Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Непопалова Г.Г, Судей Бросовой Н.В, Юдкина А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с помощью видеоконференцсвязи кассационную жалобу Заяц Натальи Николаевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 июня 2023 года по гражданскому делу N 2-1411/2022 по иску Заяц Натальи Николаевны к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о возложении обязанности включить период работы в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет на муниципальной службе, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, пояснения истца Заяц Н.Н. и ее представителя адвоката по ордеру Зубакова С.Г, возражения представителя Администрации ГО г. Кумертау Республики Башкортостан по доверенности Валеевой Э.С, возражения представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности Зариповой Г.К, возражения представителей Администрации Главы Республики Башкортостан по доверенностям Гибадуллина Р.Р, Азнагулова Ю.Р. и Назаркина А.И, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заяц Н.Н. с учетом последующего дополнения обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о возложении обязанности включить период работы в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет на муниципальной службе, мотивируя свое требование тем, что в период с 14 апреля 1994 года по 21 марта 2005 года она работала в Комитете по управлению имуществом города Кумертау в должности специалиста 1 категории, в Комитете по управлению муниципальной собственностью г..Кумертау в должностях главного специалиста, начальника отдела приватизации и экономического анализа до 21 марта 2005 года, с 22 марта 2005 года по 08 августа 2014 года - в Администрации городского округа г..Кумертау Республики Башкортостан в должности главного специалиста. Комитет по управлению муниципальной собственностью г..Кумертау был создан распоряжением главы местной администрации в соответствии с Законом Башкирской ССР от 29 октября 1991 года "О порядке применения на территории Башкирской ССР Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" и Указом Президента Республики Башкортостан от 25 января 1994 года N УП-31 "Об образовании Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению собственностью. В силу постановления Администрации г..Кумертау от 20 октября 2003 года N 1835 Комитет по управлению муниципальной собственности города Кумертау был преобразован в Комитет по управлению собственностью города Кумертау Республики Башкортостан. Должность, замещаемая ею в комитете, идентична по наименованию должностям государственной (муниципальной) службы и соответствуют реестру должностей муниципальной службы субъектов Российской Федераций.
Штатное расписание Комитета составлялось соотносительно со штатным расписанием администрации и согласовывалось с администрацией г..Кумертау и Госкомсобственностью РБ. В соответствии с п. 25 Указа Президента Республики Башкортостан от 05 января 1997 года N УП-2 "Об утверждении перечня органов государственной власти Республики Башкортостан, в которых государственная служба осуществляется без сертификации" Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью относится к государственной власти Республики Башкортостан. В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 03 июля 1991 года N 1531-1 Комитеты по управлению имуществом республик находятся в составе Российской Федерации. Приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев и т.д, организуют комитеты по управлению имуществом, входящие в состав соответствующих органов государственного управления, местной администрации. Согласно п. 1.3 Положений о Комитете: утвержденного Решением Президиума Кумертауского городского Совета народных депутатов Республики Башкортостан от 27 сентября 1994 года N 112-3, Комитет подотчетен Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью, главе местной администрации и Совету народных депутатов; утвержденного постановлением главы администрации г..Кумертау от 20 октября 2003 года N 1835, Комитет осуществляет свою деятельность под руководством администрации города Кумертау и Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан. Согласно вышеуказанных Положений, Комитет является органом государственного управления и распоряжения государственным имуществом, органом исполнительной власти, уполномочен осуществлять процесс приватизации государственной (муниципальной) собственности в соответствии с действующим законодательством и не вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не связанной с выполнением вышеизложенных функций.
Согласно п. 5.2 "Положения о порядке учета, управления и распоряжения объектами нежилого фонда, находящиеся в муниципальной собственности г..Кумертау" от 27 сентября 1994 года N 112-з источниками финансирования деятельности Комитета являются средства, поступающие из бюджета. Таким образом, Комитет до 2006 года финансировался из средств местного бюджета. Госкомимущество России считает (письмо ГКИ РФ от 16 января 1997 года N АР-19/227), что работники Комитетов осуществляют обязанности по исполнению и обеспечению полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и должны быть включены в реестр государственных служащих субъектов Российской Федерации. Она обратилась в Администрацию городского округа г..Кумертау Республики Башкортостан с заявлением об установлении стажа, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет. Комиссия Администрации обратилась о выдаче заключения о продолжительности стажа муниципальной службы в Республике Башкортостан в Республиканскую комиссию по вопросам муниципальной (государственной) службы. По итогам рассмотрения обращения комиссия установиластаж муниципальной службы, дающий право на назначении пенсии за выслугу лет, с 22 марта 2005 года по 08 августа 2014 года, а именно - 9 лет 4 месяца 17дней. Таким образом, ответчиком незаконно не включен в стаж период ее работы в Комитете по управлению муниципальной собственностью с 14 апреля 1994 года по 21 марта 2005 года, а именно - 10 лет 11 месяцев 7 дней.
До введения в действие Единого республиканского реестра государственных должностей Республики Башкортостан (в Российской Федерации, РСФСР, работа на должностях, аналогичных перечисленным в Едином республиканском реестре государственных должностей Республики Башкортостан) она имеет право на назначение пенсии по выслуге лет согласно п.п. "е" п. 2.1.2 Указа Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года N УП-117 "Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа государственной службы Республики Башкортостан". В оспариваемый период согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона N 1531-1 от 29 октября 1991 года комитеты по управлению имуществом создаются во всех указанных национально-государственных, национально- и административно-территориальных образованиях и являются органами государственного управления (местной администрации) с правами юридического лица. Правомочия комитетов по управлению имуществом не могут быть переданы никаким другим органам государственного управления, местной администрации или иным юридическим лицам. Комитет по управлению имуществом является органом государственного управления и оплата заработной платы производится исключительно бюджетными средствами. Следовательно, период ее работы с 14 апреля 1994 года по 21 марта 2005 года подлежит включению в стаж муниципальной службы. Заяц Н.Н. просит обязать Администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан включить в стаж муниципальной службы, дающей право на назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе, период ее работы с 14 апреля 1994 года по 21 марта 2005 года.
Определением суда от 13 июля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения, Республиканская комиссия по вопросам муниципальной (государственной) службы при Администрации Главы Республики Башкортостан.
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2022 года исковые требования Заяц Натальи Николаевны к Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан о возложении обязанности включить период работы в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет на муниципальной службе, удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 июня 2023 года решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2022 года отменено и принято новое решение.
В кассационной жалобе, поданной заявителем Заяц Н.Н, ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Истец Заяц Н.Н. и ее представитель адвокат по ордеру Зубаков С.Г. в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Представители Администрации ГО г. Кумертау Республики Башкортостан по доверенности Валеева Э.С, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности Зарипова Г.К, Администрации Главы Республики Башкортостан по доверенностям Гибадуллин Р.Р, Азнагулов Ю.Р. и Назаркин А.И. в судебном заседании возражали против доводов кассационной жалобы, просили оставить апелляционное определение без изменения.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения истца Заяц Н.Н. и ее представителя адвоката по ордеру Зубакова С.Г, возражения представителя Администрации ГО г. Кумертау Республики Башкортостан по доверенности Валеевой Э.С, возражения представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по доверенности Зариповой Г.К, возражения представителей Администрации Главы Республики Башкортостан по доверенностям Гибадуллина Р.Р, Азнагулова Ю.Р. и Назаркина А.И, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, с 14 апреля 1994 года по 01 января 1995 года Заяц Н.Н. работала в должности специалиста 1 категории Комитета по управлению имуществом г. Кумертау (переименованного 23 ноября 1994 года в Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Кумертау), 01 января 1995 года переведена на должность главного специалиста, 01 июля 1998 года переведена на должность начальника отдела приватизации и экономического анализа, 31 декабря 2003 года Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Кумертау переименован в Комитет по управлению собственностью г. Кумертау РБ, 21 марта 2005 года уволена в порядке перевода в Администрацию г. Кумертау по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Аналогичные сведения указаны и в архивной справке МБУ "Архив городского округа город Кумертау Республики Башкортостан" N/юл-1 от 02 декабря 2021 года, личной карточке формы Т-2.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Кумертау N 18к от 15 мая 1995 года Заяц Н.Н. - главному специалисту Комитета - с 01 апреля 1995 года установлена надбавка в размере 10% к должностному окладу за выслугу лет на основании постановления Президиума Верховного Совета и Кабинета Министров Республики Башкортостан от 23 февраля 1994 года N 59 "О порядке и условиях выплаты ежемесячных надбавок к должностным окладам за выслугу лет для работников органов представительной и исполнительной власти Республики Башкортостан" и письма Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан, протокола заседания комиссии по установлению трудового стажа работникам Комитета.
