Комментарий к Закону Липецкой области от 24 марта 2011 г. N 476-ОЗ
"О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, на территории Липецкой области"
Статья 1. Общие положения
Статьей 31 Конституции РФ закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Комментируемый Закон принят во исполнение части 3.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закона о собраниях), согласно которой порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о собраниях, определяется законом субъекта РФ с учетом требований Закона о собраниях, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (часть 1 статьи 2 Закона о собраниях).
Как предусмотрено Федеральным законом (статья 8), публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Запрещается проведение публичного мероприятия в таких местах, как:
- территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
- путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
- территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения установлены Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В п. 2 комментируемой статьи определено, что в его целях:
1) к объектам транспортной инфраструктуры, используемым для транспорта общего пользования, относятся:
- железнодорожные пути;
- трамвайные;
- внутренние водные пути;
- контактные линии;
- автомобильные дороги;
- мосты;
- вокзалы;
- железнодорожные станции;
- автобусные станции;
- аэродромы;
- аэропорты;
- объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
- иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
2) к транспорту общего пользования относятся:
- автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт (автобусы, трамваи, троллейбусы);
- легковые и грузовые автомобили и иные транспортные средства, осуществляющие регулярную перевозку пассажиров согласно установленным маршрутам движения и (или) перевозку грузов, багажа и грузобагажа.
В п. 3 комментируемой статьи установлено, что действие Закона не распространяется:
- на публичные мероприятия, проводимые на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры. В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о собраниях порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особенностей таких объектов и требований Закона о собраниях;
- на культурно-массовые мероприятия, проводимые по решению органов государственной власти Липецкой области или органов местного самоуправления.
В п. 4 комментируемого закона указано, что подача уведомления о проведении публичного мероприятия на территории области осуществляется в соответствии с Законом Липецкой области от 2 мая 2006 года N 283-ОЗ "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Липецкой области" (далее - Закон N 283-ОЗ).
В общем случае, уведомление подается в письменной форме организатором или уполномоченными им лицами в уполномоченный исполнительный орган государственной власти области или администрацию муниципального образования в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При подаче уведомления организатором - гражданином или несколькими гражданами предъявляется паспорт или документ, его заменяющий.
В случае, если организатором являются политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, то уведомление подается представителем соответствующего объединения по предъявлении документа, подтверждающего его полномочия.
Если публичное мероприятие проводится на территории одного муниципального образования, то уведомление о его проведении подается в администрацию муниципального образования. Если планируется проведение публичного мероприятия на территории двух и более поселений и (или) с предполагаемым количеством участников 1000 и более человек, то уведомление подается в администрацию муниципального района. В обоих случаях администрация муниципального образования обязана в течение суток со дня получения уведомления уведомить уполномоченный исполнительный орган государственной власти.
К уведомлению прилагается регламент проведения публичного мероприятия. Получение уведомления подтверждается уполномоченным исполнительным органом государственной власти области или администрацией муниципального образования документально с указанием даты и времени его получения.
За нарушение установленного порядка организации публичного мероприятия с организаторов взыскивается административный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (часть 1 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Статья 2. Обязанности уполномоченных исполнительных органов государственной власти области, администрации муниципального образования по обеспечению прав граждан, транспортной безопасности и безопасности дорожного движения при организации и проведении публичного мероприятия
Пунктами 1 и 2 комментируемой статьи установлено, что после получения уведомления о проведении публичного мероприятия на объекте транспортной инфраструктуры уполномоченные исполнительные органы государственной власти области, администрация муниципального образования рассматривают его и определяют возможность проведения публичного мероприятия при тех условиях, которые указаны в уведомлении. При рассмотрении учитываются места, определенные нормативными правовыми актами администрации области, администрации муниципального образования.
При проведении публичного мероприятия согласно п. 3 комментируемой статьи нельзя использовать транспортные средства:
- эксплуатация которых запрещена правилами дорожного движения. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утверждены постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;
- создающие опасность перевозимым пассажирам или грузам;
- разрешенная максимальная масса которых, а также перевозимые ими крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы, могут повредить дорожное покрытие, подземные и наземные пешеходные переходы и коммуникации, тоннели, мосты и иные инженерно-технические объекты. Параметры крупногабаритного, тяжеловесного грузов определены в Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 27 мая 1996 г.;
- используемые для перевозки опасных грузов. Перечень опасных грузов, допущенных к перевозкам автомобильным транспортом, приведен в приложении 7.3 к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73.
Кроме того, при проведении публичного мероприятия запрещено использовать транспортные средства в случае объявления о штормовом предупреждении (оповещении) или ином опасном природном явлении.
Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает обязанность уполномоченных исполнительных органов государственной власти области и администрации муниципального образования:
- обеспечивать в пределах своей компетенции проведение публичного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального и комментируемого Законов;
- учитывать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения;
- информировать уполномоченный исполнительный орган государственной власти области в сфере транспорта о необходимости организации транспортного обслуживания населения в соответствии с ранее установленным расписанием. До сведения населения через средства массовой информации в течение 10 дней до дня проведения публичного мероприятия доводится информация об изменении расписания или маршрута движения транспорта общего пользования, возникшем в связи с проведением публичного мероприятия;
- обеспечивать временное ограничение или прекращение движения транспортных средств в связи с проведением публичного мероприятия с указанием путей объезда.
В пунктах 5 и 6 комментируемой статьи закрепляется право органов власти, рассматривающих уведомление о проведении публичного мероприятия на проезжей части объекта транспортной инфраструктуры, предложить организаторам провести его на прилегающей к нему территории (тротуар, сквер, другая территория), если таковая имеется. В этом случае органам власти необходимо в пределах своей компетенции обеспечить проведение публичного мероприятия исключительно на указанной территории.
Пунктом 7 комментируемой статьи установлено, что органы власти принимают дополнительные меры по обеспечению безопасности участников публичного мероприятия и участников дорожного движения, сохранности багажа, грузов, грузобагажа.
Статья 3. Обязанности организатора и участников публичных мероприятий
Пунктом 1 комментируемой статьи установлено, что в обязанности организаторов и участников публичного мероприятия входит соблюдение требований Закона о собраниях, комментируемого Закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В п. 2 данной статьи определено, что в поданном организаторами уведомлении о проведении публичного мероприятия с использованием транспортных средств по форме, утвержденной Законом N 283-ОЗ, указываются следующие сведения:
- цель публичного мероприятия;
- форма публичного мероприятия (собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование);
- место (места) проведения публичного мероприятия;
- маршруты движения участников публичного мероприятия;
- дата проведения публичного мероприятия;
- время начала и окончания публичного мероприятия;
- предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
- формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, использования звукоусиливающих технических средств;
- сведения об организаторе публичного мероприятия (фамилия, имя, отчество (наименование) организатора публичного мероприятия, место жительства или пребывания (место нахождения), номер телефона);
- фамилия, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
- дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия;
- информация об использовании транспортных средств: общее количество и категории транспортных средств, которые предполагается использовать при проведении публичного мероприятия, маршрут их движения, включая протяженность, место начала и окончания маршрута, средняя скорость движения транспортных средств (в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств).
Подписывается уведомление организатором и лицом (лицами), уполномоченным организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
В пункте 3 говорится о том, что если при проведении публичного мероприятия используются транспортные средства со звукоусиливающими техническими средствами, светотехническими и иными устройствами в целях оформления транспортных средств, а также на транспорт устанавливается оборудование, то необходимым является соблюдение правил дорожного движения и требований безопасности дорожного движения.
Статья 4. Требования к определению норм предельной заполняемости объекта транспортной инфраструктуры при проведении публичного мероприятия
В комментируемой статье закреплены нормы предельной заполняемости объекта транспортной инфраструктуры при проведении публичного мероприятия.
В случае, если публичное мероприятие проводится на объекте транспортной инфраструктуры, непосредственно прилегающем к зданию, занимаемому государственным органом, то нормы предельной заполняемости устанавливаются администрацией области. В остальных случаях нормы утверждаются администрацией муниципального образования.
Кроме этого, в статье указана особенность расчета норм предельной заполняемости объекта транспортной инфраструктуры, который имеет в месте проведения публичного мероприятия несколько проезжих частей. Для таких объектов норма рассчитывается таким образом, чтобы не менее половины проезжих частей могли использоваться для движения транспорта, который не используется в публичном мероприятии, а при необходимости и для движения граждан, которые не участвуют в публичном мероприятии.
Также при проведении публичного мероприятия определяется предельное количество транспортных средств, которые могут двигаться в составе одной организованной транспортной колонны.
Статья 5. Места проведения публичного мероприятия, где не могут использоваться транспортные средства
При проведении публичного мероприятия нельзя использовать транспортные средства на дорогах с односторонним движением, а также на участках дорог, если:
- по ним запрещено движение всех механических транспортных средств или категорий транспортных средств, используемых в публичном мероприятии;
- они выделены для движения общественного транспорта;
- на них осуществляется их техническое обслуживание или ремонт.
Статья 6. Вступление в силу настоящего Закона
Пункт 1 комментируемой статьи определяет момент вступления в силу комментируемого Закона - по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Текст Закона опубликован в "Липецкой газете" от 30 марта 2011 г. N 59, соответственно, Закон вступает в силу 9 апреля 2011 года.
Пунктом 2 установлена обязанность администрации области и администрации муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу комментируемого Закона установить нормы предельной заполняемости объекта транспортной инфраструктуры при проведении публичного мероприятия.
Н.В. Панова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
30 июля 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Панова Н.В. Комментарий к Закону Липецкой области от 24 марта 2011 г. N 476-ОЗ "О порядке проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, на территории Липецкой области" - Система ГАРАНТ, 2011 г.