Рассмотрев отчет о работе Счетной палаты города Липецка в 2013 году, представленный председателем Счетной палаты города Липецка, руководствуясь статьями 20, 36 Устава города Липецка, учитывая решение постоянной комиссии Липецкого городского Совета депутатов по экономике, бюджету и муниципальной собственности, Липецкий городской Совет депутатов решил:
1. Принять к сведению отчет о работе Счетной палаты города Липецка в 2013 году (прилагается).
2. Направить настоящее решение Главе города Липецка для официального опубликования.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Липецкого городского |
И. Тиньков |
Секретарь сессии |
Б. Бондарев |
Отчет
о работе Счетной палаты города Липецка в 2013 году
1. Вводные положения
Отчет о деятельности Счетной палаты города Липецка в 2013 году представляется к рассмотрению Липецким городским Советом депутатов в соответствии с требованиями статьи 21 Положения "О Счетной палате города Липецка".
Отчет рассмотрен и утвержден коллегией Счетной палаты города Липецка.
В отчете отражена деятельность Счетной палаты города Липецка (далее - Счетная палата) по реализации задач, определенных Федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положениями "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке" и "О Счетной палате города Липецка".
2. Задачи и функции Счетной палаты
Счетная палата наделена полномочиями органа муниципального финансового контроля и является участником всех этапов бюджетного процесса.
Основными задачами Счетной палаты в 2013 году являлись:
- организация и осуществление контроля за исполнением бюджета города, экспертиза проекта бюджета города;
- контроль за законностью, эффективностью и экономностью использования средств бюджета города;
- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- финансово-экономическая экспертиза проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, влияющих на формирование и исполнение бюджета города;
- экспертиза муниципальных программ;
- реализация результатов контрольных мероприятий и внесение предложений и рекомендаций органам местного самоуправления по улучшению организации деятельности в области городских финансов.
3. Основные показатели и результаты деятельности Счетной палаты в 2013 году
В процессе реализации поставленных задач Счетная палата осуществляла контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и иные виды деятельности, обеспечивающие единую систему контроля за исполнением бюджета города и муниципальной собственностью.
Деятельность Счетной палаты осуществлялась в соответствии с годовым планом работы, сформированным с учетом предложений Липецкого городского Совета депутатов и администрации города Липецка и утвержденным решением коллегии Счетной палаты от 27.12.2012 N 9. В отчетном году планировалось проведение 31 контрольного мероприятия, экспертно-аналитическая работа по проектам нормативных правовых актов, вносимым на рассмотрение городского Совета, организационно-методическая и информационная работа по реализации материалов проверок, участие в работе коллегиальных органов администрации города и Липецкого городского Совета депутатов. В отчетном году выполнено 31 контрольное мероприятие, для проведения которых потребовалось провести 56 проверок.
Кроме того, проведено 124 экспертно-аналитических мероприятия, по результатам которых подготовлено 95 заключений.
Динамика контрольных и экспертно-аналитических мероприятий за последние 5 лет представлена на диаграмме (рис. 1).
Рисунок 1
В отчетном году контролем охвачена деятельность 31 структурного подразделения администрации города, 18 муниципальных учреждений, 5 муниципальных предприятий и 2 прочих организаций.
В ходе контрольных мероприятий проведено 9 встречных проверок организаций и учреждений, имеющих финансовые или хозяйственные взаимоотношения с проверяемым объектом.
Использовались и другие формы и методы финансового контроля - обследования, осмотры, инвентаризации.
Контрольные мероприятия по использованию средств, выделяемых в рамках городских целевых программ, проводились с использованием элементов аудита эффективности использования бюджетных средств.
Из общего числа контрольных мероприятий инициировано:
- Липецким городским Советом депутатов |
- 17 проверок (54%) |
- Администрацией города Липецка |
- 3 проверки (10%) |
- Счетной палатой и во исполнение обязательных требований бюджетного законодательства |
- 11 проверок (36%) |
Объем средств, охваченных контролем в 2013 году, составил 9540,1 млн. руб., из которых:
а) |
Объем проверенных бюджетных средств, в том числе: |
6743,1 млн. руб. |
- в ходе внешней проверки годового отчета и бюджетной отчетности |
4240,3 млн. руб. |
|
- проверки эффективности, обоснованности и целевого использования средств, выделенных на финансирование конкретных расходов и программ |
2296,6 млн. руб. |
|
- проверки доходных источников |
206,2 млн. руб. |
|
б) |
Использование имущества, находящегося в муниципальной собственности |
280,5 млн. руб. |
в) |
Контрольные мероприятия, проводимые в отношении муниципальных долговых обязательств |
2516,5 млн. руб. |
Динамика объема бюджетных средств, охваченных контрольными мероприятиями (с учетом долговых обязательств) в 2009 - 2013 годах, приведена на диаграмме (рис. 2).
Рисунок 2
В ходе контрольных мероприятий устанавливались различные факты финансовых нарушений и недостатков.
Выявленные нарушения классифицированы в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению отчета о работе контрольно-счетного органа муниципального образования, утвержденного Решением Президиума Союза МКСО от 02.07.2011 года.