Из протокола заседания комиссии по установлению трудового стажа, дающего право на получение надбавки к должностному окладу за выслугу лет, от 15 мая 1995 года следует, что комиссией утвержден трудовой стаж Заяц Н.Н, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, составляющий 1 год 16 дней (дата приема в органы исполнительной власти 14 апреля 1994 года).
11 ноября 2021 года Заяц Н.Н. обратилась в Администрацию городского округа город Кумертау Республики Башкортостан с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе.
Решением Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, изложенном в протоколе рассмотрения заявления о назначении пенсии за выслугу лет (по инвалидности) на муниципальной службе в Республике Башкортостан от 12 ноября 2021 года, Заяц Н.Н. назначена пенсия за выслугу лет на муниципальной службе в Республике Башкортостан с 12 ноября 2021 года в размере 14 027, 92 руб.
Администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан установлено наличие у Заяц Н.Н. стажа муниципальной службы 20 лет 3 месяца 25 дней. Период работы с 14 апреля 1994 года по 21 марта 2005 года - специалист 1 категории, главный специалист, начальник отдела Комитета по управлению имуществом г. Кумертау, Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Кумертау, Комитета по управлению собственностью г. Кумертау включен в стаж муниципальной службы Заяц Н.Н.
Аналогичные сведения по стажу муниципальной службы Заяц Н.Н. указаны и в расчете продолжительности стажа муниципальной службы в Республики Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет от 12 ноября 2021 года.
Согласно заключению комиссии по вопросам муниципальной службы в Республике Башкортостан от 28 декабря 2021 года (выписка из протокола N 7 от 28 декабря 2021 года), у Заяц Н.Н. отсутствует требуемый стаж муниципальной службы Республики Башкортостан не менее 10 лет, право на пенсию за выслугу лет на муниципальной службе Республики Башкортостан не имеется.
Комиссией по вопросам муниципальной службы в Республике Башкортостан в бесспорном порядке установлено наличие у Заяц Н.Н. стажа муниципальной службы 9 лет 4 месяца 17 дней.
При этом в стаж муниципальной службы Заяц Н.Н. не засчитан период работы с 14 апреля 1994 года по 21 марта 2005 года - специалист 1 категории, главный специалист, начальник отдела Комитета по управлению имуществом г. Кумертау, Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Кумертау, Комитета по управлению собственностью г. Кумертау.
Решением Администрации городского округа город Кумертау Республики Башкортостан, изложенном в протоколе рассмотрения заявления о назначении пенсии за выслугу лет (по инвалидности) на муниципальной службе в Республике Башкортостан от 13 января 2022 года, Заяц Н.Н. отказано в назначении пенсии за выслугу лет на муниципальной службе в Республике Башкортостан в связи с отсутствием требуемого стажа муниципальной службы Республики Башкортостан не менее 10 лет.
Администрацией городского округа город Кумертау Республики Башкортостан в бесспорном порядке установлено наличие у Заяц Н.Н. стажа муниципальной службы 9 лет 4 месяца 17 дней. Период работы с 14 апреля 1994 года по 21 марта 2005 года - специалист 1 категории, главный специалист, начальник отдела Комитета по управлению имуществом г. Кумертау, Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Кумертау, Комитета по управлению собственностью г. Кумертау в стаж муниципальной службы Заяц Н.Н. не включен.
