Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г.Мурманска от 15 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 7 июня 2023 г. по гражданскому делу N2-737/2023 по иску ФИО2 Ровшан кызы к Западному межрегиональному следственному управлению на транспорте Следственного комитета Российской Федерации о возмещении убытков в связи с невыдачей справки о среднем заработке, взыскании компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, выслушав объяснения представителя ответчика по доверенности от 13.06.2023 сроком до 31.12.2023 ФИО5, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мазиной О.Н, полагавшей необоснованными доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Западному межрегиональному следственному управлению на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (далее по тексту - Западное МСУТ СК России, Управление), в котором просила взыскать ущерб в виде неполученного пособия по безработице в размере 48 583, 66 руб. 66 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. в связи с причинением действиями ответчика вреда здоровью.
Решением Октябрьского районного суда г.Мурманска от 15 февраля 2023 г. исковые требования ФИО2 удовлетворены частично.
С Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в пользу ФИО2 взысканы убытки в размере 48 583, 66 руб, компенсация морального вреда в размере 2 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО2 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 7 июня 2023 г. решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 15 февраля 2023 г. изменено в части взысканной суммы.
Взыскано с Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в пользу ФИО2 убытки в размере 43 384, 33 руб.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Западное межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации просит об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции истец и представитель третьего лица, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились, сведений о причинах неявки не сообщили.
С учетом части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражениях на неё, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 8 июля 2021 г. по 3 ноября 2021 г. ФИО2 состояла в должности старшего следователя Мурманского следственного отдела на транспорте Западного МСУТ СК России, освобождена от должности и уволена ДД.ММ.ГГГГ по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Центр занятости населения "адрес" в целях поиска подходящей работы путем подачи заявления в электронной форме на ИАС ОБВ "Работа в России".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана безработной с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту также Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N) и Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Сведения в ИАС ОБВ "Работа в России" о заработной плате (доходе) истца с последнего места работы (службы) - Западного МСУТ СК России отсутствовали, что не оспаривалось представителем ответчика.
ФИО2 установлена выплата пособия по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере минимальной величины пособия по безработице в соответствии Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку сведения в ИАС ОБВ "Работа в России" о заработной плате (доходе) истца с последнего места работы (службы) отсутствовали.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась с письменным заявлением в Западное МСУТ СК России с целью получения справки о среднем заработке, что подтверждено направленным в адрес и.о. руководителя финансово-экономического отдела ФИО6 обращением и объяснениями представителя ответчика в суде первой и апелляционной инстанции.
ДД.ММ.ГГГГ истцом на адрес электронной почты финансово- экономического отдела управления также направлен шаблон рекомендуемой Центром занятости населения формы справки.
Вместе с тем, только ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщили о том, что справка подготовлена, и получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ
Из указанной справки следует, что она подготовлена ДД.ММ.ГГГГ и подписана заместителем руководителя следственного управления ФИО7 и главным (старшим) бухгалтером ФИО6 При этом в ней содержатся сведения о периоде работы истца в этой организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в то время как согласно трудовой книжке истец занимала должность старшего следователя Мурманского следственного отдела на транспорте Западного МСУТ СК России с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также имеется указание на то, что расчет среднего заработка, составивший за последние три месяца 125516 руб. 87 копеек, произведен в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ справка от ДД.ММ.ГГГГ представлена истцом в Центр занятости населения, на основании которой перерасчет пособия по безработице не произведен, поскольку в нарушение требований части 2 статьи 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N в ней отсутствовали сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, действующим на дату обращения истца с соответствующим заявлением), что подтверждается объяснениями представителя Центра занятости населения в суде первой и апелляционной инстанции.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 повторно обратилась к ответчику за получением справки о среднем заработке, сведения о направлении которой в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ посредством простого почтового уведомления (в отсутствие доказательств получения таковой истцом и сообщения истцу о ее готовности) были представлены суду первой инстанции.
При этом истцом факт получения указанной справки не подтвержден. Вместе с тем в указанной справке содержатся сведения о среднем заработке истца за последние три месяца работы (службы) по последнему месту работы, исчисленном в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
Приказом Центра занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снята с регистрационного учета в качестве безработной ДД.ММ.ГГГГ в связи с ее регистрацией ДД.ММ.ГГГГ в качестве налогоплательщика на профессиональный доход (самозанятой).