Итоговые данные о выявленных финансовых нарушениях характеризуются следующими показателями:
1. |
Нарушения и недостатки при исполнении бюджета |
Кол-во случаев |
Сумма, млн. руб. |
35 |
166,32 |
||
1.1. |
при зачислении средств в бюджет |
- |
- |
1.2. |
при предоставлении бюджетных средств |
1 |
70,0 |
1.3. |
при расходовании бюджетных средств |
34 |
96,32 |
|
из них: |
|
|
|
неправомерное использование |
22 |
49,3 |
|
нецелевое использование |
1 |
0,02 |
|
неэффективное использование |
11 |
47,0 |
2. |
Нарушения и недостатки при распоряжении муниципальной собственностью |
1 |
126,9 |
3. |
Нарушения и недостатки при планировании получения и расходования бюджетных средств |
6 |
1,5 |
3.1. |
при подготовке, рассмотрении и утверждении проекта бюджета |
- |
- |
3.2. |
при утверждении муниципальных заданий бюджетных и автономных учреждений |
4 |
1,5 |
3.3. |
при утверждении муниципальных программ |
2 |
- |
4.0. |
Нарушения при осуществлении муниципальных закупок |
4 |
18,2 |
5.0 |
Иные нарушения и недостатки |
14 |
422,3 |
5.1. |
в деятельности органов местного самоуправления, муниципальных и казенных учреждений |
6 |
8,0 |
5.2. |
в деятельности автономных учреждений, муниципальных и иных предприятий |
8 |
414,3 |
В ходе контрольных мероприятий 2013 года Счетной палатой города Липецка выявлено около 60 случаев различного рода финансовых нарушений и недостатков.
Анализируя динамику нарушений за последние три года, следует отметить, что количество выявленных фактов финансовых нарушений в отчетном году сократилось на 25%.
По итогам контрольных мероприятий 2013 года выявлено нарушений и недостатков на общую сумму 735,2 млн. руб., из которых более половины (414,3 млн. руб.) составляют нарушения и недостатки в финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений, муниципальных предприятий и иных предприятий с долей муниципалитета в уставном капитале.
Следует отметить снижение нарушений, допущенных при исполнении бюджета, - 166,3 млн. руб. против 253,5 млн. руб. в 2012 году.
В соответствии с классификатором нарушений, разработанным Счетной палатой Российской Федерации, к данной группе нарушений относятся все факты нецелевого, неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств, влекущие недопоступление средств в бюджет, безрезультатные, непроизводительные и избыточные расходы бюджета города.
В отчетном году установлен всего один случай нецелевого использования бюджетных средств в сумме 17,1 тыс. руб., неправомерное использование составило 49,3 млн. руб., неэффективное использование составило 47,0 млн. руб.
Встречались факты нарушений процедуры закупок товаров и услуг для муниципальных нужд, а именно: завышение начальной цены контракта, изменение объема и состава работ по контракту на общую сумму 18,2 млн. руб.
В сумме выявленных нарушений значительное место занимают нарушения и недостатки по учету и распоряжению муниципальной собственностью - 126,9 млн. рублей.
В отдельную группу выделены нарушения и недостатки, допущенные при планировании бюджетных расходов на финансирование муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям и муниципальных программ.
С переходом на программный бюджет значительное внимание уделялось экспертизе муниципальных программ. До момента утверждения рассмотрены 15 муниципальных программ, по пяти из них учтены замечания Счетной палаты в части уточнения целевых индикаторов и суммы расходов.
Информация о выявленных нарушениях по каждой проверке в установленный срок направлялась Главе города Липецка, председателю Липецкого городского Совета депутатов, другим заинтересованным органам, 7 материалов проверок направлено в правоохранительные органы.
Распорядителям бюджетных средств, руководителям предприятий и учреждений выписано 33 представления и 1 предписание, 30 представлений и 1 предписание снято с контроля.
По всем предписаниям и представлениям получены ответы, в которых, как правило, содержалась информация о выполнении предложений Счетной палаты, либо о том, что предложения будут учтены в дальнейшей деятельности.
Достоверность сведений, указанных в ответах, проверяется инспекторами Счетной палаты, как при очередных плановых контрольных мероприятиях, так и при проведении мероприятий последующего контроля.
Материалы проверок регулярно рассматривались на заседаниях коллегиальных органов Липецкого городского Совета депутатов и администрации города.
В 2013 году рассмотрены на заседаниях постоянных профильных комиссий городского Совета материалы 16 проверок, на заседаниях Малого Совета администрации города Липецка - 18 проверок, результаты трех проверок обсуждались на сессиях Липецкого городского Совета депутатов.
К виновным в допущенных нарушениях лицам применялись меры дисциплинарного взыскания.
По результатам проверок устранено финансовых нарушений на сумму 20,3 млн. руб.
В целях повышения эффективности работы Счетной палаты, разработки методологии контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, рассмотрения вопросов планирования, результатов контрольных мероприятий функционировала коллегия Счетной палаты.
В отчетном году подготовлено и проведено 8 заседаний коллегии, на которых рассматривались возражения по результатам контрольных мероприятий, отчет о работе Счетной палаты за 2012 год, план работы Счетной палаты на 2014 год и внесение изменений в план работы 2013 года, утверждение стандартов деятельности Счетной палаты города Липецка.
В работе коллегии принимали участие депутаты городского Совета, руководители департаментов и управлений администрации города, работники аппарата Липецкого городского Совета депутатов.
4. Контроль за исполнением бюджета города, использованием бюджетных средств по отраслям, управлением и распоряжением муниципальной собственностью
4.1. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета
В соответствии со ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и ст. 70 Положения "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке" Счетной палатой проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города и бюджетной отчетности главных распорядителей (администраторов) бюджетных средств за 2012 год.
