Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа
от 24 февраля 2009 г. N А36-2009/2008
(извлечение)
Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 апреля 2009 г. N 5199/09 в передаче настоящего дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе: председательствующего, судей, при участии в заседании: от организации - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, от Фонда - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке на решение от 10.09.2008 Арбитражного суда Липецкой области и постановление от 18.11.2008 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А36-2009/2008, установил:
Октябрьское районное отделение городской организации Липецкой областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (далее - Организация, страхователь) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке (далее - Управление, УПФ) от 13.05.2008 N 18р.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 10.09.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2008 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит отменить судебные акты по делу, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы и отзыва, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, УПФ проведена камеральная проверка по вопросам исполнения страхователем обязанности по представлению органам пенсионного фонда сведений, необходимых для персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, в результате чего установлен факт непредставления таких сведений, о чем составлен акт от 22.04.2008 N 32.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управлением принято решение от 13.05.2008 N 18р о привлечении Организации к ответственности за нарушение п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в сумме 1642,8 руб.
Полагая, что ненормативный акт УПФ не соответствует требованиям законодательства, Организация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
Как установлено судом, на основании пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователь - организация обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов в указанный бюджет; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со ст. 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ данные сведения представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Форма "Индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе и начисленных страховых взносах застрахованного лица" (форма N СЗВ-4-2) утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 21.10.2002 N 122п (с изменениями, внесенными Постановлением от 14.10.2003 N 152п).
Аналогичные требования к представлению индивидуальных сведений установлены пунктом 27 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318. В названной Инструкции определено, что вместе с индивидуальными сведениями в отношении каждого работающего застрахованного лица страхователь к 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет ведомость об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11), в которой отражает сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющуюся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей в виде взыскания штрафа в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
На основании изложенного, судом правомерно указано, что непредставление сведений в установленные сроки и представление неполных и (или) недостоверных сведений образуют два самостоятельных состава правонарушений, ответственность за которые установлена названной статьей.
Материалами дела подтверждено, что 21.01.2008 Организация представила в Управление сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету за 2007 год, в которых были отражены все предусмотренные унифицированными формами СЗВ-4-2 и АДВ-11 сведения, в том числе список застрахованных лиц, суммы начисленных страховых взносов за период их работы.
Из материалов дела усматривается, что представленные страхователем документы не были приняты Управлением по причине того, что в ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) не была указана задолженность по страховым взносам за 2002-2003 годы. Страхователю было предложено представить исправленные формы, представленные им документы были возвращены.
При этом факт получения сведений в установленный срок Управлением не оспаривается.
Вместе с тем, из решения от 13.05.2008 N 18р следует, что основанием для привлечения Организации к ответственности послужило непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
Признавая незаконным указанное решение, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
В силу ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из названных норм, а также проанализировав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету были представлены Организацией в установленный законом срок, в связи с чем в ее действиях отсутствует состав правонарушения в виде непредставления в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании вышеизложенного, выводы суда о недействительности решения УПФ от 13.05.2008 N 18р, являются законными и обоснованными.
В кассационной жалобе Управление ссылается на необоснованность выводов суда об отсутствии у Организации задолженности по пенсионным взносам за 2002-2003 годы.
Данный довод не может быть принят во внимание, поскольку наличие либо отсутствие у Организации указанной задолженности не имеет правового значения при установленном факте неправильной квалификации Управлением допущенного страхователем нарушения.
При таких обстоятельствах, у суда первой и апелляционной инстанции имелось достаточно оснований для удовлетворения заявленных Организацией требований.
На основании изложенного, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, также не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
Решение от 10.09.2008 Арбитражного суда Липецкой области и постановление от 18.11.2008 Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А36-2009/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 февраля 2009 г. N А36-2009/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Центрального округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании