Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Виноградовой О.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную Гусейнова Эльдара Афраиловича, поданную 10 октября 2023 года, на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 сентября 2023 года
по административному делу N 2а-3603/2023 по административному исковому заявлению Гусейнова Эльдара Афраиловича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Следственному отделу по Центральному району города Барнаула Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, Следственному комитету Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий и бездействия незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, возражения на кассационную жалобу представителя ответчиков Перфильевой Н.С, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Гусейнов Э.А. (далее - административный истец, кассатор) обратился в Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Алтайскому краю, Следственному отделу по Центральному району города Барнаула СУ СК России по Алтайскому краю, Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, Следственному комитету Российской Федерации, ФСИН России о признании действий и бездействия незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в размере 180 000 рублей.
Указывая в обоснование требований, что 24 апреля и 28 апреля 2023 года, согласно ответам заместителя руководителя следственного отдела по Центральному району города Барнаула Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю ФИО1 N 370-1 р-23 и N 370-229ж/17, обращения Гусейнова Э.А, поступившие из ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Алтайскому краю, направлены в УФСИН России по Алтайскому краю, при этом Гусейнову Э.А. были возвращены только документы, чем нарушены права административного истца, гарантированные статьей 52 Конституции Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве административных ответчиков привлечены Следственное управление Следственного комитета России по Алтайскому краю, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний.
Решением Центрального районного суда города Барнаула от 29 июня 2023 года (далее - суд первой инстанции) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 сентября 2023 года (далее - суд апелляционной инстанции) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Гусейнов Э.А. просит судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции административный истец Гусейнов Э.А, участвующий путем использования системы видеоконференц-связи, заявляя отвод составу судебной коллегии, грубо нарушал порядок в судебном заседании, допускал оскорбительные реплики в отношении судебной коллегии, в том числе, после объявления замечания, в связи с чем был удален из зала судебного заседания на все время судебного заседания, тем самым распорядился правом на участие в судебном заседании по своему усмотрению.
Представитель ответчиков просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Гусейнов Э.А, обвиняемый в совершении ряда преступлений, которому была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, с 29 марта 2016 года содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИИ России по Алтайскому краю. Мера пресечения Гусейнову Э.А. неоднократно продлевалась судом. Приговором от 6 июня 2022 года по уголовному делу N 1-1/2022 мера пресечения в виде заключения под стражу оставлена без изменения до его вступления в законную силу.
Следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Закон о содержании под стражей) и Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила внутреннего распорядка), утвержденных приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, введенных в действие с 17 июля 2022 года.
Гусейновым Э.А, содержащемся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, 15 марта 2023 года и 11 апреля 2023 года сотрудникам в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю переданы заявления о преступлениях, которые в соответствии с положениями пунктов 2, 4, 13 Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, утвержденной Приказом Минюста России от 11 июля 2006 года N 250, зарегистрированы в указанные даты в книге регистрации сообщений о преступлениях за N 129 - от 15 марта 2023 года и N 171 - от 11 апреля 2023 года.
Постановлениями начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИП России по Алтайскому краю от 15 марта 2023 года и 11 апреля 2023 года вышеуказанные заявления переданы по подследственности в следственный отдел по Центральному району города Барнаула Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю.
Письмом заместителя руководителя следственного отдела по Центральному району города Барнаула Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю ФИО2 от 24 апреля 2023 года N 370-1р-23 обращение Гусейнова Э.А. от 15 марта 2023 года направлено для рассмотрения в УФСИН России по Алтайскому краю на основании части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ, поскольку оно не содержит конкретных данных о совершенных или совершаемых преступных действиях сотрудников системы органов УФСИН России по Алтайскому краю в отношении заявителя, в связи с чем установленные частью 2 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации основания для регистрации и проведения процессуальной проверки данного обращения как сообщения о преступлении отсутствуют.
Письмом заместителя руководителя следственного отдела по Центральному району г. Барнаула Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю ФИО3 от 28 апреля 2023 года N 370-229ж/17 обращение Гусейнова Э.А. от 11 апреля 2023 года с приложенными документами возвращено заявителю, так как оно не содержало указаний на наличие признаков преступления.
Таким образом, вышеуказанные ответы даны уполномоченным должностным лицом в установленные законом сроки, разъяснен порядок обжалования, о перенаправлении обращения административного истца от 15 марта 2023 года в УФСИН России по Алтайскому краю Гусейнову Э.А. сообщено.
Согласно журналу регистрации входящих документов ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, оформленному посредством федеральной государственной информационной системы "Электронный документооборот уголовно-исполнительной системы", 5 мая 2023 года за входящим номером 10382 зарегистрирован поступивший из следственного отдела по Центральному району города Барнаула Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю ответ от 28 апреля 2023 года N 370-229ж/17 с возвращенными документами на 8 листах; за входящим номером 10383 зарегистрирован поступивший из следственного отдела по Центральному району города Барнаула Следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю ответ от 24 апреля 2023 года N 370-1 р-23. Вышеуказанные документы вручены Гусейнову Э.А. лично 5 мая 2023 года, копии ответов приобщены в личное дело.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые ответы соответствуют требованиям закона.
