Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника адвоката Клюкарёва Р.В. в интересах Мирона И. на постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2023 г., которым гражданин Республики Молдова Мирон ..., паспортные данные, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6000 руб., с административным выдворением за пределы Российской Федерации, в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, с помещением в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве,
УСТАНОВИЛ
15 ноября 2023 г. в отношении Мирона И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Черемушкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе защитник просит изменить постановление в части назначения Мирону И. дополнительного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации, указывая, что с 18 марта 2023 г. Мирон И. состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации Мирон Е.А, от которого имеется малолетняя дочь Мирон С.И, паспортные данные, находящиеся на иждивении Мирона И.
Мирон И, содержащийся в ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве, в судебное заседание не доставлен, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, обеспечил явку защитника адвоката Клюкарёва Р.В, который жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения защитника, допросив свидетеля Мирон Е.А, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч.3.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Срок пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно абз.2 п.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок действия визы или иной срок временного пребывания, либо ему выдана новая виза, либо у него (в отношении его) приняты заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 15 октября 2023 года в 11 часов 50 минут на станции "Калужская" Калужско-Рижской линии Московского метрополитена по адресу: адрес результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками 7 о/п УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г.Москве выявлен гражданин Республики Молдова Мирон И, паспортные данные, прибывший на территорию Российской Федерации 23 ноября 2021 г. в порядке, не требующем получения визы, который по истечении срока пребывания 20 февраля 2022 г. уклонился от выезда из Российской Федерации, нарушив режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, установленный п.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ". На основании Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2021 г. N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в территориальные органы МВД России с заявлением об урегулировании своего правового статуса не обращался, территорию Российской Федерации не покинул.
Действия Мирона И. квалифицированы по ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Мирона И. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении; объяснениями Мирона И.; рапортом сотрудника полиции; протоколом об административном задержании; копией паспорта иностранного гражданина; сведениями АС ЦБДУИГ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Мирона И. по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ судьей квалифицированы правильно, обстоятельства правонарушения установлены верно.
Приведенные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в действиях Мирона И, поскольку на момент совершения правонарушения последний по истечении установленного срока временного пребывания в Российской Федерации не выехал за пределы Российской Федерации.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и доказанности вины Мирона И. в его совершении.
Постановление судьи мотивировано, оно отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Вместе с тем при назначении административного наказания Мирону И. судьёй не учтено следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в ходе рассмотрения данного дела установлено не было.
В жалобе защитник Мирона И. указывает, что на территории Российской Федерации Мирон И. проживает с семьёй: супругой Мирон Е.А. и малолетней дочерью Мирон И.И, паспортные данные - гражданами Российской Федерации, в подтверждение чего к жалобе приложены подтверждающие документы: копия свидетельства о заключении 18 марта 2023 г. брака между Мироном И. и гражданкой РФ Тищенко Е.А, выданного Дворцом бракосочетания Южное Бутово Управления ЗАГС Москвы, копия свидетельства о рождении Мирон С.И, родившейся 8 мая 2023 г, родителями которой являются Мирон И. и Мирон Е.А.
Будучи допрошенной в качестве свидетеля в судебном заседании Московского городского суда, Мирон Е.А. показала, что она является женой Мирона И, от брака у супругов имеется дочь София, паспортные данные, семья проживает в квартире по адресу: адрес, которую занимает на условиях договора найма, Мирон И. в настоящее время является единственным кормильцем в семье, так как с 8 октября 2023 г. она (Мирон Е.А.) находится в отпуске по уходу за ребенком; Мирон И. очень привязан к дочери, осуществляет за ней уход и заботу, оплачивает лечение, в котором дочь нуждается по состоянию здоровья, отношения супругов основаны на любви и доверии.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются с иными представленными стороной защиты доказательствами.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Мирона И. на семейную жизнь.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Приведенные выше обстоятельства, оснований сомневаться в достоверности которых не установлено, в совокупности с материалами дела позволяют сделать вывод о прочности социальной связи Мирона И. в стране пребывания. Выдворение Мирона И. за пределы Российской Федерации не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Мирона И. на семейную жизнь.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения данного дела не было установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом семейного положения Мирона И, конкретных обстоятельств настоящего дела, прихожу к выводу о том, что постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2023 г. подлежит изменению путем исключения указания на назначение Мирону И. дополнительного административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ
Жалобу защитника Мирона И. адвоката Клюкарёва Р.В. удовлетворить.
Постановление судьи Черемушкинского районного суда г. Москвы от 16 ноября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Молдова Мирона.., паспортные данные, изменить, исключив указание на назначение ему дополнительного административного наказания в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Мирона... из ЦВСИГ ГУ МВД России по г. Москве освободить.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья
Московского городского суда Е.А. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.