Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Водяниковой М.И, Курдюковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина Н.А. к АО "ЭкоПром-Липецк" о защите прав потребителя, по кассационной жалобе Калинина Н.А. на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 7 июня 2023 года, заслушав доклад судьи Водяниковой М.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калинин Н.А. обратился в суд к АО "ЭкоПром-Липецк" с вышеназванным иском, в котором, ссылаясь на принадлежность с марта 2022 года ему на праве собственности "адрес", расположенной в жилом "адрес" по пр-ту Победы "адрес", уведомление ответчика о не проживании в квартире и не образовании твердых коммунальных отходов, принесение к предлагаемому ответчику проекту договора на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами протокола разногласий, начисление ему в период с марта по декабрь 2022 года платы, необоснованный отказ в производстве ее перерасчета с июля по декабрь 2022 года, просил с учетом уточнений обязать АО "ЭкоПром-Липецк" внести изменения в договор N от 24 июня 2022 года по замечаниям и протоколу разногласий потребителя, признать ничтожными платежные документы с марта по июнь 2022 года, как выставленные до заключения договора, и обязать ответчика сделать перерасчет за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, взыскав с ответчика оплаченную им за не оказанные услуги по обращению с отходами сумму в размере 735 рублей 81 копейка, а также почтовые расходы в сумме 246 рублей 34 копейки и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 15 рублей 39 копеек.
Решением Липецкого районного суда Липецкой области от 13 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 7 июня 2023 года, в удовлетворении заявленных Калининым Н.А. исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Калинин Н.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, как незаконных и необоснованных.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений по делу судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Калинин Н.А. является собственником "адрес", расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес".
Расширенной выпиской из домовой книги подтверждается, что Калинин Н.А. не зарегистрирован в спорной квартире, а зарегистрирован по адресу: "адрес".
АО "ЭкоПром-Липецк" осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне Центральная Липецкой области с 1 июля 2018 года в статусе регионального оператора.
По соглашению с Управлением ЖКХ Липецкой области от 30 апреля 2018 года АО "ЭкоПром-Липецк" оказывает всем отходообразователям, проживающим и являющимся собственниками жилых помещений на данной территории, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, включая их приемку, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управлением энергетики и тарифов Липецкой области утвержден тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Норматив накопления твердых коммунальных отходов утвержден Управлением ЖКХ Липецкой области.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, публичная оферта была опубликована в официальных изданиях "Липецкая газета", "Регион.Вести", а также размещена на официальном сайте АО "ЭкоПром-Липецк" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (https://ecolipetsk.ru/).
24 мая 2022 года между Калининым Н.А. и АО "ЭкоПром-Липецк" заключен договор N на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Договор подписан Калининым Н.А. 1 июня 2022 года с протоколом разногласий.
В соответствии с п. 1.1 договора, АО "ЭкоПром-Липецк" (региональный оператор) обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, размещение в соответствии с законодательством РФ, а Калинин Н.А. (потребитель) обязуется оплачивать услуги Регионального оператора но цене, определений в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно п. 1.2 объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов определяются согласно приложению к настоящему договору.
Способ складирования твердых коммунальных отходов: в контейнеры /бункеры, расположенные на контейнерных площадках или в пакеты/другие емкости (для собственников/пользователей жилого (дома (домовладения)) (п. 1.3 договора).
На основании п. 3.3. договора потребитель обязан: осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах их сбора и накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (подп. а); обеспечивать учет объема и (иди) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов (подп. б); производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором (подп. в); обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места, руководствуясь п. 1.3- п. 1.4 настоящего договора (подп. г).
Согласно п. 6.4 договора, региональный оператор не несет ответственности за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение договора, в том числе за неосуществление вывоза твердых коммунальных отходов, в случае, если это обусловлено неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем обязанностей, установленных настоящим договором (п.6.4. договора).
В соответствии с п. 8.1, договор вступает в силу со дня подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 июля 2018 года, если иное не будет дополнительно согласовано сторонами в письменной форме.
Договор заключен на срок до 31 июля 2028 года.
Согласно приложению к данному договору норма накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирных домов на момент подписания договора составляет в год на 1 человека 2, 04 куб.м, адрес оказания услуг: "адрес".