Расходование средств городского бюджета осуществлялось двадцатью главными распорядителями средств бюджета, предоставившими бюджетную отчетность для составления сводного отчета об исполнении бюджета. Камерально проверена вся бюджетная отчетность, документально-бюджетная отчетность семи распорядителей, а именно, департаментов: финансов, экономического развития, градостроительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, по физической культуре и спорту, культуры, образования.
В результате проверки установлено недостоверное отражение отдельных показателей по строкам бюджетной отчетности департамента экономического развития. По отчету департамента транспорта фактические расходы на оплату судебных актов превысили предусмотренные решением о бюджете, что нарушило требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В комплекте сводной отчетности департаментов образования, градостроительства и архитектуры, по физической культуре и спорту, жилищно-коммунального хозяйства отсутствовали отдельные формы, предусмотренные Приказом Министерства финансов Российской Федерации.
Указанные нарушения не оказали влияния на достоверность отчетных данных об исполнении бюджета города.
В ходе внешней проверки отмечено занижение суммы задолженности по арендной плате за муниципальное имущество администратором платежа - департаментом экономического развития администрации города, что отрицательно сказалось на исполнении доходной части бюджета по неналоговым платежам.
При использовании средств резервного фонда допускалось несоблюдение принципа непредвиденности расходов и расходование средств на исполнение полномочий не возложенных на городской округ.
Выплата субсидии на компенсацию выпадающих доходов организациям, осуществляющим теплоснабжение в сумме 70 млн. руб., произведена в отсутствие порядка выплаты данных субсидий, что нарушило нормы статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Отмечены нарушения и недостатки при формировании муниципальных заданий для подведомственных автономных и бюджетных учреждений департаментами культуры, по физической культуре и спорту, жилищно-коммунального хозяйства.
Результаты внешней проверки нашли отражение в заключении Счетной палаты, направленном Липецкому городскому Совету депутатов до утверждения годового отчета об исполнении бюджета города за 2012 год.
4.2. Муниципальная собственность
Во исполнение функции контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью в департаменте экономического развития администрации города проведены проверки исполнения полномочий по владению, использованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В частности, детально проанализирован вопрос использования муниципального имущества для обеспечения обязательств третьих лиц, привлекающих заемные средства банков.
Проверкой установлено, что муниципальное имущество передавалось в залог коммерческим банкам, в целях обеспечения исполнения принятых обязательств третьими лицами, при привлечении заемных средств для осуществления двух коммерческих проектов, что нарушает требования Положения "О сделках с муниципальным имуществом", где прописан порядок предоставления имущества казны в залог, в целях обеспечения принятых обязательств только в одном случае - при привлечении заемных средств муниципальным образованием.
Проанализировав ситуацию по действующим договорам залога, отмечен высокий риск отчуждения муниципального имущества стоимостью 126,9 млн. руб., выделенного по договору залога для обеспечения кредитных обязательств ООО "КДС-Липецк".
Помимо контроля за использованием имущества казны в отчетном году проводились контрольные мероприятия в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципального унитарного предприятия "Второе ГЖУ города Липецка" и внесенного в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Рембыттехника". Отмечены факты недополучения доходов от сдачи в аренду имущества в суммах 33,6 млн. руб. и 3,5 млн. руб. соответственно.
В составе недвижимого имущества МУП "Второе ГЖУ города Липецка" находятся 62 помещения общей площадью около 5,5 тыс. кв. м, которые длительное время не используются. При рассмотрении материалов проверки Малым Советом администрации города департаменту жилищно-коммунального хозяйства дано поручение изучить возможность передачи данных помещений для нужд некоммерческих организаций, советов домов, а в случае невостребованности - реализации путем публичного предложения.
По вопросу исполнения полномочий городского округа в области градостроительной деятельности в департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Липецка проверено осуществление функций муниципального земельного контроля. По результатам проверки предложено внести изменение в Положение о департаменте, даны рекомендации по усилению контроля за использованием городских земель по целевому назначению.
4.3. Финансирование инвестиций
В отчетном году в целях осуществления контроля за использованием бюджетных средств, направленных на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, проведено 7 контрольных мероприятий.
Это проверки обоснованности эффективности и целевого использования средств, выделенных:
- на строительство общежития по ул. Комсомольской (объем финансирования 84,7 млн. руб.);
- на строительство детского сада на пересечении ул. Российская-Сельскохозяйственная (103,2 млн. руб.);
- на строительство спортзала МОУ СОШ N 55 по ул. Космонавтов (71,6 млн. руб.);
- на строительство плавательного бассейна в районе МЖК (135,7 млн. руб.);
- на реконструкцию СОШ N 27 под детский сад (филиал МОУ "Прогимназия N 59") (91,4 млн. руб.);
- на строительство школы в 28 микрорайоне (331,0 млн. руб.);
- на реализацию городской целевой программы "Водоснабжение частного сектора города Липецка на 2010 - 2012 годы" (25,2 млн. руб.).
Как видно из приведенного перечня, все основные социальные объекты, строительство которых проводилось в городе в 2013 году, были охвачены проверками.
Заказчиком работ на строительство объектов выступало муниципальное казенное учреждение "Управление строительства города Липецка".
