профсоюзной организацией ЕМУП "Гортранс" заключено медиативное соглашение об индексации тарифных ставок, окладов, сдельных расценок всех работников ЕМУП "Гортранс" с 01 марта 2022 года на величину не ниже фактического роста индекса потребительских цен в 2021 году, установлении с 01 марта 2022 года тарифной ставки 1 разряда ЕТС по оплате труда рабочих и служащих ЕМУП "Гортранс" в размере 9 296 руб, установлении тарифной ставки 1 разряда ЕТС по оплате труда рабочих и служащих ЕМУП "Гортранс" в размере 13 980 руб. не позднее 01 ноября 2022 года, Из указанных положений следует, что нормы Трудового кодекса Российской Федерации, а также применяемого в настоящем споре Отраслевого соглашения предусматривают возможность внесения в соглашение изменений, приостановления действия отдельных положений соглашения, в том числе и в отношении конкретного работодателя, для которого Отраслевое соглашение является обязательным.
Соответственно, если Отраслевое соглашение претерпело какие-либо изменения либо было приостановлено в отношении работодателя, на которого оно распространяется, то такие изменения (условия такого соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения) подлежат применению работодателями в трудовых отношениях с работниками, а также судом при разрешении возникших споров.
Между тем судами первой и апелляционной инстанций вышеприведенные положения учтены не были, в связи с чем суды признали несостоятельными доводы ответчика о внесенных в Отраслевое соглашение изменениях, касающихся введения тарифных ставок рабочего 1 разряда в связи с установлением с 01 января 2022 года нового МРОТ в Российской Федерации поэтапно в сроки, определенные работодателем по согласованию с комитетом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с другим представительным органом работников, а также рекомендуемой разнице между тарифными разрядами, необоснованно указав на необходимость применения в данном случае положений статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, как содержащих более благоприятные условия для работника, без учета того, что положения статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, в частности часть 7 данной статьи предусматривает возможность изменения условий действующего Отраслевого соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению; решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При этом, оценивая доказательства, суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Обжалуемые судебные акты указанным требованиям не соответствуют.
Поскольку истцом были заявлены требования о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет его заработной платы, в том числе за период с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года, когда в Отраслевое соглашение были внесены изменения, суды необоснованно не применили к спору Отраслевое соглашение в редакции Дополнительного соглашения от 29 декабря 2021 года, указав на то, что действующая с 01 января 2022 года редакция Отраслевого соглашения выходит за рамки спорных правоотношений и не подлежит применению к ним.
При таких обстоятельствах судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части, а именно в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет заработной платы Языкову В.И. за период с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года с применением часовой тарифной ставки 186 руб. 63 коп, взыскании в пользу истца недополученной заработной платы за период с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года и компенсации за не своевременную выплату заработной платы, предусмотренной частью 236 Трудового кодекса Российской Федерации, нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены судебных актов в казанной части и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кроме того, поскольку отмена судебных постановлений в указанной части повлечет изменение размера государственной пошлины, судебная коллегия считает также, что судебные постановления подлежат отмене и в части размера государственной пошлины.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть вышеизложенное и рассмотреть дело на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, установленных по делу обстоятельств и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 29 июня 2023 года в части возложения на Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Городской транспорт" обязанности произвести перерасчет заработной платы Языкову Вячеславу Игоревичу за период с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года с применением часовой тарифной ставки 186 руб. 63 коп, взыскании с Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Городской транспорт" в пользу Языкова Вячеслава Игоревича недополученной заработной платы и компенсации за не своевременную выплату заработной платы за период с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 года, а также в части размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Городской транспорт" в доход местного бюджета, отменить, в отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.