Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Шеховцовой Ю.В, Вишневской В.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании 31 октября 2023 года гражданское дело N 2-1221/2023 по иску Вороновой Светланы Юрьевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконными отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, возложении обязанности назначить меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 3 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 июня 2023 года, заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В,
УСТАНОВИЛА:
Воронова С.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о признании незаконными отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, возложении обязанности назначить меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 3 марта 2023 года исковые требования Вороновой С.Ю. удовлетворены. Постановлено признать незаконным решение ОПФР по Воронежской области от 30 ноября 2022 года N 0001.001.552/202-0233041; обязать ОСФР по Воронежской области назначить Вороновой С.Ю. меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет, начиная с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, то есть с сентября 2022 года в отношении несовершеннолетнего ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 июня 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, в отсутствие сведений об объективных причинах невозможности явиться в суд, и в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы и кассационного представления, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела и выразились в следующем.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Воронова С.Ю. является гражданской РФ, матерью несовершеннолетнего ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
29 ноября 2022 года Воронова С.Ю. обратилась в пенсионный орган с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки, в виде ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет.
Решением ГУ - ОПФР по Воронежской области от 30 ноября 2022 года N 0001.001.552/2022-0233041 истцу отказано в назначении пособия на основании пункта 23 постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 года N 630, поскольку в собственности истца имеются земельные участки суммарной площадью более 0, 25 га.
При этом суммарную площадь земельных участков, находящихся в собственности истца, пенсионный орган определилпо месту жительства (пребывания, фактического проживания) заявителя, а не по месту нахождения участков, указав, что местом проживания истца является городской округ г. Воронеж, следовательно, предельная суммарная площадь участков составляет 0, 25 га, а не 1 гектар.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Вороновой С.Ю, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки, принадлежащие истцу, расположены в сельской местности: в "адрес" и в "адрес", их суммарная площадь не превышает 1 гектара, в связи с чем истец имеет право на меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет, начиная с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, то есть с сентября 2022 года в отношении несовершеннолетнего ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет введена с 1 апреля 2022 г. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", утратившим свое действие с 1 января 2023 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей".
Вместе с тем, подпунктом "а" пунктов 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 12 предусмотрено, что право на получение назначенных до дня вступления в силу настоящего Указа выплат сохраняются до окончания периодов, на которые были назначены эти выплаты, или пока гражданину не назначат ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка.
Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты установлены Правительством Российской Федерации, при этом особенности могут быть определены на уровне субъекта Российской Федерации, в случае если выплата производится исключительно за счет средств бюджета такого субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации N 175).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2022 г. N 630 утверждены Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее - Основные требования), действующие на дату обращения истца за назначением выплаты и утратившие силу с 1 января 2023 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2522.
Согласно пункту 3 указанных выше Основных требований право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и постоянно проживающий на территории Российской Федерации.
Основанием для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты является наличие у заявителя и членов его семьи земельных участков (за исключением земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, которые предоставлены уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки многодетной семьи или стоимость приобретения которых в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, и земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), суммарная площадь которых определяется по месту жительства (пребывания) заявителя или месту его фактического проживания в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) и не должна превышать 0, 25 гектара, а для территории сельских поселений или межселенных территорий - 1 гектар.
Удовлетворяя заявленные исковые требования Вороновой С.Ю, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что суммарная площадь земельных участков, находящихся в собственности истца, необходимо определять по месту нахождения земельного участка, а не по месту жительства заявителя, в связи с чем учитывая, что истец имеет в собственности земельные участки, расположенные в сельской местности, суммарная площадь которых не превышает 1 гектара, пришли к выводу о наличии у Вороновой С.Ю. права на меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет, начиная с месяца достижения ребенком возраста 8 лет, то есть с сентября 2022 года в отношении несовершеннолетнего ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Однако, указанные выводы сделаны судебными инстанциями без учета положений вышеприведенных правовых норм материального права, регулирующих спорные правоотношения в их совокупности и взаимосвязи, а также без установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Судами первой и апелляционной инстанций не было учтено, что юридически значимым обстоятельством в данном случае является место жительства (пребывания) заявителя, а не место нахождения принадлежащих заявителю земельных участков; предельная площадь принадлежащих заявителю земельных участков определятся в зависимости от того, где проживает (пребывает) заявитель, а не где расположены земельные участки; если заявитель, имеющий в собственности земельные участки, проживает в сельском поселении или на межселенной территории, то мера социальной поддержки в виде пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет может быть предоставлена в случае, когда суммарная площадь принадлежащих заявителю земельных участков не превышает 1 гектара; если заявитель, имеющий в собственности земельные участки, проживает не в сельском поселении или на межселенной территории, то указанная мера социальной поддержки может быть предоставлена в случае, когда суммарная площадь принадлежащих заявителю земельных участков не превышает 0, 25 гектара.
При изложенных обстоятельствах решение Центрального районного суда г. Воронежа от 3 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 июня 2023 года нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального права, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 3 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 1 июня 2023 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Воронежа.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.