Следует отметить определенные положительные моменты, которые явились результатом последовательной кропотливой работы работников Счетной палаты с основным заказчиком работ МКУ "Управление строительства города Липецка" по контролю за использованием средств при строительстве объектов. Так, в актах выполненных работ практически не стало встречаться фактов двойной оплаты отдельных видов работ; в расчеты сметной стоимости объектов и акты выполненных работ не включается резерв средств на непредвиденные расходы; гораздо реже, в основном по ранее заключенным контрактам, встречаются факты оплаты не учтенных на балансе заказчика временных зданий и сооружений; отмечается сокращение случаев применения завышенных цен и расценок. Все это способствовало экономии бюджетных средств при строительстве объектов.
Однако по-прежнему при проведении работ после заключения контракта выпускается множество смет на дополнительные работы, что говорит о низком качестве проектной документации, неверном формировании сметной стоимости объекта и начальной цены контракта, что в конечном итоге приводит к дополнительным затратам бюджета. Выпуск многочисленных дополнительных смет, в период исполнения муниципального контракта, влечет за собой изменение состава и объемов выполняемых работ по контракту, что нарушает нормы законодательства о муниципальных закупках.
Так, при строительстве общежития по ул. Комсомольская объем и состав работ по контрактам был изменен на 11,0 млн. руб., при строительстве детского сада на пересечении улиц Российская - Сельскохозяйственная - на 5,7 млн. руб.; при реконструкции МОУ СОШ N 27 под детский сад - на 1,8 млн. руб.
При строительстве 1 этапа школы в 28 микрорайоне удорожание строительно-монтажных работ из-за ошибок в проектно-сметной документации, а также по письмам эксплуатирующей организации (департамента образования) составило 11,8 млн. руб. Несмотря на выводы экспертизы о достоверности сметной стоимости объекта, в период исполнения контракта проектировщиком по письмам заказчика корректировалась сметная стоимость материалов в сторону увеличения без изменения их количества, что привело к дополнительному расходу бюджетных средств в сумме 20,7 млн. руб.
В числе других финансовых нарушений, влекущих неэффективное использование средств бюджета при строительстве объектов, можно выделить факты приобретения оборудования, не нашедшего применения, временное отвлечение бюджетных средств, непредъявление санкций за нарушение сроков строительства.
Проверкой эффективности и целевого использования средств, выделенных на реализацию городской целевой программы "Водоснабжение частного сектора города Липецка на 2010 - 2012 годы", отмечено, что цели и задачи, намеченные при утверждении Программы, не достигнуты, из шести запланированных к строительству объектов водопроводных сетей четыре не введены в эксплуатацию. На незавершенные объекты необходимо было изыскать средства в рамках других Программ, что нарушает основной принцип целевого программирования и затрудняет контроль за использованием бюджетных средств.
4.4. Благоустройство города
В рамках контроля за использованием финансовых средств, выделяемых на благоустройство территорий города, проведены проверки:
- обоснованности формирования тарифов на ручную и механизированную уборку улиц города.
Эффективности, законности и целевого использования средств, выделенных на:
- исполнение полномочий городского округа по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов;
- реализацию ведомственной целевой программы "Ремонт сетей дождевой канализации города Липецка на 2012 - 2014 годы";
- реализацию городской целевой программы "Липецкие скверы" (2011 - 2013).
Проверками отражено, что в городе отсутствуют единые, экономически обоснованные нормы и расценки на ручную и механическую уборку улиц, применяемые тарифы сформированы на базе фактических затрат МУ "СПАТ" по уборке города Липецка".
Нарушаются Правила благоустройства города в части соблюдения кратности уборки территорий, недостаточно эффективно отлажена работа по организации сбора, вывоза и утилизации ТБО и крупногабаритного мусора в районах индивидуальной застройки. Все это отрицательно сказывается на состоянии убираемых территорий. В районах частного сектора постоянно образуются места несанкционированных свалок мусора, уборка которых оплачивается из бюджета города. В 2013 году сумма средств, выделенных из бюджета города на ликвидацию стихийных свалок и мусора из контейнеров в местах их образования, составила 25,7 млн. руб., что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году.
Для решения задачи реконструкции существующих и завершения строительства недостроенных сетей дождевой канализации была разработана и реализовывалась ведомственная программа "Ремонт сетей дождевой канализации города Липецка на 2012 - 2014 годы".
На финансирование Программы было выделено 12 млн. руб. (7,0 млн. руб. в 2012 году и 5,0 млн. руб. в 2013 году), причем на третий год исполнения Программы финансирование не предусмотрено.
Из семи разработанных проектов на ремонт сетей ливневой канализации работы выполнялись только по трем и не в полном объеме. В результате неэффективно потрачены средства на разработку нереализованных проектов в сумме 0,5 млн. руб. Средства программы в сумме 3 млн. руб. использованы на механическую очистку водоотводных каналов, что не соответствует наименованию, задаче и целевому индикатору Программы. Более того, финансирование мероприятий по очистке водоотводных каналов производится вне Программы за счет средств, выделенных на текущее содержание сетей дождевой канализации.
В рамках исполнения городской целевой программы "Липецкие скверы" произведены капитальный ремонт и благоустройство сквера Мендельсона на набережной реки Воронеж (2,1 млн. руб.) и сквера по ул. Шкатова (2,5 млн. руб.), изготовлена проектно-сметная документация на ремонт сквера по ул. Крупской. Однако денежные средства, запланированные на ремонт объекта, были перераспределены на другую статью расходов, гарантийный срок на качество выполненных проектных работ истек.
