Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Вдовиной А.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1558/2023 (77OS0000-02-2022-015128-03) по административному исковому заявлению Карасева Анатолия Георгиевича, Бессоновой Оксаны Анатольевны, Капорцевой фио, об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
административные истцы обратились в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10471, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 29 968 846, 05 рублей, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10472, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 13 781 528, 02 рублей, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10488, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 42 710 533, 52 рублей, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10489, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 20 056 569, 85 рублей, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10498, расположенного по адресу: адрес, установленной по состоянию на 1 января 2021 года в размере 17 817 922, 99 рублей. Просят установить кадастровую стоимость названных объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 29.04.2022 N 01204/22-К/2, подготовленным оценщиком ООО "Магнус Эксперт", по состоянию на 1 января 2021 года для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10471 в размере 9 843 542 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10472 в размере 4 806 670 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10488 в размере 14 355 835 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10489 в размере 7 168 156 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10498 в размере 6 319 215 рублей.
В обоснование своих требований административные истцы ссылаются на то, что им на праве собственности принадлежат названные выше объекты капитального строительства. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов капитального строительства их рыночной стоимости, нарушает права административных истцов как плательщиков налога на имущество, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административные истцы полагают, что их права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости.
В настоящее судебное заседание представитель административных истцов явился, заявленные требования поддержал.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административных истцов.
Остальные лица, участвующие в деле, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили, об отложении слушания дела не просили.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, представителя Департамента городского имущества города Москвы, пояснения эксперта фио, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Капорцева Евгения Витальевна является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10471, расположенного по адресу: адрес, Бессонова Оксана Анатольевна является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10472, расположенного по адресу: адрес и объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10488, расположенного по адресу: адрес; Карасев Анатолий Георгиевич является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10489, расположенного по адресу: адрес, объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10498, расположенного по адресу: адрес.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10471 в размере 29 968 846, 05 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10472 в размере 13 781 528, 02 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10488 в размере 42 710 533, 52 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10489 в размере 20 056 569, 85 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10498 в размере 17 817 922, 99 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административных истцов, поскольку он является плательщиком налога на имущество и в отношении спорных объектов капитального строительства уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административные истцы представили в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 29.04.2022 N 01204/22-К/2, подготовленный оценщиком ООО "Магнус Эксперт", в котором по состоянию на 1 января 2021 года, определена рыночная стоимость для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10471 в размере 9 843 542 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10472 в размере 4 806 670 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10488 в размере 14 355 835 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10489 в размере 7 168 156 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10498 в размере 6 319 215 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёт об оценке рыночной стоимости от 29.04.2022 N 01204/22-К/2, подготовленный оценщиком ООО "Магнус Эксперт", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость объектов капитального строительства не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена экспертом для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10471 в размере 28 949 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10472 в размере 13 636 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10488 в размере 41 113 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10489 в размере 18 171 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10498 в размере 16 399 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Возражения представителя административных истцов на заключение эксперта не подтверждают наличие ошибок в заключении эксперта и являются исключительно его субъективным мнением, не основанном на фактах, в связи с чем, не могут быть положены в основу настоящего решения суда.
При этом на представленные административными истцами возражения, эксперт в настоящем судебном заседании дал развернутые и полные пояснения, письменный текст которых приобщен к материалам дела. Данные пояснения эксперта, которым суд доверяет, по причинам изложенным выше, полностью опровергают доводы административных истцов о несоответствии заключения судебной оценочной экспертизы требованиям законодательства.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства, содержащиеся в отчёте об оценке рыночной стоимости от 29.04.2022 N 01204/22-К/2, подготовленном оценщиком ООО "Магнус Эксперт", опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 года для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10471 в размере 28 949 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10472 в размере 13 636 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10488 в размере 41 113 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10489 в размере 18 171 000 рублей, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10498 в размере 16 399 000 рублей.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административные истцы не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административных истцов с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 23 июня 2022 года.
Экспертной организацией - ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России заявлено ходатайство о возмещении расходов, понесенных, в связи с проведением по настоящему делу судебной оценочной экспертизы в размере 412 197, 12 рублей.
Согласно положениям статей 103, 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.