Поскольку заявление от 15.03.2023 не содержало конкретных данных о совершенных или совершаемых преступных действиях сотрудников органов УФСИН в отношении заявителя, в ответе обоснованно был сделан вывод, что установленные ч. 2 ст. 140 УПК РФ основания для регистрации и проведении процессуальной проверки отсутствуют, обращение рассмотрено в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ. При этом обращение содержало указание на нарушения со стороны сотрудников ФКУ СИЗО-1, в связи с чем в соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона N 59-ФЗ обоснованно было направлено в уполномоченный орган - УФСИН России по Алтайскому краю для рассмотрения по существу и проведения служебной проверки. Заявление от 11.04.2023 также не содержало признаков преступления, в связи с чем регистрации как сообщение о преступлении и соответствующей процессуальной проверке не подлежало. В ответе обоснованно сделан вывод о том, что указание на наличие в действиях судей признаков должностных преступлений, заявитель фактически выражает несогласие с принятыми судебными решениями, которые были обжалованы в установленном законом порядке. Ответы даны уполномоченным должностным лицом в установленные законом сроки, разъяснен порядок обжалования, о перенаправлении обращения от 15.03.2023 Гусейнову Э.А. сообщено.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласился, указав, что порядок рассмотрения сообщений о преступлениях и решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях, закреплены в статьях 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Незаконности в оспариваемых действиях (бездействии) административных ответчиков в ходе судебного разбирательства не установлено, как и нарушения прав административного истца. Оспариваемые ответы даны уполномоченным должностным лицом в установленные законом сроки, разъяснен порядок обжалования, о перенаправлении обращения административного истца от 15 марта 2023 года в УФСИН России по Алтайскому краю Гусейнову Э.А. сообщено.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов.
Согласно пункту 7 статьи 17 Закона о содержании под стражей подозреваемые и обвиняемые имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов.
В соответствии с пунктом 102 Правил внутреннего распорядка вся корреспонденция подозреваемых и обвиняемых подлежит регистрации в соответствующем журнале, в том числе в электронном виде (при наличии технической возможности), с указанием даты ее поступления и отправления.
Согласно пункту 118 Правил внутреннего распорядка поступившие в СИЗО ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются подозреваемым и обвиняемым под расписку не позднее чем в трехдневный срок после дня их поступления (за исключением выходных и праздничных дней) и приобщаются к личным делам подозреваемых и обвиняемых. По заявлению подозреваемого или обвиняемого за счет средств, имеющихся на его лицевом счете, администрация СИЗО изготавливает копию ответа и выдает ее на руки подозреваемому или обвиняемому.
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Гарантируя реализацию конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, осуществляющие публично значимые функции государственные и муниципальные учреждения, иные организации и их должностных лиц обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в соответствии с их компетенцией в установленные сроки, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (статьи 1, 2, 5, 9, 10 и 12). При этом исполнение данных обязанностей может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (пункт 4 статьи 5).
Гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ).
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным па то лицом (часть 3 той же статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Следственный комитет Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
В соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О следственном комитете Российской Федерации" к руководителям следственных органов Следственного комитета относятся, в том числе, руководители подразделений аппаратов следственных управлений и их заместители.
Согласно частям 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд.
Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд. (часть 3).
Согласно части 3 статьи 4 Закона о Следственном комитете к руководителям следственных органов Следственного комитета относятся, в том числе, руководители следственных отделов и следственных отделений, их первые заместители и заместители, руководители подразделений
аппаратов главных следственных управлений, следственных управлений, следственных отделов и их заместители.
Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. N 72 утверждена Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (далее Инструкция).
Названная Инструкция устанавливает в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом Российской Федерации единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации (пункт 1).
Пунктом 20 Инструкции предусмотрено, что заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации или Федеральным законом N 59-ФЗ, а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования. В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных уголовно-процессуального кодекса оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки.
Порядок рассмотрения сообщений о преступлениях и решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщений о притуплениях, закреплены в статьях 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, действия административных ответчиков по направлению, рассмотрению сообщений Гусейнова Э.А. от 15 марта 2023 и 11 апреля 2023 года положениям действующего законодательства не противоречат, в полной мере согласуются с положениями Федерального закона N 59-ФЗ и Инструкции об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах.
В пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Исходя из положений статей 218, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворение требований об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица или органа (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Не установив такую совокупность условий по настоящему делу, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Оценив правильность применения норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 июня 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 20 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.