Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 23 марта 2009 г. N А36-1795/2008
(извлечение)
См. также определение ФАС ЦО от 5 мая 2009 г. N А36-1795/2008 и постановления ФАС ЦО от 17 ноября 2010 г. по делу N А36-1795/2008, от 30 ноября 2009 г. N Ф10-849/09 по делу N А36-1795/2008
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от заявителя - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Администрации г. Ельца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, 3-их лиц: Муниципальное унитарное жилищное эксплуатационное ремонтное предприятие города Ельца - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, Прокуратуры г. Ельца ООО "Л" - Х.Т.Ф. - представителя (доверенность от 25.07.2008, постоянная),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Товарищества собственников жилья "Г" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.10.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 по делу N А36-1795/2008, установил:
Товарищество собственников жилья "Г" (далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным распоряжения главы Администрации города Ельца Липецкой области от 23.05.2008 N 699-р "О снятии с баланса МУЖЭРП г. Ельца жилых домов" в части исключения из подпункта 2.2 пункта 2 слов : "на жилой дом по ул. К.,1 в ООО "ЛСК "Р" и с требованием обязать Муниципальное унитарное жилищное эксплуатационное ремонтное предприятие г. Ельца (далее - МУЖЭРП г. Ельца) передать ТСЖ "Г" по акту приёма-передачи исполнительно-техническую документацию на жилой дом по ул. К., 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ООО "Липецкая сервисная компания "Р", Прокуратура города Ельца, Муниципальное унитарное жилищное эксплуатационное ремонтное предприятие города Ельца.
Решением суда от 15.10.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество просит решение и постановление отменить как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя Товарищества, кассационная инстанция считает, что решение и постановление подлежат отмене, дело- направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации города Ельца Липецкой области от 23.05.2008 N 699-р "О снятии с баланса МУЖЭРП г. Ельца жилых домов" были изъяты из хозяйственного ведения Муниципального унитарного жилищного эксплуатационного ремонтного предприятия г. Ельца жилые дома и последнему предписано составить акты состояния общего имущества в многоквартирных домах согласно перечню и передать в двухнедельный срок с момента получения распоряжения имеющуюся документацию на жилые дома, в том числе на жилой дом по ул. К., д. 1, г. Елец, по акту приема-передачи в ООО "Л".
Полагая, что ненормативный акт Администрации в вышеуказанной части незаконен, ТСЖ "Г" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Товарищества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Кассационная инстанция не может согласиться с данным выводом судов первой и апелляционной инстанций в связи со следующим.
В силу ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
Частью 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ определено, что собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (п. 2).
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (далее- 189-ФЗ) ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд пришел к выводу, что МУЖЭРП г. Ельца, как предыдущая управляющая компания, в соответствии с п. 10. ст. 162 Жилищного кодекса РФ обязана была передать техническую документацию на дом Обществу с ограниченной ответственностью "ЛСК "Р", а у последнего имелись законные основания ее принять.
Между тем из материалов дела следует, что 23.03.2008 путем заочного голосования на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Елец, ул. К., д. 1 и ул. О., д. 14, принято решение о выборе в качестве способа управления домами - Товарищество собственников жилья, о чем составлен протокол N 1 с участием 55,6 % собственников жилья.
25 апреля 2008 года согласно свидетельству серии 48 N 001222864 о государственной регистрации юридического лица, выданного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Ельцу Липецкой области, создано Товарищество собственников жилья "Г".
В силу п. 9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (п. 9).
В порядке п. 1 ст. 18 Закона N 189-ФЗ орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
В силу указанной нормы права собственниками жилых помещений в доме по ул. К., 1 было реализовано право по выбору способа управления жилым домом до 01.05.2008 - ТСЖ "Г". Решение о ликвидации Товарищества на общем собрании собственников жилых помещений домов и изменении способа управления не принималось.
Конкурс о выборе способа управления жилым домом по ул. К.,1 администрацией города не проводился.
Помомо этого, при исследовании доказательств, представленных ООО "ЛСК "Р", судом установлено, что протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по ул. К., 1 о выборе способа управления этим домом в форме заочного голосования датирован 19.05.2008, то есть после того, когда уже был определен способ управления и была создана управляющая организация этим домом - ТСЖ "Г".
Частью 3 статьи 15 АПК РФ определено, что принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Учитывая, что в оспариваемых решении и постановлении судов первой и апелляционной инстанций не указаны мотивы, в соответствии с которыми судебные инстанции отклонили доводы заявителя о несоответствии ненормативного акта нормам гражданского и жилищного законодательства и нарушение прав и интересов Товарищества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, данные судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
Поскольку суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов только с точки зрения правильного применения норм материального и процессуального права, а вопросы установления фактов в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходят за пределы кассационного пересмотра, судебные акты следует отменить, дело - передать на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела с учетом указанных норм права суду следует дать надлежащую правовую оценку доводам ТСЖ "Г", приведенным в обоснование своих требований и возражений, с учетом чего разрешить спор в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ч.ч. 1, 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 15.10.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2008 по делу N А36-1795/2008 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В порядке п. 1 ст. 18 Закона N 189-ФЗ орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
...
Учитывая, что в оспариваемых решении и постановлении судов первой и апелляционной инстанций не указаны мотивы, в соответствии с которыми судебные инстанции отклонили доводы заявителя о несоответствии ненормативного акта нормам гражданского и жилищного законодательства и нарушение прав и интересов Товарищества в сфере предпринимательской и экономической деятельности, данные судебные акты нельзя признать законными и обоснованными."
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 марта 2009 г. N А36-1795/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании