Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Кокоева О.А., рассмотрев жалобу защитника федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации Кузьмина М.А. на постановление мирового судьи судебного участка N 3 Железнодорожного судебного района г. Екатеринбурга от 5 мая 2023 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 20 июля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Железнодорожного судебного района г. Екатеринбурга от 5 мая 2023 года (N 5-163/2023), оставленным без изменения решением судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 20 июля 2023 года (N 12-312/2023), ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение, ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник учреждения просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Военная прокуратура Екатеринбургского гарнизона, уведомленная в соответствии с частью 2 статьи 30.15 КоАП РФ, о подаче жалобы, возражений не представила.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 13 октября 2023 года.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), влечет наложение административного штрафа должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, приказом директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 31 декабря 2010 года N 15-к "данные изъяты" "данные изъяты". с 1 января 2011 года назначен на должность государственной гражданской службы Свердловской области ведущего специалиста отдела государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора по Западному и Южному управленческим округам. Директором Департамента лесного хозяйства Свердловской области с "данные изъяты" "данные изъяты". заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Свердловской области и замещении должности государственной гражданской службы Свердловской области.
Приказом директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 22 ноября 2011 года N 277-к наименование отдела государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора по Западному и Южному управленческим округам изменено на отдел федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам, в связи с чем, с указанной даты - 22 ноября 2011 года наименование должности "данные изъяты" "данные изъяты". изменено на ведущего специалиста отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам.
На основании Указов Губернатора Свердловской области от 12 сентября 2018 года N 433-УГ и от 29 декабря 2018 года N 728-УГ Департамент лесного хозяйства Свердловской области реорганизован путем его присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области.
Приказом директора Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 29 декабря 2018 года N 406/45-к "данные изъяты" "данные изъяты". в порядке перевода в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с 31 декабря 2018 года освобожден и уволен с занимаемой должности ведущего специалиста федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам.
Изданным 29 декабря 2018 года Министром природных ресурсов и экологии Свердловской области приказом N 428-лс "данные изъяты" "данные изъяты". с 1 января 2019 года назначен на должность государственной гражданской службы Свердловской области ведущего специалиста отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам. Между Министром природных ресурсов и экологии Свердловской области и "данные изъяты" "данные изъяты". заключен новый служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Свердловской области и замещении должности государственной гражданской службы Свердловской области.
Приказом Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области от 24 апреля 2019 года N 180-лс "данные изъяты" "данные изъяты". с 30 апреля 2019 года освобожден и уволен по собственному желанию с занимаемой должности ведущего специалиста отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам.
11 января 2021 года на основании выданной руководством ФГАУ "Оборонлес" доверенности заместителем начальника Свердловского филиала названного учреждения "данные изъяты" А.В. с "данные изъяты" "данные изъяты". заключен трудовой договор N 1 и издан приказ N 1 о его приеме с указанной даты - 11 января 2021 года на должность начальника пожарно-химической станции 2 типа.
После заключения трудового договора 11 января 2021 года "данные изъяты" "данные изъяты". в кадровый орган Свердловского филиала ФГАУ "Оборонлес" представлена его трудовая книжка, в которой имелась информация о прохождении им до 30 апреля 2019 года государственной гражданской службы в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области на должности ведущего специалиста отдела федерального государственного лесного надзора (лесная охрана), федерального государственного пожарного надзора в лесах по Западному и Южному управленческим округам.
Приказом исполняющего обязанности начальника Свердловского филиала ФГАУ "Оборонлес" от 17 февраля 2023 года N 3 "данные изъяты" "данные изъяты". с 1 марта 2023 года уволен из названного учреждения оборонного ведомства.
Таким образом, ФГАУ "Оборонлес" в лице заместителя начальника Свердловского филиала "данные изъяты" "данные изъяты". после заключения 11 января 2021 года трудового договора с "данные изъяты" "данные изъяты". было обязано в десятидневный срок, то есть в период с 12 по 21 января 2021 года (включительно), направить в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области письменное сообщение о приеме на работу "данные изъяты" "данные изъяты", что им сделано не было.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 КоАП РФ, и привлечения ФГАУ "Оборонлес" Минобороны России к административной ответственности.
Фактические обстоятельства вменяемого учреждению административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 КоАП РФ, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Работодатель был осведомлен о последнем месте работы "данные изъяты" "данные изъяты", препятствий к выполнению в установленный срок обязанности, предусмотренной частью 4 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, не имелось.
Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
При этом, исходя из смысла статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от нее меры по их соблюдению.
При таких обстоятельствах учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии у ФГАУ "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации обязанности сообщать о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим, отсутствии состава правонарушения основаны на ошибочном толковании заявителем приведенных выше положений статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции", противоречат разъяснениям, изложенным в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25 ноября 2020 года (пункт 63).
В ходе рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу статьи 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Все представленные доказательства были исследованы и получили правильную оценку на предмет допустимости, относимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, в их совокупности.
Каких-либо иных доводов в жалобе не представлено, заявитель фактически настаивает на переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств.
При пересмотре дела судьей районного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено учреждению в пределах санкции статьи 19.29 КоАП РФ с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
При изложенных обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 3 Железнодорожного судебного района г. Екатеринбурга от 5 мая 2023 года, решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 20 июля 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении федерального государственного автономного учреждения "Управление лесного хозяйства" Министерства обороны Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу его защитника - без удовлетворения.
Судья О.А. Кокоева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.