Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N19RS0005-01-2023-000248-85 (2-227/2023) по иску Личаргиной Раисы Сергеевны к администрации Алтайского района о признании решения о назначении и выплате пенсии незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить доплату к государственной (страховой) пенсии в размере 75% денежного содержания по последнему месту работы, по кассационной жалобе представителя Личаргиной Раисы Сергеевны - Конгарова Виталия Владимировича, действующего на основании доверенности, на решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 17 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 августа 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора Маслаковой О.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Личаргина Р.С. обратилась в суд с административным иском к администрации Алтайского района Республики Хакасия о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить доплату к страховой пенсии.
В обоснование требований указано, что с 1 января 2015 г. ей назначена страховая пенсия по старости. В период с 11 ноября 2015 г. по 22 сентября 2022 г. она замещала муниципальную должность председателя Совета депутатов Алтайского района на постоянной основе, в связи с чем 23 сентября 2022 г. обратилась в администрацию Алтайского района с заявлением об установлении доплаты к страховой пенсии в размере 75% от денежного содержания по последнему месту работы.
Решением заседания комиссии Алтайского района от 19 октября 2022 г. истцу отказано в назначении доплаты к страховой пенсии, поскольку доплата предусмотрена только тем выборным должностным лицам местного самоуправления, которые исполняли свои полномочия на постоянной основе и в период исполнения полномочий достигли пенсионного возраста. Истец не согласна с указанным отказом.
Просила суд признать решение администрации Алтайского района, оформленное письмами главы Алтайского района от 21 октября 2022 г. N, председателя комиссии по установлению пенсии за выслугу лет от 11 ноября 2022 г. N Л-93 об отказе в назначении и выплате Личаргиной Р.С. доплаты к страховой пенсии в размере 75% денежного содержания по последнему месту работы, а также бездействие незаконными, возложить на администрацию Алтайского района обязанность назначить и выплатить ей доплату к страховой пенсии в размере 75% денежного содержания по последнему месту работы.
Определением от 14 апреля 2023 г. суд перешел к рассмотрению административного иска Личаргиной Р.С. по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Алтайского районного суда Республики Хакасия от 17 апреля 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 августа 2023 г. решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 17 апреля 2023 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представитель Конгаров В.В. ставит вопрос об отмене решения Алтайского районного суда Республики Хакасия от 17 апреля 2023 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 августа 2023 г, как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
В обосновании кассационной жалобы указано, что в Уставе муниципального образования Алтайский район, действовавшего на период вступления истца в должность председателя Совета Алтайского района, имелась норма о праве на получение доплаты к страховой пенсии в размере 75% от денежного содержания по соответствующей должности при условии пребывания в ней более пяти лет. Изменения в Устав муниципального образования Алтайский район, согласно которым доплата к страховой пенсии положена выборным должностным лицам, достигшим пенсионного возраста в период осуществления полномочий, внесены решением Совета депутатов только 23 декабря 2019 г, и к указанной дате Личаргина Р.С. имела стаж работы более трех лет, что давало ей право на получение доплаты к страховой пенсии в размере 55% от денежного содержания. Полагает, что с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, Личаргина Р.А. вправе претендовать на доплату к страховой пенсии в размере 75% от денежного содержания по последнему месту работы.
Относительно доводов кассационной жалобы администрацией Алтайского района Республики Хакасия и прокурором Республики Хакасия представлены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Заслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Личаргина Р.А. с 1 января 2015 г. является получателем страховой пенсии по старости.
В период с 11 ноября 2015 г. по 22 сентября 2022 г. истец являлась председателем Совета депутатов Алтайского района.
Прекращение полномочий Личаргиной Р.А. как председателя Совета депутатов Алтайского района произошло в связи с избранием нового председателя и послужило основанием для ее обращения к Главе Алтайского района с заявлением об установлении доплаты к пенсии за выслугу лет, в удовлетворении которого ей отказано 21 октября 2022 г. в связи с тем, что она не относится к числу лиц, имеющих право на доплату к государственной или страховой пенсии.
Не согласившись с данным отказом, Личаргина Р.С. вновь обратилась к с заявлением о назначении ей доплаты к страховой пенсии, которое было рассмотрено председателем комиссии по установлению пенсии за выслугу лет.
По результатам рассмотрения обращения Личаргиной Р.С, ей 11 ноября 2022 г. дан ответ об отсутствии у нее права на установление доплаты к страховой пенсии и оснований для внесения изменений в Устав муниципального образования Алтайского района в части отмены ограничений, предусмотренных абзц. 2 ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), ч. 3 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 г. N 40-ЗРХ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия" (далее также - Закон Республики Хакасия от 12 мая 2011 г. N 40-ЗРХ), поскольку муниципальные правовые акты не могут противоречить нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Личаргина Р.С. просила признать незаконными отказы администрации Алтайского района в назначении ей доплаты к страховой пенсии в размере 75% денежного содержания по последнему месту работы.
Суд первой инстанции, отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, руководствовался положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 г. N 40-ЗРХ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия", Устава муниципального образования Алтайского района, исходил из того, что указанные истцом гарантии предусмотрены только тем выборным должностным лицам местного самоуправления, которые исполняли свои полномочия на постоянной основе, и в период исполнения полномочий достигли либо пенсионного возраста, либо потеряли трудоспособность, а поскольку пенсионного возраста истец достигла до избрания ее председателем Совета депутатов Алтайского района, у нее отсутствует право на дополнительное материальное обеспечение в виде доплаты к государственной или страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился, с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметив, что, реализуя полномочия по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к пенсии, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное нормативное правовое регулирование, которое, вместе с тем, в случае принятия на федеральном уровне нормы, регулирующей соответствующие правоотношения, подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права применены правильно.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. I), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2).
Согласно абзц. 1 ч. 5.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вступившим в силу с 30 декабря 2015 г. ч. 5.1 названного выше федерального закона дополнена абзацем вторым, согласно которому в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5-8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями I и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Положений, которыми были бы установлены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, касающиеся порядка и условий их пенсионного обеспечения (ежемесячной доплаты к пенсии), Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ, а равно и иные федеральные законы не содержат.
Как верно учтено судом апелляционной инстанции, что, реализуя полномочия по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к пенсии, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное нормативное правовое регулирование, которое, вместе с тем, в случае принятия на федеральном уровне нормы, регулирующей соответствующие правоотношения, подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.
Пунктом 3 ст. 3 Закона Республики Хакасия от 12 мая 2011 г. N 40-ЗРХ предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать в Уставе муниципального образования иные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости, а также дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления с учетом требований, установленных ч. 5.1 ст.40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ.
Частью 1 ст. 32.4 Устава муниципального образования Алтайского района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 30 января 2003 г. N 22, в редакции от 14 апреля 2022г, (далее - Устав) установлено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе не менее трех лет и получавшим денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями и достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий, устанавливается ежемесячная денежная выплата к пенсии по государственному пенсионному обеспечению или страховой пенсии по старости, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены по основаниям, предусмотренным абзц. 7 ч. 16 ст. 35, п.п. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, п.п. 5-8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, ч.ч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ. Ежемесячная денежная выплата к государственной или страховой пенсии не устанавливается и (или) не выплачивается со дня вступления в силу обвинительного приговора суда за совершение преступления в период осуществления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий.
Порядок установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной денежной выплаты после выхода депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе, на страховую пенсию устанавливается нормативным правовым актом Совета депутатов (ч. 4 ст. 32.4 Устава).
Установление, выплата и перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты к государственной или страховой пенсии депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, производятся в соответствии с правовым актом администрации района (абзц. 2 ч. 4 ст. 32.4 Устава).
Решением Совета депутатов Алтайского района от 17 апреля 2019 г. N 22 утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет (доплаты к государственной или страховой пенсии) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы Республики Хакасия в муниципальном образовании Алтайский район (далее - Положение об установлении, выплате и перерасчете пенсии за выслугу лет).
В соответствии с п. 2 Положения, депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе не менее трех лет и получавшим денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, и достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность в период осуществления ими полномочий, устанавливается пенсия за выслугу лет (доплата к государственной или страховой пенсии), за исключением лиц, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнений обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Республики Хакасия от 6 июля 2007 г. N 39-3PX "О муниципальной службе в Республике Хакасия". Пенсия за выслугу лет не устанавливается и (или) не выплачивается со дня вступления в силу обвинительного приговора суда за совершение преступления в период осуществления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий.
Рассматриваемая ежемесячная доплата к страховой пенсии является социальной гарантией в связи с потерей трудоспособности, связанной с достижением пенсионного возраста или иной потерей трудоспособности.
Установив, что в период исполнения полномочий председателя Совета депутатов Алтайского района Личаргина Р.С. пенсионного возраста не достигала, он у нее наступил раньше - до начала исполнения указанных полномочий, то есть потеря трудоспособности (достижение пенсионного возраста и назначение пенсии) состоялась ранее, суды пришли к правильному выводу о том, что указанное обстоятельство исключает возможность установления ей доплаты к страховой пенсии и является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Судами правильно учтено, что федеральный законодатель, действуя в пределах своей компетенции, в ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определилобщие принципы установления в уставах муниципальных образований дополнительных социальных гарантий для лиц, замещавших муниципальные должности, в том числе предусмотрел возможность установления таких гарантий, связанных с расходованием средств местных бюджетов, только в отношении лиц, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе, и в этот период достигших пенсионного возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Доводы кассационной жалобы о том, что внесенные решением Совета депутатов Алтайского района 23 сентября 2022 г. изменения в Устав ухудшают правовое положение истца, в связи с чем не имеют обратной силы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который отклоняя указанные доводы исходил из того, что на момент прекращения Личаргиной Р.С. полномочий председателя Совета депутатов 22 сентября 2022 г, ч. 1 ст. 32.4 Устава предусматривала данную гарантию в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутатов на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в исковом заявлении, в суде первой инстанции, апелляционной инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в определении апелляционной инстанции, основаны на ином толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
Кассационный суд общей юрисдикции согласно ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Алтайского районного суда Республики Хакасия от 17 апреля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 3 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Личаргиной Раисы Сергеевны - Конгарова Виталия Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.