В силу предписаний части 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки фио и федерального государственного бюджетного учреждения "Российский сельскохозяйственный центр" обращено внимание на то, что выявленные Конституционным Судом Российской Федерации особенности кадастровой стоимости объектов недвижимости не дают оснований для вывода о том, что ее установление в размере, равном их рыночной стоимости, свидетельствует во всех случаях об ошибочности, незаконности ранее состоявшейся кадастровой оценки и о нарушении прав лица, которому соответствующий объект недвижимости принадлежит; при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости необходимо учитывать, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Разрешая вопрос о взыскании расходов по оплате судебной оценочной экспертизы в пользу экспертного учреждения, суд отмечает, что по смыслу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверка представляемого в материалы дела отчёта на его соответствие требованиям действующего законодательства, в том числе в рамках судебной экспертизы, сводится к исполнению обязанности административных истцов по доказыванию обоснованности размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, поскольку иным образом в рамках настоящего административного спора удостовериться в достоверности отчёта не представлялось возможным.
По итогам экспертизы был подтвержден факт недостоверности определённой в отчёте рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества, в связи с чем изначально представленные административным истцом доказательства (отчёт об оценке спорного объекта недвижимости) не могут быть положены в основу решения суда, а заключение эксперта не может быть признано подтверждающим изначально заявленные административными истцами требования.
Учитывая, что заключением судебной оценочной экспертизы представленный в материалы дела отчёт признан недостоверным, принимая во внимание, что услуги по составлению экспертного заключения оказаны во исполнение обязанности административных истцов по представлению доказательств, в связи с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также то обстоятельство, что разница между определённой в ходе массовой оценки кадастровой стоимостью и индивидуально определённой рыночной стоимостью объекта недвижимости не может безусловным образом свидетельствовать о допущенных в ходе кадастрового учёта ошибках, повлекших нарушение прав истца, суд приходит к выводу о взыскании расходов по оплате судебной оценочной экспертизы с административных истцов в пользу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России в размере 412 197, 12 рублей.
Согласно калькуляции стоимость производства судебной экспертизы при ответе на 1й вопрос в отношении объекта с кадастровым номером 77:07:0005007:10472, принадлежащего на праве собственности Бессоновой О.А, составила 7 285, 90 руб, стоимость по 2му вопросу в отношении этого объекта составила 68 699, 52 руб.; стоимость производства судебной экспертизы при ответе на 1й вопрос в отношении объекта с кадастровым номером 77:07:0005007:10488, принадлежащего на праве собственности Бессоновой О.А, составила 24 304, 46 руб, стоимость по 2му вопросу в отношении этого объекта составила 68 699, 52 руб.; стоимость производства судебной экспертизы при ответе на 1й вопрос в отношении объекта с кадастровым номером 77:07:0005007:10471, принадлежащего на праве собственности Капорцевой Е.В, составила 16 665, 14 руб, стоимость по 2му вопросу в отношении этого объекта составила 68 699, 52 руб.; стоимость производства судебной экспертизы при ответе на 1й вопрос в отношении объекта с кадастровым номером 77:07:0005007:10489, принадлежащего на праве собственности Карасеву А.Г, составила 10 865, 42 руб, стоимость по 2му вопросу в отношении этого объекта составила 68 699, 52 руб.; стоимость производства судебной экспертизы при ответе на 1й вопрос в отношении объекта с кадастровым номером 77:07:0005007:10498, принадлежащего на праве собственности Карасеву А.Г, составила 9 578, 60 руб, стоимость по 2му вопросу в отношении этого объекта составила 68 699, 52 руб.
Учитывая изложенное в пользу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России подлежит взысканию с Бессоновой Оксаны Анатольевны 168 989, 40 рублей, с Капорцевой Евгении Витальевны 85 354, 66 рублей, с Карасева Анатолия Георгиевича 157 843, 06 рублей.
Предусмотренных законом оснований для снижения размера указанных судебных расходов, либо для освобождения административных истцов от их уплаты суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 106, 108, 111, 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Бессоновой Оксаны Анатольевны, Капорцевой Евгении Витальевны, Карасева Анатолия Георгиевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2021 года для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10471 в размере 28 949 000 руб, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10472 в размере 13 636 000 руб, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10488 в размере 41 113 000 руб, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10489 в размере 18 171 000 руб, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:07:0005007:10498 в размере 16 399 000 руб.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 23 июня 2022 года.
Взыскать с Бессоновой Оксаны Анатольевны в пользу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России 168 989, 40 рублей.
Взыскать с Капорцевой Евгении Витальевны в пользу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России 85 354, 66 рублей.
Взыскать с Карасева Анатолия Георгиевича в пользу ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России 157 843, 06 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 16 ноября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.