Оценив представленные сторонами письменные доказательства по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 30 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между неправомерными действиями ответчика, обусловленными невыдачей истцу необходимой справки с указанием необходимых данных, соответствующих действительности, и со ссылкой на действующий нормативно-правовой акт, то есть о произведенном расчете среднего заработка в установленном Правительством Российской Федерации порядке, и причиненным истцу ответчиком ущерба в связи с неполучением пособия по безработице в максимальном размере, взыскал с Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в пользу ФИО2 убытки в размере 48 583, 66 руб, а также в силу положений статьи 237 Трудового кодекса компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб. При этом, суд отказал истцу в удовлетворении заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. в связи с причинением действиями ответчика вреда здоровью, поскольку истцом в разрез с положениями статей 56, 67 ГПК РФ доказательств причинения истцу вреда здоровья в результате незаконных действий ответчика не представлено.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции о наличии нарушения прав истца, изменив решение в части размера подлежащей взысканию суммы, взыскав с Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации в пользу ФИО2 убытки в размере 43 384, 33 руб. по следующим основаниям.
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1, которой определено, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.
В соответствии со статьями 3 и 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2021 г. N 1909 утверждены в том числе Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правила регистрации безработных граждан; требования к подбору подходящей работы (далее по тексту также Правила N 1909). Установлено, что реализация положений Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан и требований к подбору подходящей работы, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения, а также федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", региональных порталов государственных и муниципальных услуг, интегрированных с указанной единой цифровой платформой.
Пунктом 3 вышеприведенных Правил регистрации безработных граждан определено, что регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы по месту жительства в соответствии с вышеприведенными Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы (далее соответственно - Правила регистрации граждан, зарегистрированные граждане), в отношении которых центрами занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Пунктом 6 вышеприведенных Правил регистрации безработных граждан предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется центрами занятости населения на основании: заявления в электронной форме, направленного в соответствии с Правилами регистрации граждан, содержащего сведения о том, что зарегистрированный гражданин претендует на признание его безработным; документов и (или) сведений о действительности паспорта зарегистрированного гражданина, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании и (или) о квалификации, о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. N 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", о трудовой деятельности зарегистрированного гражданина, о трудовом стаже, а для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), - о действительности паспорта, сведений о регистрации по месту жительства, об образовании (или) о квалификации.
Указанные документы и (или) сведения запрашиваются центром занятости населения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой цифровой платформы в соответствии с пунктом 19 Правил регистрации граждан или представляются зарегистрированным гражданином в соответствии с пунктами 20 и 21 Правил регистрации граждан.
В силу пункта 19 Правил регистрации граждан не позднее следующего рабочего дня со дня постановки гражданина, обратившегося в центр занятости населения, на регистрационный учет центр занятости населения запрашивает сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, по перечню согласно приложению, в том числе путем направления межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. I
При этом в силу пункта 20 Правил регистрации граждан зарегистрированный гражданин лично представляет документы, предусмотренные частью 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В случаях, предусмотренных пунктом 3 Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. N 1552 "Об утверждении Правил исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы)", зарегистрированный гражданин представляет справку о среднем заработке по последнему месту работы (службы).
Исходя из содержания статьи 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в редакции Федерального закона от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ) пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку по последнему месту работы (службы), исчисленному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель (пункт 1).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном 11равительством Российской Федерации, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (пункт 2 статьи 30 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 в редакции Федерального закона от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ).
Условия и сроки выплаты пособия по безработице установлены в статье 31 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1, в силу которой пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (пункт 1). Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (пункт 3). Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Для граждан, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, перво выплаты пособия по безработице не может превышать трех месяце - суммарном исчислении в течение 12 месяцев (пункт 4).
В статье 33 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в редакции Федерального закона от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ) определено, что пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям ? (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов пх среднего заработка по последнему месту работы (службы), исчисленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
В силу статьи 34 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 (в редакции Федерального закона от 28 июня 2021 г. N 219-ФЗ) пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, в отношении которых отсутствуют сведения о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
В соответствии со статьями 30, 31, 33 и 34 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2021 г. N 1552, действующим на момент возникновения спорных правоотношений, утверждены Правила исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы), которыми определен порядок исчисления среднего заработка по последнему месту работы (службы) (далее по тексту Правила N 1552).
Пунктом 3 Правил N 1552 установлено, что средний заработок исчисляется для определения его размера в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", работодателем в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 13 настоящих Правил, в случае, если: а) гражданин находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком в течение всего периода, приходящегося на 3-месячный срок, предшествующий календарному кварталу перед месяцем подачи заявления; б) доход гражданина за период 3 месяцев, предшествовавших календарному кварталу перед месяцем подачи заявления, не подлежал обложению страховыми взносами в части обязательного пенсионного страхования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 422 (в части, относящейся к прокурорам, следователям, судьям федеральных судов и мировым судьям) Налогового кодекса Российской Федерации; в) периоды, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил, относятся к периоду занятости гражданина не по последнему месту работы; г) у гражданина отсутствовал доход по последнему месту работы (службы) в периоды, указанные в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил.
В случаях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, гражданин представляет в органы службы занятости справку работодателя о среднем заработке, подписанную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации или индивидуальным предпринимателем (пункт 4 Правил N 1552).
Из Письма Минтруда России от 10 января 2019 г. N 16-5/В-5 следует, что если справка рекомендованной формы составлена работодателем в произвольной форме и содержит сведения, необходимые для подбора подходящей работы, а в случае признания гражданина безработным - для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, основания для отказа в ее принятии отсутствуют.
При этом в силу пункта 14 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам (утверждены в соответствии с пунктом 7 статьи 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-Приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. N 116н, зарегистрирован в Минюсте России 29 июля 2019 г. N 55424, далее по тексту Правила N 116н), при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений.
Таким образом, для изменения Центром занятости населения истцу размера пособия по безработице на максимальный и/или срока выплаты, последней лично должна была быть представлена подписанная руководителем и главным бухгалтером работодателя справка о среднем заработке истца, исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в Правилах N 1552.
Вместе с тем, из представленной в материалы дела вышеприведенной справки о среднем заработке от 13 января 2022 г, предоставленной истцу 28 января 2022 г, не следует, что указанный в ней заработок исчислен в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в Правилах N 1552.
Напротив, в выданной истцу справке содержится указание на чго расчет среднего заработка произведен в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N (утратил силу в соответствии с Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ Nн, зарегистрированным в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N), несмотря на то, что в Законе РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (статьи 30, 31, 33 и 34) закреплено требование об исчислении среднего заработка в порядке, установленном 11равительством РФ.
Ответчиком же не представлено доказательств того, что отраженный в справке от ДД.ММ.ГГГГ средний заработок истца определен в соответствии с утвержденными Правительством РФ Правилами N, поскольку в справке, выданной истцу по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ перед обращением в суд, указан иной средний заработок, который за последние три месяца составил 120 984, 48 руб.
Таким образом, по материалам дела установлено и не опровергнуто ответчиком доказательствами, что в соответствии с полученной истцом справкой о среднем заработке от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в Центр занятости населения ДД.ММ.ГГГГ, в силу пункта 14 Правил Nн не подлежали изменению установленные истцу минимальный размер пособия по безработице и сроки его выплаты, поскольку в справке содержалось указание на исчисление среднего заработка в соответствии с постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N, утратившим силу, в то время как вышеприведенными требованиями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрено исчисление такового в порядке, установленном Правительством РФ, ссылки на который в указанной справке не имелось.
При этом из представленных стороной ответчика сведений суду, не оспариваемых участвующими в деле лицами, следует, что полученный истцом заработок при предоставлении соответствующей справки о таковом в Центр занятости населения позволял начислить истцу пособие по безработице в максимальном размере
Учитывая изложенное, выводы нижестоящих судов о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца с ответчика убытков в виде неполученного по вине последнего пособия по безработице являются правильными.
Следует также учесть, что в силу вышеприведенных норм Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 219-ФЗ) и Правил N зарегистрированный гражданин представляет справку о среднем заработке по последнему месту работы (службы), исчисленном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в то время как из вышеприведенной справки от ДД.ММ.ГГГГ не следует, что средний заработок истца определен в установленном законом порядке.
При определении размера убытков, подлежащих возмещению ответчиком, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Из материалов дела следует, что ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о выдаче справки о средней заработной плате с целью получения пособия по безработице ДД.ММ.ГГГГ, которая в силу положений статьи 62 Трудового кодекса подлежала выдаче не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Принимая во внимание заявительный характер выдачи указанной справки, для изготовления которой установлен срок в течение 3 рабочих дней, получение истцом пособия по безработице в минимальном размере (ввиду непредоставления справки о среднем заработке) за период с 7 по ДД.ММ.ГГГГ не может быть поставлено в вину ответчику. Соответственно, причинно-следственная связь между неполучением истцом пособия по безработице в максимальном размере и какими-либо неправомерными действиями (бездействием) ответчика в период с 7 по ДД.ММ.ГГГГ не нашла своего подтверждения по материалам дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Так, является несостоятельным и необоснованным довод кассатора о том, что истец имеет возможность обратиться в Центр занятости населения с иной справкой с целью перерасчета пособия по безработице и получить недополученные денежные средства. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 не содержит положений о праве безработного обратиться за перерасчетом пособия по безработице.
Кроме того, не влечет за собой отмену обжалуемых судебных актов ссылка кассатора на то, что истец вправе оспаривать действия Центра занятости населения при реализации права на защиту от безработицы, однако таким правом она не воспользовалась. В данном случае установлено, что истец была поставлена на учет в качестве безработной, предметом спора является установление обстоятельств по недополучению денежных средств в результате невыдачи справки о среднем заработке в установленном законом порядке.
В силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 379.7 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Мурманска от 15 февраля 2023 г. в неизмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 7 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Западного межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.