Согласно информационному письму МБУ "Архив городского округа город Кумертау Республики Башкортостан" N 193/юл-1 от 16 декабря 2021 года, в муниципальном бюджетном учреждении "Архив городского округа город Кумертау Республики Башкортостан" в фонде N 12 "Кумертауский городской Совет и Администрация г. Кумертау" в штатном расписании Администрации г. Кумертау за 1995-2004 годы Комитета по управлению собственностью не обнаружено.
Из штатного расписания Администрации города Кумертау Республики Башкортостан на 01 января 2005 года следует, что Комитет по управлению собственностью и должности: председатель комитета, заместитель председателя КУС, главный специалист, ведущий специалист, ведущий специалист, специалист 1 категории включены в штатное расписание Администрации города Кумертау Республики Башкортостан.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Заяц Н.Н, суд первой инстанции исходил из того, что трудовая деятельность истца Заяц Н.Н. в период с 14 апреля 1994 года по 21 марта 2005 года в должностях специалиста 1 категории, главного специалиста, начальника отдела Комитета по управлению имуществом г..Кумертау, Комитета по управлению муниципальной собственностью г..Кумертау, Комитета по управлению собственностью г..Кумертау представляла собой профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан, в органе государственного управления, созданном в соответствии с Законом РФ N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", в результате преобразования Комитета по управлению имуществом г..Кумертау Республики Башкортостан и введения с 01 января 2005 года Комитета по управлению собственностью г..Кумертау и должностей, в том числе, главного специалиста и специалиста 1 категории, в штат Администрации города Кумертау Республики Башкортостан функциональные обязанности Заяц Н.Н, характер работы и должностные обязанности, рабочее место в течение всего спорного периода не менялись. Комитет по управлению имуществом г..Кумертау (переименованный 23 ноября 1994 года в Комитет по управлению муниципальной собственностью г..Кумертау, а 31 декабря 2003 года в Комитет по управлению собственностью г..Кумертау РБ) являлся юридическим лицом и одновременно учреждением органа государственной власти Республики Башкортостан Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью, работники которого имели статус государственных служащих.
Цели деятельности Комитета не отличались от целей деятельности Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью, равно как и полномочия Комитета по реализации программы приватизации, осуществлению функций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, земельными участками и т.д. в соответствии Положениями о комитете, приведенными выше. Комитет не был создан как самостоятельное государственное учреждение.
В Едином республиканском Реестре государственных должностей Республики Башкортостан, утвержденном Указом Президента Республики Башкортостан от 5 января 1997 года N УП-2, в разделе государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан в республиканском органе исполнительной власти предусмотрены должности начальника отдела, главного специалиста и специалиста 1 категории.
Соответственно, деятельность работников Комитета может быть отнесена к государственной службе Республики Башкортостан.
С этим выводом не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать пенсионное обеспечение - за счет собственных бюджетных средств - лиц, замещавших должности гражданской службы субъекта Российской Федерации и должности муниципальной службы, в том числе устанавливая порядок исчисления стажа соответствующей службы, дающего право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсии), условия зачета в него тех или иных периодов трудовой деятельности, предшествовавших такой службе, соблюдая при этом положения федерального законодательства, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Применительно к законодательству Республики Башкортостан такими нормативно правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, являются Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года NВС25/28 "О государственной службе Республики Башкортостан", Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года NУП-119 и Положение о порядке исчисления стажа государственной службы Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года N117-УП.
Право на пенсию по выслуге лет для государственных гражданских служащих наступает при наличии определенного указанными положениями стажа государственной гражданской службы, который подлежит определению в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа государственной службы Республики Башкортостан, утвержденным Указом Главы Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года N117-УП.
