Определение Липецкого областного суда
от 16 января 2012 г. N 33-35/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Брик Г.С.
судей: Маншилиной Е.И. и Поддымова А.В.
при секретаре Вагаповой Д.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по кассационной жалобе заявителей Васнева Дмитрия Ивановича, Овчинникова Сергея Вячеславовича на решение Советского районного суда г. Липецка от 28 ноября 2011 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Овчинникова Сергея Вячеславовича и Васнева Дмитрия Ивановича об оспаривании решений органа государственной власти и о понуждении принять решения о проведении аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов отказать".
Заслушав доклад судьи Маншилиной Е.И., судебная коллегия установила:
Овчинников С.В. и Васнев Д.И. обратились в суд с заявлениями о признании незаконными решений управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, изложенных в письмах N 7516-08 и N 7525-08 от 17 августа 2011 г., и о понуждении принять решения о проведении аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.
В обоснование заявленных требований Овчинников С.В. и Васнев Д.И. указали, что 13.05.2011 г. на официальном сайте управления имущественных и земельных отношений Липецкой области в сети "Интернет" было размещено сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов. 9.06.2011 г. они подали заявления о предоставлении земельных участков в аренду. На их заявление от 27.07.2011 г. о предоставлении решений управления имущественных и земельных отношений Липецкой области о проведении аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков были получены письма N 7516-08 и N 7525-08 от 17.08.2011 г. со ссылкой на невозможность предоставления решений, поскольку такие решения принимаются после формирования земельных участков, их постановки на кадастровый учет и оценки независимым оценщиком, а также, что эти земельные участки могут быть предоставлены льготным категориям граждан, а не выставлены на аукцион. Полагают, что заинтересованным лицом нарушено их право на предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства и право на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. По мнению заявителей, довод заинтересованного лица о предоставлении земельных участков льготным категориям граждан противоречит Конституции РФ и Земельному кодексу РФ. Просили признать незаконными решения управления имущественных и земельных отношений Липецкой области, изложенные в письмах N 7516-08 и N 7525-08 от 17 августа 2011 г., и обязать управление имущественных и земельных отношений принять решение о проведении аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, находящихся в г. Липецке в отношении 9 земельных участков.
В судебном заседании представитель заявителей Овчинникова С.В. и Васнева Д.И. по доверенности Васнев И.И. поддержал заявленные требования.
Представитель управления имущественных и земельных отношений Липецкой области по доверенности Овчинникова О.С. возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку до настоящего времени земельные участки не сформированы и решение о проведении аукциона на стадии формирования земельных участков не может быть принято, права заявителей ничем не нарушены.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В кассационной жалобе заявители Васнев Д.И. и Овчинников С.В. просят отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Изучив материалы гражданского дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требования закона.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправлении, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, в силу ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что 13 мая 2011 года на официальном сайте управления имущественных и земельных отношений Липецкой области было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, находящихся в г. Липецке, всего 24 участка, указано примерное местоположение земельных участков и их площадь, срок подачи заявлений до 13.06.2011 г.
9.06.2011 г. Овчинников С.В. и Васнев Д.И. подали заявления о предоставлении им в аренду каждому 9 земельных участков. 27.07.2011 года заявителями направлено в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области заявление о предоставлении решений управления о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, на которые 17 августа 2011 г. за N 7516-08 (Овчинникову С.В.), N 7525-08 (Васневу Д.И.) поступили сообщения, из которых следует, что в настоящее время указанные земельные участки находятся на стадии формирования в органе местного самоуправления, после формирования земельных участков, их постановки на кадастровый учет и оценки независимым оценщиком, управлением будет принято решение либо о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков, либо, в связи с поручением Президента РФ о предоставлении земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, и другим льготным категориям граждан.
Как следует из материалов дела, земельные участки в настоящее время не сформированы и не поставлены на кадастровый учет.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 38 Земельного кодекса РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В силу п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования размещения объекта.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Судом правильно был сделан вывод о том, что положения ст. 30.1 Земельного кодекса РФ необходимо применять во взаимодействии с п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, устанавливающей общий порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования.
В силу п. 4 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Исходя из анализа изложенных положений действующего законодательства следует, что земельный участок становится объектом права только после проведения его межевания и кадастрового учета, поэтому несостоятельны доводы заявителей о том, что возможно принятие решения о проведении аукциона до формирования земельных участков и постановки их на кадастровый учет. По изложенным основаниям невозможно и проведение аукциона.
Судом правильно отвергнуты доводы заявителей о том, что заинтересованным лицом нарушен административный регламент по предоставлению государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа город Липецк Липецкой области, для индивидуального жилищного строительства", утвержденный постановлением администрации Липецкой области от 31 декабря 2008 г. N 361 (далее административный регламент), поскольку и в соответствии с п. 70 административного регламента, аукцион по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка проводится управлением по сформированному и прошедшему государственный кадастровый учет земельному участку в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ.
Не может повлечь отмену решения и доводы кассационной жалобы о том, что, предоставляя земельные участки льготным категориям граждан, заинтересованное лицо нарушает право на предоставление заявителям земельных участков в аренду и право на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, поскольку как следует из сообщений N 7516-08, N 7525-08 от 17.08.2011 г. земельные участки в настоящее время еще никому не предоставлены, а, следовательно, права заявителей ничем не нарушены.
Как видно из заявления Овчинникова С.В. и Васнева Д.И., требований о признании бездействия заинтересованного лица по непринятию решений о проведении аукциона в установленный срок не заявлялось, вследствие чего доводы кассационной жалобы о нарушении прав заявителей в данной части не могут являться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что права заявителей сообщениями управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N 7516-08, N 7525-08 от 17 августа 2011 года не нарушены, и оснований для возложения на заинтересованное лицо обязанности принять решение о проведении аукционов по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов не имеется, отказ в удовлетворении заявления постановлен в соответствии с правилами главы 25 ГПК РФ и собранными по делу доказательствами, оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств, представленных сторонами в материалы дела, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены судебного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе Васневым Д.И. и Овчинниковым С.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Советского районного суда г. Липецка от 28 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу заявителей Васнева Дмитрия Ивановича и Овчинникова Сергея Вячеславовича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Липецкого областного суда от 16 января 2012 г. N 33-35/2012
Текст документа размещен на официальном сайте Липецкого областного суда http://oblsud.lpk.sudrf.ru/