Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Ворсиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-159/2023 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Барнаульской городской Думе об оспаривании в части нормативного правового акта с апелляционной жалобой заинтересованного лица Главы города Барнаула на решение Алтайского краевого суда от 23 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 (далее - Решение N 344) утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее также - Генеральный план города Барнаула).
Решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 07 сентября 2019 года N 134 (5026), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 11 декабря 2019 года с присвоением номера государственной регистрации RU22085218201900579.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Агентство, Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом заявления от 19 июня 2023 года) о признании не действующим указанного нормативного правового акта в части включения в границы городского округа - города Барнаула в квартале 60 выдела 26 (часть) площадью 1363 кв.м Барнаульского участкового лесничества Барнаульского лесничества Алтайского края.
Требования мотивированы тем, что Решением N 344 находящийся в федеральной собственности лесной участок включен в границы города Барнаула с нарушением процедуры согласования проекта генерального плана, предусмотренной статьями 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года N 460 "Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава к порядка согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований" с уполномоченным органом, которым является Федеральное агентство лесного хозяйства в силу пунктов 1, 5.4.2, 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года N 283.
Решением Алтайского краевого суда от 23 июня 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Глава города Барнаула просит постановленный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывает на ошибочность вывода суда о том, что факт постановки спорного земельного участка на кадастровый учет в 2022 году правового значения не имеет. Суд установив, что общая процедура утверждения Генерального плана соблюдена, пришел к выводу о нарушении процедуры в части согласования с уполномоченным органом. Вместе с тем, для удовлетворения заявленных требований помимо этого необходимо достоверно установить наличие спорного пересечения земельных участков.
Судом не учтено, что на момент утверждения Генерального плана такого пересечения не было, так как лесной участок поставлен в 2022 году на кадастровый учет значительно позднее принятия Генерального плана.
Также апеллянт, ссылаясь на решение Алтайского краевого суда от 31 августа 2020 года по делу N 3а-17/2020, полагает, что административный истец злоупотребляет своими правами.
Федеральным агентством лесного хозяйства, прокурором, участвовавшим в деле, Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакциях, действовавших на дату принятия Решения N 344, утверждение генерального плана поселения, который является документом территориального планирования муниципального образования, относилось к вопросам местного значения городского округа. Генеральный план городского округа утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Решение N 344 принято уполномоченным органом в надлежащей форме, официально опубликовано в установленном порядке и по этим основаниям не оспаривается.
Кроме того, суд первой инстанции указал о том, что ранее в части соблюдения процедуры принятия нормативного правового акта, не касающейся порядка согласования проекта с Федеральным агентством лесного хозяйства, Генеральный план города Барнаула проверялся судом, вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 24 декабря 2019 года по административному делу N 3а-745/2019 по административному исковому заявлению К. о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" нарушений не установлено.
Утвержденным названным решением Генеральным планом установлены границы городского округа - города Барнаула Алтайского края.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Подпунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 Кодекса.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460 (далее - Порядок).
Как указано в пункте 1.4 Порядка, орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП (далее - уведомление) в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. Уведомление может быть оформлено согласно рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Порядку).
Орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, направляет уведомление в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Кодекса для проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа (пункт 2.1 Порядка).
Согласно пункту 2.9 Порядка Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 Порядка.
На основании подпункта "в" пункта 2.7 Порядка отраслевые федеральные органы, госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5.4.2 и 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Рослесхоз являлся федеральным органом, уполномоченным на подготовку заключений по проектам генеральных планов в области лесных отношений.
Таким образом, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 238-О-О).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, границы города Барнаула включают частично земли лесного фонда (общая площадь 1363 кв.м.), что установлено в ходе мероприятий, поведенных Западно-Сибирским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" но поручению Федерального агентства лесного хозяйства.
При этом вопреки утверждению апеллянта, представленные административным истцом доказательства наложения границ не опровергнуты стороной административного ответчика.
Таким образом, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, в нарушение требований статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект нормативного правового акта в части включения в границы города Барнаула Алтайского края земель лесного фонда не согласовывался с Рослесхозом.
К тому же, данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Алтайского краевого суда от 31 августа 2020 года по административному делу N 3а-17/2020 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Барнаульской городской Думе, главе города Барнаула о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края".
На основании изложенного, установив отсутствие согласования проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом до принятия нормативного правового акта, Алтайский краевой суд пришел к правильному выводу об обоснованности административных исковых требований и признании Генерального плана города Барнаула не действующим в части включения в границы города Барнаула земель лесного фонда в указанных ФГБУ "Рослесинфорг" координатах и размере.
Доводы апеллянта о постановке спорного земельного участка на кадастровый учет после утверждения Генерального плана судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данное обстоятельство допущенных нарушений при принятии нормативного правового акта не устраняет.
Вопреки утверждению апеллянта процессуальных нарушений по делу не допущено, уточнение исковых требований по предыдущему административному делу, на что обращено внимание в апелляционной жалобе, не препятствовало административному истцу обратиться в суд с настоящим административным иском в отношении спорного участка лесного фонда.
На основании изложенного вынесенное по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы об обратном необоснованными.
Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 23 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы города Барнаула - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Алтайский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 ноября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.