По обследованиям специалистов, 17 скверов и бульваров города требуют капитального ремонта. На 2014 - 2016 годы денежных средств на проведение данных работ не предусмотрено. Предлагаем работы по благоустройству скверов и бульваров города производить на постоянной основе, включив одним из мероприятий в городскую Программу по благоустройству. В ходе проверки сделаны замечания по целевому индикатору, применяемому для оценки эффективности Программы, который не характеризует состояние скверов и бульваров в городе.
4.5. Жилищно-коммунальное хозяйство
В отчетном году не осталась без внимания контрольного органа наиболее проблемная отрасль города - жилищно-коммунальное хозяйство.
Счетной палатой проведен аудит эффективности и целевого использования средств, выделенных на реализацию городских целевых программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства:
- "Установка приборов учета энергоресурсов в жилищном фонде города Липецка на 2010 - 2012 годы";
- "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Липецка на 2009 - 2012 годы";
- городской ведомственной программы "Повышение комфортности проживания в жилищном фонде города Липецка на 2010 - 2012 годы".
Кроме того, проверена финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих населению жилищно-коммунальные услуги:
- МУП "Аварийно-диспетчерская служба городского хозяйства" г. Липецка;
- ОАО "Липецкая городская энергетическая компания".
Анализируя исполнение Программы по установке приборов учета энергоресурсов в жилищном фонде, Счетная палата отметила некорректность отдельных целевых показателей Программы по следующим причинам.
При формировании Программы для установки приборов учета включаются дома, в которых технически невозможна установка приборов. Так, при реализации Программы в 2012 году выявлено 110 адресов, по которым технически невозможна установка приборов учета холодной воды. Финансирование Программы производилось и за счет других источников (фонда энергосбережения, средств фонда содействия реформированию ЖКХ, выделенных на капремонт МКД), при этом финансовые потоки в рамках одной программы не объединены, что не позволяет объективно оценить достижение поставленной цели. Так, плановый показатель Программы - "доля домов, оснащенных приборами УХВ", в 2011 году составил 80,9%, а при учете средств фонда энергосбережения данный показатель составил 89,9%, а в 2012 году показатель составил 100,8% при отраженном в программе в 98,2%.
Анализируя информацию об использовании в расчетах со снабжающими организациями приборов учета холодной воды и теплоэнергии, установленных в 2012 году, за октябрь - ноябрь 2013 года наблюдается следующее.
По приборам учета холодной воды, установленным по 39 адресам, обслуживаемым ООО "ГУК "Привокзальная", использовались в расчетах со снабжающими организациями в октябре 2013 года показания ОДН только по 6 адресам (15%), а в ноябре - по 11 адресам (28%), а из 37 приборов учета теплоэнергии в расчетах не участвовал ни один прибор.
В то же время, из 21 прибора УХВ, установленного в 2012 году в домах, обслуживаемых ООО "УК "Матырское", показания общедомовых приборов учитывались по 20 домам, или на 95%.
По пояснению директора ООО "Управляющая компания "Привокзальная", все приборы находятся в рабочем состоянии, однако их показания не использовались в расчетах по причине отсутствия на приборах контрольных пломб.
Из приведенных данных можно сделать вывод, что основная задача реализации Программы - организация коммерческого учета горячей воды, питьевой воды и тепловой энергии на вводах инженерных сетей в жилые здания и переход на расчеты с поставщиками за потребленные энергоресурсы и воду в соответствии с показаниями коллективных приборов учета, в полной мере не достигнута, а использование бюджетных средств без достижения поставленных задач расценивается как неэффективное.
В рамках программы "Повышение комфортности проживания в жилищном фонде города Липецка на 2010 - 2012 годы" производился ремонт внутридворового асфальтового покрытия, установка энергоэкономичных светильников и детских игровых городков. В связи с выделением работ по асфальтированию дворов в отдельную Программу и исполнение работ по установке энергосберегающих приборов за счет другого источника, к 2012 году в программе остались только мероприятия по установке игровых городков.
Достижение целей Программы выражается через единственный целевой индикатор - общее количество установленных детских игровых городков. Данный индикатор не дает объективной оценки общего состояния оснащенности дворовых территорий города, нуждающихся в детских игровых городках. Для оценки эффективности следует применять относительные показатели, например доля дворов, оснащенных (не оснащенных) детскими игровыми городками.
Аналогичная ситуация наблюдается при оценке эффективности программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов города Липецка на 2009 - 2012 годы".
Применяемые целевые индикаторы программы не позволяют сделать объективные выводы об эффективности ее реализации и об удовлетворенности населения качеством проводимых работ.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, а также акционерного общества, контрольный пакет акций которого принадлежит муниципалитету, проводились в целях оценки эффективности их финансового состояния, управления муниципальным имуществом и выявления неиспользованных резервов.
Так, в ходе проверки МУП "Аварийно-диспетчерская служба" установлены факты недополучения доходов по договорам аренды на сумму 0,7 млн. руб., завышены расходы на оплату труда на сумму 10,3 млн. руб., за счет сверхнормативной численности работающих (диспетчера, начальники участка) и завышения разрядов оплаты труда рабочих.
При расчете тарифа на аварийное обслуживание не учитывались площади жилфонда, обслуживаемые ТСЖ, что искажало показатели для расчета тарифа населению в сторону увеличения.
Изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации, к объектам финансового контроля отнесены хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных капиталах, что позволило провести проверку финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" за 2011 и 2012 год. Оценивая финансовое состояние общества, отмечен опережающий рост себестоимости по сравнению с ростом выручки, что отрицательно сказалось на величине прибыли предприятия. Фактическая величина потерь электроэнергии, тепловой энергии, холодной воды и теплоносителя превышает утвержденные нормативы.
