Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" г. Великие Луки на решение Великолукского городского суда Псковской области от 27 февраля 2023 года (N 2а-11/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 1 июня 2023 года по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" г. Великие Луки к прокуратуре Псковской области, прокуратуре города Великие Луки Псковской области и заместителю прокурора города Великие Луки Псковской области Кондратьевой Е.А о признании незаконным представления прокурора.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" г. Великие Луки Беляева А.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" г. Великие Луки (далее - МУП "Тепловые сети" города Великие Луки) обратилось в суд с административным иском к прокуратуре Псковской области, прокуратуре города Великие Луки Псковской области, заместителю прокурора города Великие Луки Псковской области Кондратьевой Е.А о признании незаконным представления прокурора от 10 января 2022 года N 2165ж-2021 "Об устранении нарушений трудового законодательства".
В обоснование заявленных требований указало, что по результатам проверки по обращению работника учреждения Буянкова И.В, в котором тот просил рассмотреть вопрос о правомерности отстранения его от работы в связи с отказом от проведения прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) заместителем прокурора города было вынесено представление. На момент отстранения работника от работы количество привитых в Учреждении работников составляло 73% от общей численности работников. Указанным представлением установлено, что отстранение от работы Буянкова И.В. произведено предприятием на законных основаниях, но при этом работник должен был быть восстановлен на работе при достижении на предприятии доли вакцинированных сотрудников в размере 80% от общей численности работников, то есть с 26 ноября 2021 года. Кроме того, работнику должна быть начислена и выплачена средняя заработная плата за время вынужденного прогула, с 26 ноября 2021 года по день восстановления работе.
Административный истец считал оспариваемое представление прокурора нарушающим права и законные интересы предприятия, как порождающее негативные правовые последствия, включая привлечение к административной ответственности за невыполнение в срок законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий.
Ссылаясь на положения постановления Главного государственного санитарного врача Псковской области N 27 от 8 октября 2021 года и распоряжение Администрации города Великие Луки N 312-р от 18 октября 2021 года, отмечало, что период отстранения работника, отказавшегося от вакцинирования, указан только в распоряжении Администрации города Великие Луки N 312-р и не содержит в качестве основания для восстановления отстраненного сотрудника на работе указание на достижение доли вакцинированных сотрудников 80% от общей численности работников.
Решением Великолукского городского суда Псковской области от 27 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 1 июня 2023 года, в удовлетворении административного иска МУП "Тепловые сети" города Великие Луки отказано.
В кассационной жалобе на решение Великолукского городского суда Псковской области от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Псковского областного суда от 1 июня 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 29 сентября 2023 года, МУП "Тепловые сети" города Великие Луки ставит вопрос об отмене судебных актов, настаивая на доводах административного иска и наличии оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что 14 октября 2021 года старшему мастеру цеха по ремонту и эксплуатации электрооборудования КИПиА МУП "Тепловые сети" г. Великие Луки Буянкову И.В. вручено уведомление, об обязанности сделать прививку от коронавирусной инфекции (COVID-19).
25 октября 2021 года от Буянкова И.В. на имя директора МУП "Тепловые сети" г. Великие Луки поступило заявление об отказе от проведения вакцинации в рамках профилактических противоэпидемиологических мероприятий.
Буянков И.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, в 2021 году ему исполнилось "данные изъяты", противопоказаний к профилактической прививке против COVID-19, не имел. Таким, образом, Буянков И.В. не являлся лицом, которому необходимо привиться в обязательном порядке.
Приказом от 1 ноября 2021 года N 288к МУП "Тепловые сети" г. Великие Луки на основании абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача Псковской области от 8 октября 2021 года N 27, Распоряжения Администрации города Великие Луки от 18 октября 2021 года N 312-р, старший мастер цеха по ремонту и эксплуатации электрооборудования КИПиА Буянков И.В, отказавшийся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) и не имеющий противопоказаний для вакцинации, с 8 ноября 2021 года был отстранен от работы без сохранения заработной платы на период отстранения.
7 ноября 2021 года Буянков И.В. обратился в прокуратуру города Великие Луки с просьбой дать правовую оценку действиям работодателя по факту его отстранения от работы.По итогам прокурорской проверки 10 января 2022 года заместителем прокурора города Великие Луки Псковской области Паршиной Е.Н. в адрес МУП "Тепловые сети" г. Великие Луки было вынесено представление об устранении нарушений трудового законодательства N 2165ж-2021, которым МУП "Тепловые сети" г. Великие Луки предложено незамедлительно устранить выявленные нарушения, причины и условия им способствующие, а именно: обеспечить допуск к работе, осуществить начисление и выплату среднего заработка за время вынужденного прогула Буянкову И.В.
В предписании также указано, что положения трудового законодательства были нарушены МУП "Тепловые сети" города Великие Луки после того, как 26 ноября 2021 года предприятие исполнило требования Постановления N 27, а именно: количество привитых от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) сотрудников составило 80% от общего числа сотрудников. В связи с чем, с 26 ноября 2021 года Буянков И.В. был незаконно отстранен от работы, что повлекло утрату им заработной платы. В силу положений статей 234 и 394 Трудового кодекса Российской Федерации Буянков И.В. имеет право на выплату среднего заработка за время вынужденного прогула.
Отказывая МУП "Тепловые сети" г. Великие Луки в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания от 10 января 2022 года N 2165ж-2021, вынесенного уполномоченным должностным лицом, при соблюдении порядка его вынесения, а также, что оспариваемое предписание прав МУП "Тепловые сети" г. Великие Луки не нарушает и незаконно не возлагает на него обязанностей по выплате заработной платы за время вынужденного прогула Буянкову И.В, с которым согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе положений Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические правила по профилактике инфекционных болезней", постановления главного государственного санитарного врача по Псковской области от 8 октября 2021 года N 27 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", совместных разъяснений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 июля 2021 годаN14-4/10/п-5532, согласно которым для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
При проведении прокурорской проверки установлено и не оспаривалось административным истцом при рассмотрении дела, что коллективный иммунитет, при котором обеспечивается контроль эпидемическим процессом и стабилизируется ситуация, сформировался в МУП "Тепловые сети" г. Великие Луки при достижении 80% вакцинированных работников от списочного состава от COVID-19 на 26 ноября 2021 года.
Таким образом, учитывая, что Буянков И.В. лицом, достигшим 65-летнего возраста, не является, у административного истца отсутствовали законные основания для отстранения Буянкова И.В. от работы при достижении установленного постановлением Главного государственного санитарного врача по Псковской области уровня коллективного иммунитета, то есть с 26 ноября 2021 года.
При этом, в ходе прокурорской проверки нарушений трудового законодательства при принятии учреждением решения об отстранения Буянкова И.В. до 26 ноября 2021 года не установлено.
Основанием принятия оспариваемого предписания послужило выявленное заместителем прокурора города Великие Луки Псковской области Паршиной Е.Н нарушение трудового законодательства МУП "Тепловые сети" города Великие Луки с момента формирования в учреждении коллективного иммунитета при 80% вакцинированных работников от списочного состава от COVID-19.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Великолукского городского суда Псковской области от 27 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 1 июня 2023 года без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" г. Великие Луки - без удовлетворения.
Решение Великолукского городского суда Псковской области от 27 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Псковского областного суда от 1 июня 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 20 декабря 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.