1 июня 2022 года Калинин Н.А. представил АО "ЭкоПром-Липецк" протокол разногласий к данному договору, в котором указал, что ему не выданы два экземпляра проекта договора с подписью и печатью на приеме 24 мая 2022 года, а в нарушение законодательства Российской Федерации выдан шаблон договора. Указал, что отношения между ним и ответчиком возникают после заключения договора и урегулирования разногласий. Указал, что в п.п. 1.2 договора не отражена периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а в приложении к договору указан адрес оказания услуг, соответствующий при буквальном чтении договора - адресу его квартиры.
Кроме того, в протоколе разногласий Калинин Н.А. предложил п.п. 3.3.б, 6.4 исключить, а п.п. 6.2 и 8.1 изложить в иной редакции, указав, что отношения между ними возникают с момента подписания договора и урегулирования разногласий по договору.
14 июня 2022 года АО "ЭкоПром-Липецк" был подписан протокол согласования разногласий к договору от 24 мая 2022 года, согласно которому общество согласовывает договор в редакции регионального оператора.
28 июня 2022 года Калинин Н.А. обратился в АО "ЭкоПром-Липецк" с претензией о перерасчете коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которой просил сделать перерасчет с марта по июнь 2022 года включительно на сумму 246 рублей 26 копеек, ссылаясь на возникновение отношений по оказанию услуг после заключения договора и урегулирования разногласий, в также на отсутствие лиц, проживающих в квартире и фактическое не получение услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Аналогичная претензия была подана Калининым Н.А. 18 января 2023 года о перерасчете коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля по декабрь 2022 года.
В перерасчете платы АО "ЭкоПром-Липецк" было отказано со ссылкой на пункт 56(2) постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354, и расчет платы при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, исходя из объема коммунальных услуг, рассчитываемой с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно выписки о предоставлении услуг по сбору, транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов АО "ЭкоПром-Липецк" Калинину Н.А. за квартиру N расположенную в жилом доме по адресу: "адрес", за период с 1 октября 2021 года по 1 февраля 2023 года была начислена плата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 1 532 рубля 19 копеек.
В апреле 2022 года истцу был произведен перерасчет и сумма начислений была уменьшена на 494 рубля 84 копейки, исходя из даты регистрации права собственности на квартиру.
За период с августа 2022 года по январь 2023 года истцом было оплачено за указанные услуги 735 рублей 81 копейка.
Задолженность составила 301 рубль 54 копейки.
Разрешая спор и приходя к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Калининым Н.А. требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 426, 427 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 30, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, которым утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходил из доказанности факта оказания региональным оператором АО "ЭкоПром-Липецк" истцу Калинину Н.А. коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту нахождения принадлежащей ему квартиры, в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, верности осуществленного региональным оператором расчета платы за оказанную услугу, осуществленного в соответствии с утвержденными тарифами и нормами потребления, публичного характера договора на обращение с твердыми коммунальными отходами, соответствия его условий действующему законодательству, отсутствия доказательств неполучения данной услуги.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, признав его законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Не находит оснований не согласиться с принятыми нижестоящими судами судебными актами и судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Доводы кассационной жалобы Калинина Н.А. об отсутствии у него обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ввиду отсутствия заключенного между ним и региональным оператором договора в силу не подписания его протокола разногласий к нему, являлись предметом проверки нижестоящих судов и обоснованно были отклонены, поскольку исходя из положений Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156, содержащих по сути нормы, обязывающие всех потребителей к заключению с региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при неисполнении потребителем указанной обязанности и не направлении в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание данного вида услуг заявки и документов в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил, что и имеет место по данному делу, договор считается заключенным на типовых условиях с 16-го рабочего дня после размещения региональным оператором данного предложения.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
В соответствии с пунктом 148 (30) данных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к настоящим Правилам соответственно.
Пунктом 9 (1) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу в жилом помещении по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 9(2) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу в жилом помещении по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9 (3) и 9(4) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров.
Как отметил Конституционный Суд РФ в своих определениях от 05.12.2022 г. N 3211-О и от 05.12.2022 г. N 3212-О, а также в Обзоре практики за четвертый квартал 2022 года, предусмотренный абзацем вторым пункта 148(30) Правил во взаимосвязи с формулой 9(4) Приложения N 2 способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении таких объективных параметров, как общая площадь жилого помещения и объем фактически вывезенных контейнеров, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления, как факта, так и объема ее индивидуального потребления каждым из собственников или пользователей жилых помещений многоквартирного дома, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям таких помещений при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Предусмотренный абзацем вторым пункта 148(30) Правил во взаимосвязи с формулой 92 Приложения N 2 к Правилам способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении такого объективного параметра, как общая площадь жилого помещения, и утвержденного в установленном порядке норматива накопления твердых коммунальных отходов, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Включенные в него нормы - в силу пункта 148(44) Правил - подлежат применению и при перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении.
Кроме того, право потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за эту коммунальную услугу (в частности, за период его временного отсутствия в занимаемом жилом помещении) прямо предусмотрено и подпунктом "д" пункта 148(24) Правил.
Упомянутые положения, действуя в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей саму возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, а также пунктами 86, 90 и 91 Правил, предусматривающими порядок такого перерасчета, и пунктом 88 Правил, исключающим перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размера платы лишь за коммунальные услуги на общедомовые нужды, принципиально не препятствуют проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении потребителя, но при соблюдении последним нормативно установленного порядка обращения за перерасчетом с представление документов, подтверждающих факт его временного отсутствия в жилом помещении и продолжительность такого отсутствия, как то указано в пункте 93 Правил.
Вместе с тем, частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Кроме того, пунктом 148(36) указанных Правил предоставления коммунальных услуг, закреплено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, на что по сути ссылается кассатор в своей кассационной жалобе, объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, как верно было отмечено нижестоящими судами при отклонении доводов Калинина Н.А, аналогичных доводам кассационной жалобы, действующее законодательство разграничивает понятия временно отсутствия потребителя и не использование им жилого помещения, а также не предусматривает безусловное освобождение от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии лиц, проживающих в жилом помещении, устанавливая порядок ее исчисления исходя из количества собственников такого жилого помещения.
Указанная правовая позиция нижестоящих судов соответствует толкованию приведенных норм материального права, данному Верховным Судом Российской Федерации, изложенным в принятом им 26.02.2020 года решении по проверке действительности пункта 148(36) указанных Правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из вышеуказанных обстоятельств, несмотря на указание кассатора на то, что постоянным местом его жительства являлось домовладение, расположенное по адресу: "адрес", д. Кулешовка, "адрес", принимая во внимание принадлежность квартиры N, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес", на правах собственности Калинину Н.А, неиспользование которой являлось следствием собственного усмотрения кассатора на выбор места своего жительства, то есть не являлось вынужденным либо временным, правовых оснований для освобождения Калинина Н.А, как собственника жилого помещения, от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами, как справедливо было отмечено нижестоящими судами, не имелось.
Расчет платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исчислен истцом за период титульного владения Калининым Н.А. квартирой, основан на утвержденных ему, как региональному оператору, Управлением ЖКХ Липецкой области нормативах потребления и Управлением энергетики и тарифов Липецкой области тарифах на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Маршрутным графиком вывоза твердых коммунальных отходов подтверждается, что вывоз отходов с контейнерной площадки у дома по адресу: "адрес", осуществляется ежедневно.
Калинин Н.А. не оспаривал, что у дома находится контейнерная площадка для вывоза твердых коммунальных отходов.
Обоснованно, вопреки утверждениям кассатора, нижестоящими судами не усмотрено оснований для обязывания истца по внесению изменений в договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с протоколом разногласий Калинина Н.А. к нему, поскольку условия заключенного с Калининым Н.А. договора соответствуют действующему законодательству и типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, а поэтому законных прав и интересов истца не нарушают.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
В связи с фактически установленными по делу обстоятельствами суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Калинина Н.А. обязанности по внесению платы за предоставляемую истцом коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами.
С учетом этого доводы кассационной жалобы Калинина Н.А. о том, что он в заявленные периоды не проживал в принадлежащей ему квартире и не потреблял заявленную к оплате истцом коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, правового значения не имеют, о незаконности принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений не свидетельствуют, в связи с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ином понимании норм права Калининым Н.А, а потому основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, являться не могут.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии положениям ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Липецкого районного суда Липецкой области от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 7 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Калинина Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.