Суд апелляционной инстанции указал, что поскольку спорные периоды работы имели место как до, так и после введения Единого республиканского реестра государственных должностей Республики Башкортостан, юридически значимым обстоятельством для разрешения спора о включении периода работы истца в стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан является установление факта их работы на постоянной основе, в предусмотренных пунктами 2.1, 2.1, 2.1.2 Положения органах государственной власти и/или местного самоуправления, либо в организациях, прошедших в установленном порядке сертификацию, на государственных должностях, включенных в Единый республиканский реестр государственных должностей, либо аналогичных ему должностях (в Российской Федерации, РСФСР) до введения Единого республиканского реестра государственных должностей в соответствующих органах.
Как установлено из записей трудовой книжки Заяц Н.Н. с 14 апреля 1994 года по 01 января 1995 года работала в должности специалиста 1 категории Комитета по управлению имуществом г. Кумертау (переименованного 23 ноября 1994 года в Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Кумертау), 01 января 1995 года переведена на должность главного специалиста, 01 июля 1998 года переведена на должность начальника отдела приватизации и экономического анализа, 31 декабря 2003 года Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Кумертау переименован в Комитет по управлению собственностью г. Кумертау РБ, 21 марта 2005 года уволена в порядке перевода в Администрацию г. Кумертау по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не соглашаясь с выводами суда первой инстанции исходил из того, что судом первой инстанции не установлено, занимал ли истец в спорный период трудовой деятельности, имевший место после введения Единого республиканского реестра государственных должностей Республики Башкортостан, соответствующие штатные должности в республиканском органе исполнительной власти, а также его территориальных органах, которые финансируются через республиканский орган исполнительной власти, или должности государственной службы Республики Башкортостан в администрации города (района, района в городе), либо осуществляли ли они работу в качестве руководителей и специалистов в органах и организациях, перечисленных в пунктах 2.1. и 2.1.1. Положения.
Суд апелляционной инстанции из обжалуемого судебного акта не усмотрел, что судом первой инстанции установлен факт работы истца в период до введения в действие Единого республиканского реестра государственных должностей Республики Башкортостан на штатных должностях, аналогичных перечисленным в данном реестре в высших органах государственной власти и управления автономных республик, местных органах государственной власти и управления (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации и других государственных органах, образованных в соответствии с конституциями, уставами субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, Комитет по управлению собственностью г. Кумертау в количестве 6 штатных единиц включен в штатную численность органа местного самоуправления администрацию города Кумертау (с соответствующими регистрационными номерами по реестру) в соответствии с Распоряжением Администрации города Кумертау Республики Башкортостан N 31-а от 29 декабря 2004 года с 01 января 2005 года.
Тогда же Постановлением Администрации города Кумертау Республики Башкортостан N 247 от 17 февраля 2005 года комитет по управлению собственностью г. Кумертау переведен на бюджетное финансирование.
Распоряжением Комитета по управлению собственностью г. Кумертау Республики Башкортостан N 223 от 30 декабря 2005 года Комитет по управлению собственностью г. Кумертау Республики Башкортостан преобразован в Комитет по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Кумертау с 01 января 2006 года, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что только с указанной даты, ставший территориальным органом данного министерства с изменением штатной численности министерства.
При этом сам Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью, правопреемником которого является Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан (в настоящее время Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан), являющийся органом государственной власти субъекта Российской Федерации, был образован Указом Президента Республики Башкортостан от 25 января 1994 года N УП-31.
В тоже время Комитет по управлению имуществом исполнительного комитета Кумертауского городского совета создан 29 ноября 1991 года на основании решения исполкома Кумертауского городского Совета народных депутатов БССР N32-376 от 29 ноября 1991 года и до 30 декабря 2005 года существовал в качестве отдельной структуры, наделенной правами юридического лица, имеющей счета в банке, печать, собственные источники финансирования за счет средств, полученных от приватизации муниципального имущества.
При этом в соответствии с положениями о Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Кумертау, действовавшими последовательно в разные периоды, основными функциями указанного комитета являлась приватизация муниципального имущества города Кумертау, а также управление муниципальной собственностью в пределах предоставленных полномочий.
В связи с перечисленным, суд апелляционной инстанции посчитал нельзя признать обоснованными выводы суда, о том, что в спорные периоды работы истица Заяц Н.Н. занимала государственные должности органов государственной власти Республики Башкортостан, поскольку они противоречат установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы суда со ссылками на положения статьи 5 Закона РФ N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03 июля 1991 года о правовом статусе комитетов по управлению имуществом как самостоятельного юридического лица и одновременно подведомственного учреждения Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью, идентичности осуществляемых ими функций и полномочиях, подчиненности комитета по управлению имуществом республиканскому комитету, порядку назначения его руководителей, а также особенностях финансирования комитета по управлению имуществом, в той мере, в которой они были положены как основания для удовлетворения заявленных требований о включении спорных периодов работы в стаж государственной гражданской службы истца, противоречат нормативно-правовому регулированию.
Как уже было указано, субъект Российской Федерации - Республика Башкортостан вправе определять самостоятельно в отношении лиц, замещавших должности гражданской службы субъекта Российской Федерации и должности муниципальной службы, устанавливая порядок исчисления стажа соответствующей службы, дающего право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсии), условия зачета в него тех или иных периодов трудовой деятельности, предшествовавших такой службе, принимая соответствующие нормативно-правовые акты.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенного апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Социальная защита, включая социальное обеспечение, в рамках которого реализуется право на получение пенсии, находится, согласно статье 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в сферу совместного ведения входит также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (статья 72, пункт "н" части 1); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2).
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих. Исходя из особенностей этого статуса, обусловленных содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, вводимыми ограничениями, связанными с прохождением государственной (муниципальной) службы, законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации (федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации), правовое положение (статус) гражданского служащего установлены в Федеральном законе от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своих обязанностей, укрепление стабильности профессионального состава кадров гражданской службы, а также компенсировать установленные для гражданских служащих ограничения, данный Федеральный закон называет государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (пункт 11 части 1 статьи 52), в соответствии с которым должен устанавливаться и стаж (общая продолжительность) государственной гражданской службы Российской Федерации, предопределяющий право гражданского служащего на назначение пенсии за выслугу лет и ее размер (часть 3 статьи 54).
Что касается государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, то согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления им права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Таким образом, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать пенсионное обеспечение - за счет собственных бюджетных средств - лиц, замещавших должности гражданской службы субъекта Российской Федерации и должности муниципальной службы, в том числе устанавливая порядок исчисления стажа соответствующей службы, дающего право на пенсию за выслугу лет (доплату к пенсии), условия зачета в него тех или иных периодов трудовой деятельности, предшествовавших такой службе, соблюдая при этом положения федерального законодательства, закрепляющих принципы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Применительно к законодательству Республики Башкортостан такими нормативно правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, являются Закон Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года NВС25/28 "О государственной службе Республики Башкортостан", Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года NУП-119 и Положение о порядке исчисления стажа государственной службы Республики Башкортостан, утвержденным Указом Президента Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года N117-УП.
В соответствии счастью 1 статьи 30 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года NВС25/28 "О государственной службе Республики Башкортостан" лица, замещавшие после вступления в силу настоящего Закона государственные должности государственной службы Республики Башкортостан, должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан и имеющие выслугу лет на государственной службе Республики Башкортостан, указанную в абзаце втором настоящей части, приобретают право выхода на пенсию за выслугу лет на государственной службе (далее - пенсия за выслугу лет) по достижении ими возраста, при котором назначается страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", за исключением случаев увольнения с государственной службы Республики Башкортостан, связанных с виновными действиями.
Минимальная продолжительность стажа государственной гражданской службы Республики Башкортостан для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (15 лет и более в зависимости от года наступления соответствующего права).
Указом Главы Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года N УП-119 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы.
Пунктом 2.1 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы предусмотрено, что лица, замещавшие государственные должности государственной службы категорий "Б" и "В", должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан, и имеющие выслугу лет на государственной службе Республики Башкортостан, указанную в абзаце втором настоящего пункта, приобретают право выхода на пенсию за выслугу лет на государственной службе (далее - пенсия за выслугу лет) по достижении ими возраста, при котором назначается страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), за исключением случаев увольнения с государственной службы Республики Башкортостан, связанных с виновными действиями.
Согласно пункта 5.1 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы стаж государственной службы, дающий лицу право на назначение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа государственной службы Республики Башкортостан, утвержденный Указом Президентом Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года N УП-117.
Таким образом, право на пенсию по выслуге лет для государственных гражданских служащих наступает при наличии определенного указанными положениями стажа государственной гражданской службы, который подлежит определению в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа государственной службы Республики Башкортостан, утвержденным Указом Главы Республики Башкортостан от 24 февраля 1997 года N117-УП (далее - Положение).
Пунктами 2.1. и 2.1.1. Положения установлено, что после введения в действие Единого республиканского реестра государственных должностей Республики Башкортостан при исчислении стажа государственной службы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска и назначение пенсии за выслугу лет, учитываются следующие периоды трудовой деятельности (работы на постоянной основе), в том числе на выборных должностях:
- в органах государственной власти, а также в организациях, прошедших в установленном порядке сертификацию, на государственных должностях, включенных в Единый республиканский реестр государственных должностей;
- работа в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органах, образованных в соответствии с конституциями, уставами субъектов Российской Федерации на должностях руководителей и специалистов;
- работа в администрациях районов, городов, районов в городах, поселковых и сельских администрациях; в аппаратах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов на должностях руководителей и специалистов.
В соответствии с пунктом 2.1.2. Положения до введения в действие Единого республиканского реестра государственных должностей Республики Башкортостан (в Российской Федерации, РСФСР) подлежат зачету в стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан периоды работы на должностях, аналогичных перечисленным в Едином республиканском реестре государственных должностей Республики Башкортостан:
- в высших органах государственной власти и управления автономных республик, местных органах государственной власти и управления (краевых, областных Советах народных депутатов, Советах народных депутатов автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов и их исполнительных комитетах), органах государственной власти субъектов Российской Федерации и других государственных органах, образованных в соответствии с конституциями, уставами субъектов Российской Федерации
Единый республиканский реестр государственных должностей Республики Башкортостан был утвержден Указом Президента РБ от 05.01.1997 NУП-1 (впоследствии утратил силу с 1 февраля 2007 года в связи с изданием Указа Президента РБ от 20.12.2006 NУП-615, утвердившего новый Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан).
Разделом 6 Единого республиканского реестра государственных должностей Республики Башкортостан были предусмотрены соответствующие государственные должности государственной службы Республики Башкортостан в республиканском органе исполнительной власти, а также его территориальных органах, которые финансируются через республиканский орган исполнительной власти.
Разделом 9 Единого республиканского реестра государственных должностей Республики Башкортостан были также предусмотрены государственные должности государственной службы Республики Башкортостан в администрации города (района, района в городе).
Таким образом, поскольку спорные периоды работы имели место как до, так и после введения Единого республиканского реестра государственных должностей Республики Башкортостан, юридически значимым обстоятельством для разрешения спора о включении периода работы истцов в стаж государственной гражданской службы Республики Башкортостан является установление факта их работы на постоянной основе, в предусмотренных пунктами 2.1, 2.1, 2.1.2 Положения органах государственной власти и/или местного самоуправления, либо в организациях, прошедших в установленном порядке сертификацию, на государственных должностях, включенных в Единый республиканский реестр государственных должностей, либо аналогичных ему должностях (в Российской Федерации, РСФСР) до введения Единого республиканского реестра государственных должностей в соответствующих органах.
Как установлено из записей трудовой книжки Заяц Н.Н. с 14 апреля 1994 года по 01 января 1995 года работала в должности специалиста 1 категории Комитета по управлению имуществом г. Кумертау (переименованного 23 ноября 1994 года в Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Кумертау), 01 января 1995 года переведена на должность главного специалиста, 01 июля 1998 года переведена на должность начальника отдела приватизации и экономического анализа, 31 декабря 2003 года Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Кумертау переименован в Комитет по управлению собственностью г. Кумертау РБ, 21 марта 2005 года уволена в порядке перевода в Администрацию г. Кумертау по п. 5 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Также установлено, что Комитет по управлению собственностью г. Кумертау в количестве 6 штатных единиц включен в штатную численность органа местного самоуправления администрацию города Кумертау (с соответствующими регистрационными номерами по реестру) в соответствии с Распоряжением Администрации города Кумертау Республики Башкортостан N 31-а от 29 декабря 2004 года с 01.01.2005 г.
Тогда же Постановлением Администрации города Кумертау Республики Башкортостан N 247 от 17 февраля 2005 года комитет по управлению собственностью г. Кумертау переведен на бюджетное финансирование.
Распоряжением Комитета по управлению собственностью г. Кумертау Республики Башкортостан N 223 от 30 декабря 2005 года Комитет по управлению собственностью г. Кумертау Республики Башкортостан преобразован в Комитет по управлению собственностью Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан по г. Кумертау с 01 января 2006 года, таким образом только с указанной даты ставший территориальным органом данного министерства с изменением штатной численности министерства.
При этом сам Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью, правопреемником которого является Министерство имущественных отношений Республики Башкортостан (в настоящее время Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан), являющийся органом государственной власти субъекта Российской Федерации, был образован Указом Президента Республики Башкортостан от 25 января 1994 года N УП-31.
В тоже время Комитет по управлению имуществом исполнительного комитета Кумертауского городского совета создан 29 ноября 1991 года на основании решения исполкома Кумертауского городского Совета народных депутатов БССР N32-376 от 29 ноября 1991 года и до 30 декабря 2005 года существовал в качестве отдельной структуры, наделенной правами юридического лица, имеющей счета в банке, печать, собственные источники финансирования за счет средств, полученных от приватизации муниципального имущества.
При этом в соответствии с положениями о Комитете по управлению муниципальным имуществом г. Кумертау, действовавшими последовательно в разные периоды, основными функциями указанного комитета являлась приватизация муниципального имущества города Кумертау, а также управление муниципальной собственностью в пределах предоставленных полномочий.
Таким образом, является обоснованным вывод суда апелляционной инстанции, о том, что в спорные периоды работы истца, она не занимали государственные должности органов государственной власти Республики Башкортостан.
Доводы кассационной жалобы, о том, что истец не явилась в судебное заседание суда апелляционной инстанции по уважительной причине, следовательно, подлежит отмене апелляционное определение, отклоняются судебной коллегией.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 ГПК РФ отложение разбирательства дела допускается в случаях, предусмотренных ГПК РФ, а также в случае, если суд признает невозможным рассмотрение дела в судебном заседании вследствие неявки кого-либо из участников процесса.
Из указанной нормы следует, что отложение судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле, является, правом суда, но не его обязанностью, и такие ходатайства суд разрешает с учетом их обоснованности и обстоятельств дела.
Однако, как видно из материалов дела истец извещена о дне слушания, ходатайств об отложении с предоставлением доказательств уважительности неявки в суд не предоставила.
Доводы кассационной жалобы в том числе о том, что в стаж ее службы должны быть включены оспариваемые периоды, по существу сводятся к ошибочному толкованию норм права, а также несогласию заявителя с оценкой представленных доказательств и фактических обстоятельств, что не может служить основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, поскольку согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Положениями ст. ст. 378, 379.6, 379.7, часть 3 статьи 390 ГПК РФ определено, что судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Никаких нарушений со стороны апелляционной инстанции норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу определены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену апелляционного определения не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов кассационной жалобы.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 июня 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Заяц Натальи Николаевны без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.