Расчетная сумма сверхнормативных потерь составила 222,3 млн. руб., в том числе в 2011 году - 52,3 млн. руб., в 2012 году - 170,0 млн. руб., т.е. увеличилась практически в 3 раза.
Дебиторская и кредиторская задолженность за 2 года выросла более чем в 2 раза. Установлены факты завышения себестоимости за счет включения в ее состав необоснованных и документально неподтвержденных затрат, завышения расчетной численности управленческого персонала.
Материалы проверок рассмотрены на заседании Малого Совета администрации города, постоянной комиссией Липецкого городского Совета депутатов по экономике, бюджету и муниципальной собственности.
4.6. Муниципальный транспорт
В отчетном году Счетной палатой города проведен аудит эффективности реализации городской ведомственной программы "Обновление подвижного состава пассажирского автомобильного и электрического транспорта города Липецка (2012 - 2014 годы)".
В рамках Программы первоначально планировалось приобретение в течение трех лет семи единиц автобусов и четырех трамваев на 80 млн. рублей.
Распоряжениями департамента транспорта, дорог и благоустройства города Липецка внесен ряд изменений в Программу, в результате чего срок реализации Программы сокращен до одного года для выполнения единственного мероприятия - обновление подвижного состава автобусов в количестве 6 единиц на сумму 27,08 млн. руб.
Система показателей целевой программы представлена единственным индикатором - средний возраст подвижного состава.
При этом значение целевого индикатора планируется с ростом к периоду, предшествующему году реализации Программы (средний возраст автобусов в 2011 году - 8,0 лет, 2012 год - 8,3 года).
Анализ показал, что процесс старения подвижного состава опережает его обновление и, следовательно, достижение запланированного среднего возраста автобусов связано не только с приобретением новых автобусов, а в большей мере со списанием самортизированного транспорта. Так, 2012 году приобретено 6 автобусов, списан 21 автобус.
Предусмотренный программой единственный целевой индикатор не позволяет дать точную оценку эффективности проводимого мероприятия. Счетная палата считает, что в числе оценочных показателей программы можно было использовать ряд других индикаторов, которые позволили бы более объективно провести оценку конечного результата и эффективность использования средств для его достижения, например: количество сходов по причине технических неисправностей, снижение эксплуатационных затрат автотранспортного предприятия, увеличение объема пассажирских перевозок.
По результатам проведенной проверки Счетная палата города Липецка рекомендовала департаменту транспорта, дорог и благоустройства администрации города Липецка в дальнейшем, при разработке аналогичных программ, предусматривать целевые индикаторы, позволяющие осуществлять оценку конечного результата и эффективность использования бюджетных средств, выделенных на реализацию программы.
4.7. Социально-культурная сфера городского округа
В рамках контроля за расходованием бюджетных средств, использованием муниципального имущества и эффективностью деятельности муниципальных учреждений социально-культурной сферы проведены мероприятия по использованию средств, выделенных:
- на финансирование городской целевой программы "Развитие массового спорта и подготовка спортивного резерва в городе Липецке на 2010 - 2012 годы" (26,8 млн. руб.);
- на социальную поддержку молодых семей;
- на финансирование дошкольного образования (1444,0 млн. руб.);
- на реализацию программы "Организация и проведение городских праздничных мероприятий в городе Липецке (2010 - 2012 г.)" (12,4 млн. руб.).
Кроме того, проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципальных автономных учреждений "Спортивный комплекс "Звездный" и "Городской дворец культуры".
Наиболее финансовоемким из всех перечисленных направлений являлось финансирование дошкольного образования (более 1 млрд. руб.). Анализируя использование средств в этой сфере, следует отметить, что расходы на дошкольное образование за четыре последних года в абсолютной величине увеличились почти на 50%, их доля в расходах городского бюджета возросла с 12,9% до 16%.
Планомерно проводится работа по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" о доведении средней заработной платы педагогических работников детских садов до средней заработной платы в сфере общего образования в регионе и по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" об обеспечении 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
В целях расширения форм и способов получения дошкольного образования за счет средств городского и областного бюджетов осуществлялись выплаты субсидий физическим лицам, занимающимся воспитанием детей в возрасте от 3 до 7 лет на дому (не обеспеченных местами в ДОУ), субсидируется часть затрат негосударственных ДОУ, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Для улучшения положения в сфере дошкольного образования необходимо продолжить работу по увеличению количества мест в дошкольных учреждениях, в том числе в частных учреждениях, повышению заработной платы и стимулированию работы прочего персонала ДОУ.
При проверках деятельности автономных учреждений социальной сферы даны рекомендации по совершенствованию механизма разработки муниципальных заданий и отражению расходов, связанных с их выполнением.
4.8. Управление
К вопросам совершенствования управления городом, развития его экономического потенциала можно отнести мероприятия по контролю за использованием средств, выделенных:
- на исполнение плана мероприятий по выполнению наказов жителей города в 2012 году;
- на развитие экономической зоны технико-внедренческого типа МБУ "Технопарк-Липецк".
В план мероприятий по выполнению наказов жителей в 2012 году включались такие мероприятия, как ремонт школ, детских дошкольных учреждений, домов культуры, ремонт систем водоснабжения и водоотведения в районах частного сектора, переселение граждан из аварийного и ветхого жилья, ремонт подъездов, т.е. работы, которые ежегодно планово проводятся за счет средств бюджета города в рамках городских целевых программ.
В связи с этим Счетной палатой города рекомендовано, средства, выделяемые для исполнения наказов избирателей, направлять на решение первоочередных вопросов благоустройства, мероприятия по округам планировать при активном участии Советов общественного самоуправления (СОСов). Проверка исполнения наказов избирателей в рамках деятельности СОСов за 2013 год проводится в первом квартале 2014 года.
Неоднократно обращалось внимание депутатского корпуса на деятельность экономической зоны технико-внедренческого типа "Липецк-Техноплюс" и созданного для обеспечения ее деятельности муниципального бюджетного учреждения "Технопарк-Липецк".
Для создания Технопарка учреждению передан в оперативное управление комплекс недвижимого имущества, расположенного в городе Липецке по адресу: г. Липецк ул. 9 мая N 27, 29. Основная часть недвижимого имущества была передана в непригодном для использования состоянии (системы отопления, водоснабжения повреждены или демонтированы, система электроснабжения отключена), около 40% недвижимого имущества использовалось сторонними организациями без оформления договоров аренды, что привело к недополучению доходов в сумме около 700 тыс. рублей.
Департаментом экономического развития не в полной мере осуществлялись полномочия учредителя, субсидии на исполнение муниципального задания 4,0 млн. руб. и иные цели 3,4 млн. руб. выделены с нарушением установленного порядка. Практическая деятельность по управлению Технопарком представлена чисто теоретически, в виде разработки концепции создания и развития Технопарка и бизнес-плана стоимостью 2,9 млн. руб.
Материалы проверки рассматривались на заседании Малого Совета администрации города Липецка. Учредителем принято решение о смене руководителя учреждения.
5. Экспертно-аналитическая работа
В соответствии с Положением "О Счетной палате города Липецка", одной из важнейших задач Счетной палаты является финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов местного самоуправления, влияющих на формирование и исполнение бюджета города или затрагивающих муниципальную собственность, а также городских целевых программ. Экспертно-аналитическая деятельность в 2013 году осуществлялась по следующим направлениям:
- по проекту бюджета города Липецка, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам муниципального долга и дефицита городского бюджета;
- по проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса в городе Липецке;
- по проектам нормативно-правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение городского Совета;
- по проектам муниципальных программ;
- по согласованию сделок с муниципальным имуществом;
- по предоставлению льгот и преференций.
Во исполнение поставленных задач проведено 124 экспертно-аналитических мероприятия. Подготовлено 95 заключений по проектам нормативно-правовых актов, внесенных на рассмотрение Липецкого городского Совета депутатов. В том числе подготовлены заключения:
- по проекту бюджета, отчету об исполнении бюджета |
- |
3 |
- по внесению изменений в бюджет |
- |
7 |
- по проектам нормативных правовых актов |
- |
43 |
- по муниципальным программам |
- |
19 |
- по вопросам распоряжения муниципальной собственностью |
- |
10 |
- по предоставлению льгот и преференций |
- |
9 |
- прочие вопросы |
- |
4 |
Из общего числа заключений по 67 имелись замечания и предложения. Из них 55 учтено при принятии решений.
Общее количество материалов, по которым проводилась финансово-экономическая экспертиза с составлением заключений, по сравнению с прошлым годом возросло на 14%, что связано с переходом на Программный бюджет. До рассмотрения проекта бюджета все муниципальные программы рассмотрены Счетной палатой города Липецка в соответствии со стандартом финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ.
Целью финансово-экономической экспертизы является подтверждение полномочий по установлению расходного обязательства, подтверждение обоснованности размера расходного обязательства, установление экономических последствий принятия расходного обязательства для бюджета города, объективность целевых индикаторов.
Так, в проекте муниципальной программы "Культура города Липецка на 2014 - 2016 годы" отражена цель, которая соответствует Стратегическому плану развития города по укреплению его культурного потенциала, сохранению богатого культурного наследия и традиций.
Для достижения цели поставлены задачи, разработаны мероприятия, выделено соответствующее финансирование. Однако основные мероприятия и целевые индикаторы Программы не позволяют сделать вывод о том, что задачи Стратегического плана развития города по развитию материально-технической базы досуговых организаций (строительство концертного зала, здание цирка и театра оперы и балета) могут быть решены в период реализации Программы.
В сведениях о целевых индикаторах и показателях задач муниципальной программы не нашли отражения такие показатели, как "обеспеченность жителей досуговыми организациями", "обеспеченность жителей книжным фондом", "количество праздничных мероприятий на 1 жителя", "обновляемость фонда библиотек", "число посетителей зоопарка", что не позволяет достаточно оценить степень эффективности использования бюджетных средств.
На необходимость расширения целевых индикаторов, применяемых для оценки эффективности программы, указано в ходе финансово-экономической экспертизы большинства городских программ.
Экспертизой муниципальных программ "Жилищно-коммунальное хозяйство города Липецка на 2014 - 2016 годы", "Развитие транспорта и дорожного хозяйства города Липецка на 2014 - 2016 годы" указано на необходимость привлечения для отдельных мероприятий программ средств частных инвесторов, что снизит финансовую нагрузку на бюджет города.
Экспертизой программы "Охрана окружающей среды города Липецка на 2014 - 2016 годы" указано на экономическую нецелесообразность проведения мероприятий, оказывающих ничтожное влияние на решение поставленной задачи.
В 2013 году неоднократно вносились изменения в нормативные акты, повышающие размеры оплаты труда работников бюджетной сферы, устанавливающих поощрительные выплаты и именные премии в отраслях социальной сферы. Своевременная финансовая экспертиза принимаемых по вышеуказанным вопросам нормативных актов позволила улучшить материальное обеспечение широкого круга работников бюджетной сферы.
В отчетном году подготовлено 10 заключений по вопросам распоряжения муниципальной собственностью, 9 заключений по предоставлению льгот и преференций. Это связано в основном с участившимися обращениями государственных органов федерального и регионального уровней о безвозмездной передаче на другой уровень собственности или в безвозмездное пользование занимаемых площадей. Для выработки единой позиции муниципалитета по данным вопросам в I квартале текущего года проводятся проверки эффективности предоставленных льгот и преференций, а также передачи имущества по договорам безвозмездного пользования.
Замечания Счетной палаты учтены при внесении изменений в проекты Положений: "О сделках с муниципальным имуществом", "О залоговом фонде города Липецка".
Счетная палата принимала активное участие в обсуждении новой редакции Устава города Липецка.
6. Информационная деятельность. Взаимодействие с государственными и муниципальными органами
В отчетном году Счетная палата города продолжила работу по публичному представлению своей деятельности. Информация о результатах контрольных мероприятий, экспертно-аналитической деятельности оперативно направлялась в Липецкий городской Совет депутатов, Главе города, при необходимости председателям отраслевых департаментов и в правоохранительные органы.
Счетная палата города имеет собственную страницу на официальном сайте Липецкого городского Совета депутатов, где размещена общая информация о контрольном органе, планы проверок, заключения, отчеты о результатах работы.
В отчетном году средства массовой информации неоднократно отражали деятельность контрольного органа, в основном касающуюся рассмотрения материалов проверок Счетной палаты на заседаниях постоянных профильных комиссий городского Совета депутатов. Счетная палата взаимодействовала со структурными подразделениями администрации города в части предоставления необходимой информации, рассмотрения материалов проверок, устранения нарушений, разработки и принятия необходимых правовых актов для решения возникших ситуаций.
Счетная палата принимает участие в работе коллегиальных органов администрации города, комиссии по противодействию коррупции, комиссии по предоставлению льгот при проведении капитального ремонта арендованных объектов.
В отчетном году заключено Соглашение о взаимодействии с Прокуратурой Липецкой области. Продолжалась работа в рамках ранее подписанных соглашений о сотрудничестве и информационном взаимодействии с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Липецкой области и городу Липецку, территориальным управлением Федерального казначейства Российской Федерации.
В отчетном году значительная работа проведена по развитию сотрудничества и взаимодействия по вопросам совершенствования муниципального финансового контроля, обмена опытом работы с Союзом муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований.
Счетная палата города с 2008 года состоит членом Союза муниципальных контрольно-счетных органов России. Председатель Счетной палаты входит в состав учебно-методической комиссии Союза МКСО и принимала участие в работе XII конференции Союза МКСО и общего собрания Представительства Союза МКСО по Центральному федеральному округу.
Для успешного выполнения возложенных функций необходимо постоянное совершенствование профессионального уровня. Инспекторы Счетной палаты обучаются на курсах и семинарах, организуемых Ассоциацией контрольно-счетных органов России на базе Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и НОУ "Межрегиональный информационный экономико-правовой центр" г. Санкт-Петербург. В 2013 году обучение по программам: "Финансовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) бюджетных, казенных и автономных учреждений" и "Планирование и организация закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ" прошли 5 человек.
7. Основные направления деятельности Счетной палаты города в 2014 году
Муниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементом правового государства. Как завершающая стадия цикла управления финансовый контроль должен давать картину того, какие результаты получены по принятым управленческим действиям в подконтрольной финансовой сфере.
Переход к Программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы финансового контроля, первым шагом которого стало принятие в июле 2013 года Федерального закона N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законом существенно изменен раздел Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющий вопросы муниципального финансового контроля.
Проведение внешнего муниципального финансового контроля отнесено к исключительным полномочиям контрольно-счетных органов, созданных представительными органами местного самоуправления.
Расширены полномочия контрольно-счетных органов в части проведения аудита эффективности бюджетных расходов, экспертизы муниципальных программ, введено новое направление - аудит в сфере закупок.
Значительно усилена административная ответственность за финансовые и бюджетные правонарушения. Контрольно-счетные органы наделяются правом направлять уведомления для привлечения к административной ответственности по 16 статьям бюджетных нарушений.
В условиях, когда возможности постоянного и быстрого роста бюджетных расходов практически исчерпаны, требуется их оптимизация, рациональное распределение ресурсов, повышение эффективности и результативности, внедрение механизма аудита расходов. В этой связи деятельность Счетной палаты города Липецка в текущем финансовом году и ближайшую перспективу будет направлена на:
- контроль экономности, результативности и эффективности использования средств бюджета города;
- мониторинг финансового положения городского округа, изменения основных параметров бюджета, структуры расходов, муниципального долга;
- продолжение формирования системы стандартизации, методологии и методического обеспечения финансового контроля;
- совершенствование взаимодействия с администрацией города по вопросам действенной реализации результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
- развитие профессионального сотрудничества и обмена опытом, совершенствование методов и качества финансового контроля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 29 апреля 2014 г. N 853 "Об отчете о работе Счетной палаты города Липецка в 2013 году"
Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия
Текст решения опубликован в "Липецкой газете" от 25 июня 2014 г. N 122